Конспект логопедичекого занятия "Работа над деформированными предложениями"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Иванова Людмила Михайловна

Материал подготовлен для занятий с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа над деформированными предложениями».

Урок-закрепление.

Форма занятия – мини-группа, 1 класс-комплект (учащиеся 2го класса с РАС).

Тема: «Работа с деформированными предложениями»

Цель:

Учить конструировать предложения из слов, работать с деформированными предложениями.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

 Формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях.

Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.

Предупреждать ошибки, связанные с нарушенным порядком слов в предложении.

Коррекционно-развивающая:

Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Совершенствование грамматического строя, развитие связной речи .

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

 Коррекционно-воспитательная цель:

Формирование усидчивости.

Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: карточки с заданиями, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова деформированного предложения, мячики «Су-Джок», листы с заданием, слова-подсказки (картинки-подсказки), презентация, аудиозапись «рычание медведя», цветные полоски.

Ход занятия

I. Организационный момент

1)    Вступление.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости, давайте мы со всеми поздороваемся. Теперь усаживайтесь и начнем занятие.

Возьмите листы с заданием. На верхней строке запишем число. 17 октября.

Раздается рычание зверя.

– Ребята, кто это рычит? Где он? Посмотрите на экран. Это кто такой грустный сидит? Узнаете?

– Правильно, это Медведь. Из какого мультфильма этот герой?

Что же случилось? Давайте у него спросим.

Читает учитель.

Однажды буквы с Машей поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как  их место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И просят  буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

У каждого ученика индивидуальный рабочий лист.

Ребята, посмотрите задание № 1.Вы видите рассыпанные буквы, помогите «собрать слова» (составить слова).

Отгадайте загадку о животном, а теперь  соберите из букв слово, соединяя буквы карандашом.

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый ... (волк)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

 С длинными ушами…(заяц)
Зимой  –  белый, летом  –  серый … (заяц)

С рыжим, огненным хвостом

Пролетает над кустом.

 С веточки на ветку стрелкой…

Кто прыгун в лесу том? … (белка)

Косолапый он и бурый.

Если мёда нет – он хмурый.

Любит сызмала реветь,

Потому что он … (медведь)

Проверка. На доске напечатанные слова. Дети выходят к доске соединяют буквы и показывают,  какие слова получились.

Логопед: Видите, ребята, какие  замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём нужном месте, иначе будет путаница.

Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их исправлять, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно.  Давайте с вами вспомним, что такое предложение?

Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? (Нет)

Кошка села на окошко. Это  предложение? (Да)

Вывод. Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.  (На мониторе правило.  Читают  хором)

2) Игра «Будь внимательным!» Поиграем?

 Если вы услышите предложение, то поднимите карточку синего цвета, а если это просто набор слов – красного.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

Птицы собрались улетать на…

В зоопарке мы видели жирафа.

3) –  Посмотрите на экран. Маша рисовала и получилась какая-то путаница. Леша прочитай первое предложение.

 На столе сапоги, под столом пироги. (В качестве визуальной подсказки картинки-путаницы).

 Как нужно правильно сказать?

 Исправь путаницу. Найди правильное по смыслу слово. Впиши  правильно слова в предложении в нужном месте.  На мониторе проверка: дети показывают правильное слово, на экране меняется слово и картинка.

Юля, читает и исправляет второе предложение.

Под столом портрет, над столом табурет.  

 Как нужно правильно сказать?

Ребята, что мы сделали, чтобы исправить ошибки? (Поменяли местами слова).

Обратите внимание на то, что все слова в предложении должны стоять в определенном порядке, иначе потеряем смысл.

 Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

4) Игра с мячиком «Су-Джок» «Ёжик»

Мяч колючий будто ёжик!

Нет ни ручек, нет ни ножек.

Покатаем мяч немножко,

А потом сожмём его в ладошках.

5)  Маша пока не умеет читать и просит помочь ей вставить пропущенные слова в предложения. Эти слова находятся рядом с текстом, давайте прочитаем их, а сейчас прочитайте внимательно начало предложения и найдите недостающее слово.

 Прочитайте про себя каждое предложнение. Подберите подходящее по смыслу слово.

Ответы детей учитель сопровождает показом предложения на мониторе.

6)  Учитель роняет книгу.

Ребята, что я наделала?! Все слова в моей книге перепутались, поможете мне найти их место в предложениях?

Прочтите слова в задании № 4.

живёт, Волк, лесу, в

волка, острые, У, зубы

 Измените их порядок так, чтобы получилось предложение.

– Юля, какое у тебя получилось первое предложение?

– Леша, какое у тебя получилось первое предложение?

Запишите  эти предложения. Обращаем внимание на то, что все слова в предложении должны стоять в определенном порядке, иначе предложение потеряет смысл.

–  Обратите внимание на то, Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

–  Как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.

  Что ставим в конце предложения?

 С какой буквы начинаем писать первое слово?

Теперь поменяйтесь работами и проверьте друг друга.

7)  Взаимопроверка. (Исправляют простым карандашом)

8) Ребята, озорница Маша баловалась и испортила рассказ. Поможем Маше прочитать его. Юля будет читать предложения, выделенные красным цветом. Леша – зеленым. Учитель раздает полоски определенного цвета.

Прочитайте рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

Чтение деформированного текста «Открытые ворота».

https://open-lesson.net/uploads/files/2016-12/thumb/QIP_Shot_Screen_363.png

Ребята, теперь ответьте на вопросы.

Куда отправилась мама?

О чём мама попросила Егорку?

Почему Егор забыл про просьбу?

– Почему урожай был испорчен?

III. Заключительная часть

Итог занятия

— Молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Давайте скажем Маше и  Мише спасибо за это интересное занятие.

Теперь посмотрите на доску и вспомните, чем занимались сегодня. (На доске схематичное изображение заданий).

 Давайте сделаем вывод: слова в предложении стоят в определенном порядке, связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Посмотрите на свои смайлики. Поднимите веселых смайликов, если вам было легко выполнять задания, грустных – если было трудно. На этом наше занятие закончилось. Скажем всем «До свидания!», теперь можете идти отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа из деформированных предложений по теме "Птицы"

В материале дается подборка  рассказов про птиц. Данный материал возможно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках в начальной школе по русскму языку и окружающему миру.М...

Составление связанного текста из деформированных предложений

Составление связанного текста из деформированных предложений помогает: • Активизировать словарный запас.• Развивать языковый анализ и синтез.• Развивать навык установления грамматических связей м...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка" по рассказам В.Бианки...

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. 3 класс. (сентябрь 2015 год)

Материал подготовлен для учащихся третьих классов. Программа "Школа - 2100". Цели работы: развитие устной и письменной речи школьников, закрепление изученных орфограмм....

Повторение. Связь слов в предложении. Восстановление деформированных предложений

повторить теоретические знания о предложениях и их членах;упражняться в самостоятельном составлении предложений, выборе словосочетаний, восстановлении деформированного текста;проверить умение использо...

Алгоритм работы с деформированным предложением

Алгоритм  работы с деформированным предложением...