Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте
материал по логопедии

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Готовность ребёнка к обучению грамоте

Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.

Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.

Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)

Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.

Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может. Примерные ошибки:

МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)

Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.

Как учить буквы

Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».

Складывать буквы из пальцев.

Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.

Высыпать буквы из песка, муки, крупы.

Лепить буквы из теста, пластилина.

Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.

На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).

Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).

Дописывать «сломанные» буквы.

Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).

Подбирать картинки на заданную букву.

Раскрашивать большие буквы.

Обводить буквы по пунктиру.

Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).

Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.

Звуко-слоговой анализ слова

Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.

Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.

Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)

Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?

Подготовка руки к письму

Вырезать ножницами любые картинки в журналах. Лепить из пластилина.

Тетрадь должна быть с полями. Рисование по клеткам.

Полезны упражнения «Штриховка», «Шнуровки», застегивать и расстёгивать замочки, пуговицы, перебирать мелкие предметы, собирать мозаику.

Рисовать или обводить контуры рисунка только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).

Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.

Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа

Развитие слухового внимания и контроля.

Можно рекомендовать следующие игры:

Игра «Узнай предмет по звуку»

Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.

По каждому предмету постучали палочкой.

Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1

Игра «Кто это?»

Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.

Внимателен ли ты?

Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит.Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р".

Определение места данного звука в слове.

В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п. 4.

Игра с картинками.

Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.

Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.

Сопоставление 2 звуков.

Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлены упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) Назови слова сам.

Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть-в начале, в середине, в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям определить готовность ребёнка к обучению в школе?

Важно психологически подготовить ребёнка к школе, для того,  чтобы нарушение социально-психологической адаптации не стали причиной школьных трудностей ребёнка....

Готовность ребёнка к обучению в школе. Беседа с родителями.

Родителям объясняется, что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в первый класс, на что больше обратить внимание....

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...

Консультация для родителей "Трудности ребёнка при обучении русскому языку"

Практическое занятие для родителей, как помочь ребёнку, имеющим трудности в обучении русскому языку.План.1.О  проблемах  обучения  учащихся  русскому  языку.2.Анализ  и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к школьному обучению»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к школьному обучению»...

Консультация для родителей "Методические рекомендации по обучению грамоте"

Консультация позволит родителям дошкольников и первоклассников избежать типмчных ошибок при обучении грамоте детей...