Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс
методическая разработка по логопедии (4 класс)

Блохина Елена Владимировна

Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_4_klass.docx147.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

4 класс

2 часа в неделю (68 часов в год)

Пояснительная записка

Для учащихся с ОВЗ (ЗПР) характерно: расстройство письма обусловлено не столько нарушением устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функций последовательного рядообразования, столь важного для процесса письма. Дисграфии связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слова и предложения, с нарушениями мнестических процессов.

Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темп обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст.

Дисграфия у детей с ЗПР редко встречается какого-либо одного, выделяемого педагогической классификацией вида. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное расстройство, индивидуальное в каждом конкретном случае.

В коррекции дисграфии предполагается комплексный подход, осуществляемый с учащимися в течение трех лет.

Отработка материала происходит на уровне слова и предложения на программном материале учебника 4 класса по русскому языку.

Цель:

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи:

  1. Развитие неречевых психических функций.
  2. Развитие языкового анализа и синтеза на  фонематическом уровне.
  3. Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на морфемном  уровне.
  4. Развитие  языкового  анализа  и  синтеза  на  морфологическом  уровне.
  5. Развитие  языкового  анализа  и  синтеза   на  синтаксическом уровне.
  6. Предупреждение  дизорфографии.
  7. Развитие лексико-грамматического строя  речи.

Содержание

Развитие неречевых психических функций*

  1.   Развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
  2.   Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
  3.   Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

 * Развитие неречевых психических функций   –  на каждом занятии.

Развитие функции языкового анализа и синтеза на синтаксическом  уровне 

  1. Анализ и синтез текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов.
  2. Дифференциация словосочетания и предложения.
  3. Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме простого предложения с однородными членами.
  4. Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме сложного предложения.
  5. Составление ряда синонимов, антонимов, омонимов.

Развитие функции языкового анализа и синтезана морфемном уровне 

  1. Дифференциация частей слова. Различие и дифференциация частей слова и форм одного и того же слова.
  2. Анализ и комментирование орфограммы написание разделительных Ь и Ъ на практическом уровне.

Развитие функции языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне 

  1. Распознавание частей речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол и местоимение) по основным морфологическим признакам.
  2. Распознавание наречия как части речи по основным морфологическим признакам. Образование наречий от имен прилагательных на практическом уровне.
  3. Распознавание имени существительного с анализом основных морфологических признаков на уровне предложения и текста.
  4. Закрепление понятия о падеже (по алгоритму).
  5. Изменение имени существительного в единственном числе по падежам с опорой на алгоритм.
  6. Дифференциация имен существительных в единственном числе по падежам (И.п. и В.п.; Р.п. и В.п.)  на практической основе.
  7. Распознавание склонений имен существительных единственного числа на практическом уровне.
  8. Анализ алгоритма определения безударных окончаний имен существительных в единственном числе на практической основе.
  9. Дифференциация безударных окончаний имен существительных в единственном числе по алгоритму.
  10. Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа.
  11. Распознавание падежей имен существительных во множественном числе.
  12. Изменение имен существительных во множественном числе по падежам в предложении.
  13. Дифференциация безударных окончаний имен существительных во множественном числе по алгоритму.
  14. Дифференциация безударных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
  15. Распознавание имен прилагательных с анализом основных морфологических признаков  на практическом уровне.
  16. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе на практическом уровне.
  17. Изменение имени прилагательного мужского и среднего рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм.
  18. Изменение имени прилагательного по падежам (И.,В.,Р.) в единственном числе с опорой на алгоритм.
  19. Изменение имени прилагательного женского рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм.
  20. Дифференциация безударных окончаний имен прилагательных женского рода в предложении и тексте.
  21. Изменение имени прилагательного по падежам во множественном числе с опорой на алгоритм.
  22. Дифференциация окончаний имен прилагательных во множественном числе в предложении и тексте.
  23. Распознавание личных местоимений с опорой на основные морфологические признаки.
  24. Изменение личных местоимений единственного и множественного числа по падежам на практическом уровне.
  25. Распознавание глагола как части речи с опорой на основные морфологические признаки.
  26. Распознавание глаголов неопределенной формы на практическом уровне.
  27. Дифференциация глаголов по временам на практическом уровне.
  28. Изменение глаголов по лицам и числам с опорой на алгоритм.
  29. Распознавание глаголов I, II спряжения в словосочетаниях на практической основе.
  30. Распознавание личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму.
  31. Дифференциация личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму.
  32. Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание Ь.
  33. Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными на практическом уровне.
  34. Суффиксальный способ образования глаголов прошедшего времени.
  35. Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов.
  36. Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание частицы НЕ с глаголом.
  37. Дифференциация безударных личных окончаний глаголов в предложении и тексте.

Дифференциация смешиваемых звуков и букв.

  1. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
  2. Дифференциация гласных звуков и букв О-У в предложениях, текстах.
  3. Дифференциация гласных букв Ё-Ю в предложениях, текстах.
  4. Дифференциация гласных звуков и букв А-О в предложениях, текстах.
  5. Дифференциация гласных звуков и букв О-Ё в предложениях, текстах.
  6. Дифференциация звуков и букв Б-П, Бь-Пь в предложениях, текстах.
  7. Дифференциация звуков и букв В-Ф, Вь-Фь в предложениях, текстах.
  8. Дифференциация звуков и букв Г-К-Х, Гь-Кь-Хь в предложениях, текстах.
  9. Дифференциация звуков и букв Д-Т, Дь-Ть в предложениях, текстах.
  10. Дифференциация звуков и букв З-С, Зь-Сь в предложениях, текстах.
  11. Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в предложениях, текстах.
  12. Дифференциация звуков и букв Б-Д, Бь-Дь в предложениях, текстах.
  13. Дифференциация звуков и букв К-Н, Кь-Нь в предложениях, текстах.
  14. Дифференциация звуков и букв И-Ш в предложениях, текстах.
  15. Дифференциация звуков и букв С-Ш в предложениях, текстах.
  16. Дифференциация звуков и букв  З-Ж в предложениях, текстах.
  17. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в предложениях, текстах.
  18. Дифференциация звуков и букв С-Ц в предложениях, текстах.
  19. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в предложениях, текстах.
  20. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в предложениях, текстах.
  21. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч в предложениях, текстах.
  22. Дифференциация звуков и букв Ч-Ть в предложениях, текстах.
  23. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-Ть в предложениях, текстах.
  24. Дифференциация звуков и букв Сь-Щ в предложениях, текстах.
  25. Дифференциация звуков и букв И-Ц в предложениях, текстах.
  26. Дифференциация звуков и букв Л-Ль в предложениях, текстах.
  27. Дифференциация звуков и букв Р-Рь в предложениях, текстах.
  28. Дифференциация звуков и букв Рь-Ль в предложениях, текстах.
  29. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь предложениях, текстах.

     Предупреждение и преодоление дизорфографии *

  1. Мягкий разделительный знак – показатель мягкости.
  2. Комментирование орфограмм корня (безударные гласные).
  3. Комментирование орфограмм корня (парные согласные).
  4. Комментирование орфограмм корня (непроизносимые согласные).
  5. Комментирование орфограмм корня (удвоенные согласные).
  6. Комментирование орфограмм суффикса (-ик/-ек, -ок).
  7. Комментирование орфограмм приставки.  Предлог и приставка. Разделительный твёрдый знак.
  8. Комментирование орфограмм имени существительного, имени прилагательного (правописание безударных падежных окончаний).
  9. Комментирование орфограмм глагола (НЕ с  глаголом, неопределённая форма, ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах, правописание безударных личных окончаний глагола).

* Орфограммы  отрабатываются  на  учебном  материале в предложении, тексте.

Развитие лексико-грамматического строя речи   

  1. Расширение и уточнение словаря на материале синонимов, антонимов, фразеологических оборотов.
  2. Составление рассказа (предложения) по опорным словам.

Планируемые результаты освоения программы по коррекции

смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Находить и комментировать в словах ошибкоопасные места.
  2. Конструировать простые распространенные предложения с опорой на графическую схему и без нее. Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
  3. Грамотно списывать тексты и писать под диктовку (60-80 слов)  без искажения
  4. слов и пропуска букв с печатного и письменного текста.
  5. Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
  6. Различать изученные части речи.
  7. Определять основные грамматические категории имени существительного и прилагательного.
  8. Дифференцировать гласные и согласные, опираясь на их артикуляторно-акустические признаки.
  9. Распознавать орфограммы разделительных Ь и Ъ в  слове на слух и в произношении.

Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Составлять под руководством учителя небольшие (5-6 предложений) тексты по

сюжетной картинке.

  1. Определять основные грамматические категории глагола и местоимения.
  2. Анализировать текст с нарушенным порядком предложений (5-6 предложений).
  3. Находить и применять изученные орфограммы на уровне текста.
  4. Выполнять звуко-буквенный разбор слов разного уровня сложности.
  5. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
  6. Развивать функцию словоизменения на материале имени существительного, прилагательного, глагола и местоимения.
  7. Дифференцировать звуки и буквы О-У, Ё-Ю, А-Я, О-Ё, Б-П, Бь-Пь, В-Ф,Вь-Фь, Г-К,Гь-Кь, К-Г-Х, Кь-Гь-Хь, Д-Т, Дь-Ть, З-С, Зь-Сь, Ж-Ш, П-Т, Пь-Ть,Б-Д, Бь-ДьС, К-Н, Кь-Нь, Ш-И, С-Ш, З-Ж, Ш-Щ, С-Ц, Ш-Ч, Щ-Ч, Ц-Ч, Ч-Ть, Ч-Ц-Ть, Сь-Щ, И-Ц, Л-Ль, Р-Рь, Р-Л, Рь-Ль, М-Л, Мь-Ль на уровне предложений, текстов.
Тематический план по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во

часов

I.Обследование

6

1.

Обследование языкового анализа и синтеза.

1

2.

Обследование словаря, лексико-грамматического строя речи.

1

3.

Обследование письменной речи. Диктант букв, слогов, слов.

1

4.

Обследование письменной речи. Диктант текста.

1

5.

Обследование письменной речи. Списывание.

1

6.

Обследование сформированности навыка чтения.

1

II. Развитие языкового анализа и синтеза на синтаксическом уровне

6

1.

Анализ и синтез текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения.  Дифференциация гласных первого ряда в предложении и тексте.

2

2.

Дифференциация словосочетания и предложения. Дифференциация гласных второго ряда в предложении и тексте.

1

3.

Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме простого предложения с однородными членами. Роль Ь – обозначение мягкости согласных на письме.

1

4.

Анализ лексико-грамматических связей и конструирование по графической схеме сложного предложения. Дифференциация звуков и букв О-У в предложении и тексте.

1

5.

Составление ряда синонимов, антонимов, омонимов. Дифференциация звуков и букв Ё-Ю в предложении.                                                        

1

III. Развитие языкового анализа и синтеза на морфемном уровне

3

1.

Дифференциация частей слова. Различие и дифференциация частей слова и форм одного и того же слова. Дифференциация звуков и букв Ё-Ю в тексте.

1

2.

Дифференциация частей слова. Различие и дифференциация частей слова и форм одного и того же слова. Дифференциация звуков и букв А-О в предложении.

1

3.

Анализ и комментирование орфограммы написания разделительных Ь и Ъ на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв А-О в тексте.

1

IV. Развитие языкового анализа и синтеза на морфологическом уровне

47

1.

Распознавание частей речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол и местоимение) по основным морфологическим признакам. Дифференциация звуков и букв Б-П в предложении, тексте.

2

2.

Распознавание наречия как части речи по основным морфологическим признакам. Образование наречий от имен прилагательных на практическом уровне. Дифференциация с звуков и букв Бь-Пь в предложении и тексте.

1

3.

Распознавание имени существительного с анализом основных морфологических признаков на уровне предложения и текста. Дифференциация  звуков и букв В-Ф в предложении и тексте.

1

4.

Закрепление понятия о падеже (по алгоритму). Дифференциация  звуков и букв Вь-Фь в предложении и тексте.

1

5.

Изменение имени существительного в единственном числе по падежам с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Г-К в предложении, тексте.

1

6.

Дифференциация имен существительных в единственном числе по падежам (И.п. и В.п.; Р.п. и В.п.)  на практической основе. Дифференциация звуков и букв Гь-Кь в  предложении, тексте.

1

7.

Распознавание склонений имен существительных единственного числа на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Д-Т в предложении, тексте.

1

8.

Анализ алгоритма определения безударных окончаний имен существительных в единственном числе на практической основе. Дифференциация звуков и букв Дь-Ть в предложении, тексте.

2

9.

Дифференциация безударных окончаний имен существительных в единственном числе по алгоритму. Дифференциация звуков и букв З-С в предложении, тексте.

2

10.

Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа. Дифференциация звуков и букв Зь-Сь в предложении, тексте.

1

11.

Распознавание падежей имен существительных во множественном числе. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в предложении.

1

12.

Изменение имен существительных во множественном числе по падежам в предложении. Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в тексте.

1

13.

Дифференциация безударных окончаний имен существительных во множественном числе по алгоритму. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в предложении.

1

14.

Дифференциация безударных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Дифференциация звуков и букв К-Г-Х в тексте.

1

15.

Распознавание имен прилагательных с анализом основных морфологических признаков  на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в предложении.

1

16.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв П-Т, Пь-Ть в тексте.

2

17.

Изменение имени прилагательного мужского и среднего рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Б-Д в предложении и тексте.

2

18.

Изменение имени прилагательного по падежам (И.,В.,Р.) в единственном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Бь-Дь в предложении, тексте.

1

19.

Изменение имени прилагательного женского рода по падежам в единственном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация  звуков и букв К-Н в предложении, тексте.

1

20.

Дифференциация безударных окончаний имен прилагательных женского рода в предложении и тексте. Дифференциация звуков и букв Кь-Нь в

предложении, тексте.

2

21.

Изменение имени прилагательного по падежам во множественном числе с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв С-Ш в предложении, тексте.

2

22.

Дифференциация окончаний имен прилагательных во множественном числе в предложении и тексте. Дифференциация звуков и букв З-Ж в предложении, тексте.

2

23.

Распознавание личных местоимений с опорой на основные морфологические признаки. Дифференциация звуков и букв Ш-И в предложении и тексте.

1

24.

Изменение личных местоимений единственного и множественного числа по падежам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в предложении.

1

25.

Распознавание глагола как части речи с опорой на основные морфологические признаки. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в тексте.

1

26.

Распознавание глаголов неопределенной формы на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ц в предложении.

1

27.

Дифференциация глаголов по временам на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв С-Ц в тексте.

1

28.

Изменение глаголов по лицам и числам с опорой на алгоритм. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в предложении.

1

29.

Распознавание глаголов I, II спряжения в словосочетаниях на практической основе. Дифференциация звуков и букв Ш-Ч в тексте.

1

30.

Распознавание личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в предложении.

1

31.

Дифференциация личных окончаний глаголов 2 и 3 лица единственного числа по алгоритму. Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в тексте.

1

32.

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание Ь. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в предложении.

1

33.

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными на практическом уровне. Дифференциация звуков и букв Ч-Ц в тексте.

1

34.

Суффиксальный способ образования глаголов прошедшего времени. Дифференциация звуков и букв Ч-ТЬ в предложении.

1

35.

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов. Дифференциация звуков и букв Ч-ТЬ в тексте. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-ТЬ в предложении.

2

36.

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание частицы НЕ с глаголом. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч-ТЬ в тексте.

1

37.

Дифференциация безударных личных окончаний глаголов в предложении. Дифференциация звуков и букв Ц-СЬ в предложении.

1

38.

Дифференциация безударных личных окончаний глаголов в тексте. Дифференциация звуков и букв Ц-СЬ в тексте.

1

IV. Развитие языкового анализа и синтеза на лексико-грамматическом уровне

2

1.

Расширение и уточнение словаря на материале синонимов, антонимов, фразеологических оборотов. Дифференциация звуков и букв Р-Л, Рь-Ль в предложении, тексте.

1

2.

Составление рассказа (предложения) по опорным словам. Дифференциация звуков и букв Л-М, Ль-Мь в предложении, тексте.

1

V. Обследование

4

1.

Обследование письменной речи. Диктант.

1

2.

Обследование письменной речи. Списывание.

1

3.

Обследование языкового анализа и синтеза.

1

4.

Обследование лексико-грамматического строя речи.

1

Итого часов

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у обучающихся начальных классов

Рабочая  программа по коррекции смешанной дисграфии составлена   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, инструктивно-методическим  письмом  о...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...

Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии

Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....