Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Блащук Милена Владимировна

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.

У учащихся первых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), на начало обучения отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. Фонематические нарушения выражаются в том, что учащиеся недостаточно дифференцируют звуки. Вследствие этого дети не в полной мере овладевают навыком звукобуквенного анализа и синтеза слова, поэтому и появляются специфические ошибки при чтении и письме.

Своевременная организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа «Исток»

Согласовано:                                                                                                                  Утверждаю:

Заместитель по УВР:                                                                                                       Директор школы:

_________________ Самсонова Н.И.                                                                            ______________ Ларькина Н.Н.

«____»___________________2019 г.                                                                             «____»_______________2019 г.

   

Рабочая программа

«Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-гокласса,

с фонетико –фонематическим недоразвитием речи»  

2019-2020 уч. год                                                                                    

   

                                                                                                                                                        Разработала: Учитель-логопед

                                                                                                                                                         Блащук Милена Владимировна

                                                                                                                                                                                                                               

Красногорск 2019

                                    Пояснительная записка.

Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.

У учащихся первых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), на начало обучения отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. Фонематические нарушения выражаются в том, что учащиеся недостаточно дифференцируют звуки. Вследствие этого дети не в полной мере овладевают навыком звукобуквенного анализа и синтеза слова, поэтому и появляются специфические ошибки при чтении и письме.

Своевременная организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукового оформления речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Рабочая программа по коррекции ФФНР, ФНР составлена на основе:

-Программно-методических материалов Розова. Ю.Е, Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов - М, Редкая птица ,2018г

- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

Цель программы: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР. (ФНР)

  Данная программа состоит из двух блоков:

 1 Блок –Предупреждение нарушений письменной речи, обусловленных трудностями в усвоении фонетической системы языка.

2 Блок-Коррекция нарушений устной речи (данный блок    используется  и в работе с учащимися 1 -4 классов, имеющими нарушение звукопроизношения (ФНР)

   

Задачи 1 Блока программы:

Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте:

-развивать пространственно-временные представления;

-развивать фонематический анализ и синтез;

-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;

-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;

-развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения, текста;

-Формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас;

Задачи 2 Блока программы:

Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте:

-развивать подвижность речевого аппарата;

-совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;

-корректировать дефекты звукопроизношения;

-автоматизировать ранее поставленные звуки;

-учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

Адресат: ученики 1 класса с ФФНР, ФНР.

Программа разработана в соответствии с основными принципами логопедии:

  • воздействие на все компоненты речевой системы (принцип системности)
  • учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (принцип дифференцированного подхода)
  • поэтапного формирования умственных действий, учет ведущей деят-ти возраста (принцип деятельностного подхода)
  • учет закономерности онтогенитического развития, последовательности формирования психических функций (онтогенетический принцип)

Работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи выстраивается по следующим направлениям:

          1.Развитие и коррекция звуковой стороны речи:

-коррекция дефектов произношения;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.

2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

-уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся  к различным частям речи так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкцийю

3.Формирование связной речи:

-развитие навыков построения связного высказывания;

-установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

4.Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД

-усвоить базовые предметные понятия фонетики и графики, орфографии;

-умение осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию на наглядно, образном, понятийном материале;

-умение устанавливать аналогии на предметном, речевом материале;

-умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, выбирать действие в соответствие с поставленной задачей;

-умение использовать знаково-символические средства;

-применять знания в новых ситуациях;

Регулятивные УУД:

-умение планировать и осуществлять предстоящую деятельность по образцу и правилу;

-умение сохранять заданную цель, работать в определенном темпе;

-умение контролировать свою деятельность по результату;

Личностные УУД:

-освоить социальную роль ученика;

-проявлять интерес к новым знаниям;

-оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности(неуспешности)в учебной деятельности;

-проявлять ответственность при выполнении задания.

Коммуникативные УДД

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-умение внимательно слушать и слышать собеседника не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;

-умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия ,удержания  и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

Содержание 1 Блока программы «Предупреждение нарушений письменной речи»:

Данный блок программы рассчитан на учащихся 1 классов, имеющих ФФНР.

Общая продолжительность занятий по программе -

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35-40 минут. Группы комплектуются в количестве  2-3 человек .

Система коррекционного обучения по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи условно делится на три уровня коррекции фонетический, лексический и синтаксический.

Кроме того, выделяется подготовительный  этап.

Работа на данном этапе направлена на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

Дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени:основных временных единиц, недостаточная  обобщенность пространственных понятий и представлений ,поэтому работе по развитию и уточнению данных функций проводится на подготовительном этапе.

Коррекционная работа на фонетическом уровне  направлена  на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка чтения и письма.

Отрабатывается:

-Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции.

-Понятие о гласном и согласном звука .Условные обозначения звуков. Диффренциация гласных и согласных звуков.

-Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы,У).Дифференциация гласных звуков А-О-И,Ы-И,А-О-У).

-Согласные звуки и буквы. Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач:

-развитие слогового, фонемного анализа и синтеза слов:

1.Обучение простым формам фонемного анализа .

2.Формирование сложных форм фонемного анализа.

3.Выполнение различных операций со звуковым образом слова.

-развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные хар-ки.

Главная задача-научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые звуки.

Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, гласных 1 и 2 ряда Опираясь на гласные 2 ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов  обозначения мягкости согласных на письме.

Важно не только научить детей различать на слух твердые и мягкие согласны, но и научить различать гласные буквы и звуки 1и 2 ряда при написании слов. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда  отрабатывается по мере изучения  соответствующих тем.

При изучении этого раздела ведется параллельная работа по формированию фонетико-фонематических представлений

на материале звонких –глухих парных согласных. Согласные звуки сравниваются попарно, объясняется сходство и различие их артикуляции. Система коррекционно-логопедической работы по формированию акустико-артикуляционных дифференцировок парных звонких –глухих согласных выстроена на постепенно усложняющемся материале: от сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях(в произношении, по слуху и на письме)

Работа над дифференциацией часто смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают буквы по этим признакам.

Главная задача-научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые звуки. Последовательность работы такая же, как при дифференциации звонких-глухих парных согласных.

При одновременной работе над всеми компонентами речевой системы на фонетическом этапе логопедического воздействия проводится работа по развитию лексико-грамматической стороне речи:

     - количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений)

-качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов)

Речевой материал, предъявляемый для звукобуквенного и слогового анализа, используется одновременно с целью обогащения словарного запаса учащихся.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:

-усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;

-формирование монологической речи;

В каждом разделе осуществляется работа над простым предложением. У учащихся формируется навык синтаксического разбора простых распространенных предложений. Для отработки раздельного написания слов используются графические схемы предложений. Работа над грамматическим оформлением предложений ведется параллельно. Включаются задания по составлению предложений из слов, восстановлению деформированных предложений. Важное значение отводится работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. В занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.

На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с освоения разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем переходит в этап работы над пересказом по серии картинок, по сюжетной картинке ,по опорным словам.

У учащихся 1 классов с нарушениями речи недостаточно сформированы неречевые процессы, составляющие  базу формирования навыков чтения и письма: слуховое и зрительное восприятие, внимание ,память ,мышление.

Поэтому программой предусмотрено на протяжении всего курса коррекции включение заданий, направленных на их развитие:

-развитие зрительно –пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающий заданный звук);

-развитие зрительной памяти (сравнение, сопоставление, нахождение одинаковых букв);

- развитие образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звукобуквенных связей);

-развитие речеслухового восприятия;

-развитие графо-моторных навыков.

Содержание 2 Блока программы «Предупреждение нарушений устной речи»:

Данный блок программы рассчитан на учащихся 1 классов, имеющих нарушение звукопроизношения.

2 Блок программы состоит из этапов:

1 этап. Обследование учащихся.

2 этап. Подготовительный, который включает в себя:

-  развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

-устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений;

3 этап. Формирование произносительных умений и навыков:

-устранение дефектов произношения;

-автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь);

-развитие   фонематического анализа и синтеза;

-развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторно-акустически сходные звуки.

Проводятся индивидуальные занятия  2 раза в неделю по 20 минут. Количество часов на отработку каждой темы может варьироваться от структуры дефекта.

Работа над устранением нарушений звукопроизношения осуществляется в строго дифференцированном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта и степени отработанности каждого нарушенного звука.  Выпуск детей производится в течение всего учебного года по мере устранения речевых нарушений.

Опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков могут быть пропущены.

На этапе формирования произносительных умений и навыков часть времени занятия отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Речевой материал для письменных заданий связан с автоматизацией корректируемых звуков.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в слогах:

-знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;

-синтез слогов с изучаемыми согласными;

-подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;

-привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких, твердых и мягких согласных;

-придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;

-количественный анализ слогов, содержащих данный звук;

-позиционный анализ слогов с изучаемым звуком;

-составление схем слогов, с помощью условных обозначений.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в словах:

-произнесение слов с заданным звуком по памяти;

-подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр;

-группирование картинок по различным признакам в их назывании;

-группирование слов по позиционному принципу, их произношение;

-соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком;

-выделение из предложений слов, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов;

-дифференциация имен существительных единственного и множественного числа;

-анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в предложениях:

-дифференциация понятий текст-предложение –слово;

-составление графических схем предложения;

-составление предложений разных структур с опорой на схемы, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;

-выделение главных членов предложения;

-выделение и составление предложных конструкций;

-составление предложения с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;

-развернутый ответ на вопрос;

-составление фразы с заданным количеством слов;

-изменение порядка слов во фразе;

-изменение формы слов во фразе;

-произнесение фраз правильно;

Работа над автоматизацией изучаемого звука в связной речи:

-описание предмета, предметной картинки;

- составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой   на заданный словарь, на вопросы;

-восстановление порядка высказывания в небольших текстах;

-пересказ текста;

-совершенствование диалоговой речи;

Работа над дифференциацией изучаемых звуков:

-вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, из слов;

-придумывание слогов, слов, предложений текстов с дифференцируемыми звуками;

 Проведение коррекционно-логопедической работы обеспечивает облегчение и сокращение периода адаптации к началу       школьного обучения первоклассников, способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей    формирования навыков чтения и письма.

  Планируемые результаты коррекционно-логопедической работы.

Показатели динамики правильного развития устной речи.

  -умение правильно произносить звуки

  -умение различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы.

-умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов.

-умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения.

-владение понятиями «звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «глухие и звонкие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение».

     Показатели динамики правильного формирования письма и чтения:

-умение различать букву и звук;

-безошибочное осмысленное чтение слов, предложений, текстов;

-правильное письмо под диктовку слов, предложений, текстов, безошибочное списывание;

-различение слова, словосочетания, предложения и текста;

-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

 На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы используются диагностические методики 

Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», О.Б Иншаковой «Изучение письма первоклассников в начале обучения», «Изучение навыков письма учащихся 1-4 классов», О. Б.Иншакова, Т.В Ахутина « Изучение читательских умений первоклассников в начале обучения»;

 Диагностические работы  предусмотрены программой (Ю.Е Розова и Т.В Коробченко)  конце 1го и 2го полугодий.

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику достижений учащихся и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

 Программно-методическое обеспечение.

1.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Логопедические занятия в период обучения грамоте. Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг// Программно-методические материалы.- Редкая птица ,2018г

2.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая программа .Технологические карты логопедических занятий.  // Программно-методические материалы.- М,Редкая птица ,2018г

3.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Стань буквой ! Динамические паузы. Учебно-метод пособие.- М, Редкая птица ,2017г

4.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Развиваем речь. Тренируем память. Учебно-метод пособие –М, Редкая птица ,2017г

5.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов //програмно-методические материалы –М, Редкая птица ,2018г

6.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Развиваем речь. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопед работы с учащимися начальных классов. //Сборник рабочих программ учителя-логопеда –М, Редкая птица ,2018г

7.Ахутина Т.В. Иншакова О.Б  Нейропсихологическая диагностика ,обследование письма и чтения младших школьников.-М ,В.Секачев,2017.

Учебные средства.

1.Розова.Ю.Е, Коробченко Т.В Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы ! //Рабочая тетрадь .Ч.1 и Ч.2-М. Редкая птица ,2018г

2. Суслова О. В, Мальм М.В Дисграфия. Учусь различать звуки 1-4 класс- Феникс, 2017г.

3. Жихарева Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми в девяти выпусках .М-Владос ,2014

Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

                     Календарно-тематическое планирование занятий 

              к программе «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса,

              с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Название темы

Часы

По плану

Факт

          Подготовительный этап

1

Речь.Общее понятие. Устная и письменная речь

1

по     19.09

2

Текст .Предложение .Слово

1

 -23.09

3

Уточнение пространственно –временных отношений. Пространство.

Определение правого и левого направления в пространстве ,определение пространственных взаимоотношений объектов ,последовательность предметного ряда ,графическое обозначение направлений

1

- 24.09

4

Уточнение пространственно –временных отношений. Тело человека.

Определение схемы собственного тела

1

-27.09

5

Уточнение пространственно –временных отношений. Времена года.

1

-4.10

                                                                          Итого часов

5

      Коррекционная работа на фонетическом уровне

6

Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции.

В мире звуков. Дифференциация понятий речевые и неречевые звуки. Ознакомление с органами речевого аппарата.

1

-18.10

7

Понятие о гласном и согласном звуках.  Дифференциация гласных и согласных звуков.

Образование гласных 1 ряда,образование согласных .Различение на слух гласных и согласных фонем.

1

-21.10

        Гласные 1 ряда

8

Звук а ,буква А,а

Уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха, простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза. Выделение гласных из слогов и слов(ударных и безударных).Анализ и синтез простых предложений ,схема предложения.

1

-25.10

9

Звук о, буква О,о

1

-28.10

10

Звук и, буква И,и

1

-1.11

11

Звук ы, буква ы

1

-4.11

12

Звук у, буква у

1

-8.11

13

Дифференциация гласных  А-О-И  

 Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная хар-ка звуков. Уточнение артикуляции. Выделение гласных из слогов, слов, ударный гласный. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. фонематического анализа. Слогоообразующая роль гласных. Развитие слогового анализа и синтеза. Слоговая схема слова.

1

-11.11

14

Дифференциация гласных  Ы-И  

1

-15.11

15

Дифференциация гласных  А-О-У

1

-15.11

10ч

          Согласные звуки, буквы .Гласные 2 ряда

16

Звуки н и нь, Буква Н ,н

Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик.

-уточнение понятий: твердый-мягкий, звонкий–глухой согласный (по мере изучения) Обозначение мягкости согласных гласными 2го ряда (различие твердых/мягких согласных на слух; различие гласных букв и звуков 1-2 ряда при написании слов)

1

-29.11

17

Звуки с и сь,Буква С ,с

1

-3.12

18

Звуки к и кь, Буква К,к

1

-6.12

19

Звуки т и ть, Буква Т,т

1

-10.12

20

Звуки л и ль, Буква Л,л

1

-13.12

21

Звуки р и рь, Буква Р,р

1

-17.12

22

Звуки в и вь, Буква В,в

1

-20.12

23

Звуки э и йэ ,Буква Е,е

1

-24.12

24

Звуки п и пь ,Буква П,п

1

-27.12

25

Звуки м и мь, Буква М,м

1

                                              Итого

20

Диагностическая работа №1

1

21ч

26

Звуки з и зь, Буква З,з

Дифференциация звонких-глухих парных согласных. (по мере изучения парных звонких/глухих согласных)

Сравнение артикуляционных укладов звуков, характеристика звуков. Сравнение слов по звуковому составу и артикуляции, сопоставление звукового и буквенного обозначения слов; Работа со словами-квазиомонимами; Трансформационные упражнения со словами, добавление, перестановка, замена буквы)

2

-17.01

27

Звуки б и бь, Буква Б,б

2

-24.01

28

Звуки д и дь, Буква Д,д

2

-31.01

29

Звуки а и йа ,Буква Я,я

1

-4.02

30

Звуки г и гь, Буква Г,г

2

-11.02

31

Звуки ч, Буква Ч,ч

1

-14.02

32

Буква ь-показатель мягкости согласных звуков

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова с помощью мягкого знака. Развитие фонематического анализа и синтеза.

1

-25.02

33

Буква ь. Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак в функции разделения. Развитие слогового анализа. Перенос.

1

-28.02

34

Звук ш, Буква Ш,ш

Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие и признак предмета  Графическое изображение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения; Схема предложения с условными обозначениями слов.

Дифференциация звонких-глухих парных согласных. (по мере изучения парных звонких/глухих согласных.

Буквы после шипящих в сочетании жи/ши

1

-3.03

35

Звук ж, Буква Ж,ж

2

-10.03

36

Звуки о и йо ,Буква Е,е

1

-13.03

37

Звук й, Буква Й,й

1

-17.03

             Коррекционная работа на синтаксическом уровне

38

Звуки х и хь ,Буква Х,х

 Обобщение: слово, словосочетание ,предложение. Развитие умения  выделять предложение из потока речи. Определение границ предложения. Определение количества и последовательности слов в предложении. Развитие умения составлять простое распространенное предложение. Знакомство с предлогами. Анализ предложений с предлогами.

Развитие фонематического анализа слов с ъ знаком .Дифференциация твердого и мягкого знака.

1

-20.03

39

Звуки у и йу ,Буква Ю,ю

1

-24.03

40

Звук ц, Буква Ц,ц

1

-27.03

41

Звук э ,букваЭ

1

-31.03

42

Звук щ ,буква Щ, щ

1

-3.04

43

Звук фи фь,Буква Ф,ф

2

-17.04

44

Буква ъ. Разделительный твердый знак

1

-21.04

45

Текст. Признаки Текст .Заглавие

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста.. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью.

Конструирование текста из предложений.

1

-24.04

46

Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки

Определение последовательности действий. Составление связного речевого высказывания.

1

-28.04

47

Пересказ описательно-повествовательного характера с опорой на картинку

Составление связного речевого высказывания.

Связь слов в предложении, анализ предложений с предлогами

1

-5.04

48

Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам

 Основная мысль текста. Определение последовательности действий. Связь предложений в тексте, слов в предложении

1

-11.04

Повторение изученного материала. Списывание с печатного и рукописного текста. Диктант

3

-12.04

Диагностическая работа №2

1

-15.04

    Планирование индивидуальной работы при коррекции нарушений звукопроизношения

        (на примере преодоления ротацизма) ко 2 блоку рабочей программы: «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Ф.И. учащегося______________________________ класс______

Кол-во час.

Тема и содержание коррекционной работы

Трудности, перспектива

Дата

1

Понятие о звуке. Знакомство с органами артикуляции.

2

Общая артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого дыхания.

3

Артикуляционные упражнения для постановки звука р

-артикуляционные упражнения-игры, способствующие постановке правильного положения органов артикуляции при произношении данного звука, на развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

4

Постановка звука р.

Закрепление правильного изолированного произношения.

-артикуляционные упражнения-игры, способствующие постановке правильного положения органов артикуляции при произношении данного звука, на развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

5

Автоматизация звука р в слогах.

-упражнения для автоматизации правильного произношения звука в

-обратных слогах

-прямых слогах

-обратных слогах со стечением согласных различной структуры.

6

Автоматизация звука р в словах.

-упражнения для автоматизации правильного произношения звука в словах:

-односложных, где данный звук встречается в обратных слогах, прямых слогах со стечением согласных, обратных слогах со стечением согласных.

-двусложных (схема та же)

-трехсложных

-многосложных;

-развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

7

Автоматизация звука р в чистоговорках.

Автоматизация звука р в предложениях.

-анализ и синтез предложений, схемы предложений;

-восстановление деформированных предложений;

-распространение предложений, составление предложений по картинке ,по вопросам.

8

Автоматизация звука р в скороговорках .

Автоматизация звука р в текстах (стихотворениях, рассказах)

Автоматизация звука р в связной речи.

-выразительное чтение текстов и стихотворений;

-последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки, пересказ  описательного характера с опорой на картинку;

-составление рассказа по картине ,вопросам, по опорным словам ,по плану.

9

Артикуляционные упражнения для постановки звука рь

-артикуляционные упражнения-игры, способствующие постановке правильного положения органов артикуляции при произношении данного звука,  на развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

10

Постановка звука рь.

Закрепление правильного изолированного произношения.

-артикуляционные упражнения-игры, способствующие постановке правильного положения органов артикуляции при произношении данного звука, на развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

11

Автоматизация звука рь в слогах.

-упражнения для автоматизации правильного произношения звука в

-обратных слогах

-прямых слогах

-обратных слогах со стечением согласных различной структуры.

12

Автоматизация звука рь в словах.

-упражнения для автоматизации правильного произношения звука в словах:

-односложных, где данный звук встречается в обратных слогах, прямых слогах со стечением согласных, обратных слогах со стечением согласных.

-двусложных (схема та же)

-трехсложных

-многосложных;

-развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

13

Автоматизация звука рь в чистоговорках.

Автоматизация звука рь в предложениях.

-анализ и синтез предложений, схемы предложений;

-восстановление деформированных предложений;

-распространение предложений, составление предложений по картинке ,по вопросам.

14

Автоматизация звука рь в скороговорках .

Автоматизация звука рь в текстах (стихотворениях, рассказах)

Автоматизация звука рь в связной речи.

-выразительное чтение текстов и стихотворений;

-последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки, пересказ  описательного характера с опорой на картинку;

-составление рассказа по картине ,вопросам, по опорным словам ,по плану.

15

Дифференциация звуков р-рь в изолированном произношении.

Дифференциация звуков р-рь в слогах.

Дифференциация звуков р-рь в словах.

Дифференциация звуков р-рь в предложениях.

Дифференциация звуков р-рь в тексте.

Дифференциация звуков р-рь в связной речи.

16

Уточнение артикуляции, звуковых характеристик звуков-л-ль (если нет нарушений произношения данных звуков).

17

Дифференциация звуков р-л,рь-ль в изолированном произношении.

Дифференциация звуков р-л,рь-ль в слогах.

Дифференциация звуков р-л,рь-ль в словах.

Дифференциация звуков р-л,рь-ль в предложениях.

Дифференциация звуков р-л,рь-ль в тексте.

Дифференциация звуков р-л,рь-ль в связной речи

18

Оценка динамики речевого развития.

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"

Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, со стёртой дизартрией.

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.При минимальных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной речи в освоении ими общеобразовательных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»

Данная Рабочая программа по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и  своевременное пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекции нарушений устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, ФНР)

Рабочая программа составлена   в  соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной речи в освоении ими об...