Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Инновационные технологии в преодолении речевых нарушений"
методическая разработка

Пискунова Ирина Анатольевна

Современная логопедическая практика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно! Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx22.26 КБ
PDF icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в преодолении речевых нарушений

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно

 будет назвать современным педагогом»

доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов

Современная логопедическая практика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно! Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики.

Инновационные  технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Любая инновация в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.Это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.

Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям:

 а) по цели воздействия различают:

– развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);

– психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);

– здоровьесберегающие технологии (гипокситерапия, логопедический и пальцевый массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.);

б) по инструментам воздействия различают:

– информационно-коммуникационные технологии;

– дистанционные образовательные технологии;

в) по степени инновационности (традиционности) различают:

– педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);

– смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.

С учетом особенностей обучающихся-логопатов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применение инновационных технологий с целью логопедической коррекции должно охватывать такие функции, как внимание, память, познавательную активность, наглядно-образное мышление, мелкую моторику, моторную координацию. В качестве вспомогательных могут быть задействованы следующие инновационные технологии.

1) С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления:

информационные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий):

Развивающие компьютерные программы:

  1. http://bukvar-online.ru/razvivauschie-igry-diski/  обучающая программа «АДАЛИН»
  2. http://www.otlichnyk.ru  -  обучающая программа «ОТЛИЧНИК»
  3. http://monobit.ru/igry-dlya-tigry.html  - программно-методический комплекс «Игры для Тигры»
  4. https://romaschki.jimdo.com/развивающие-игры-для-детей-онлайн/ - Компьютерные пособия для развития речи
  5. https://vk.com/wall-33723051?q=%23%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 - Методика обследования речи Коленкова, Безрукова

– мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций)

2) С целью коррекции моторных функций следует применять телесно-ориентированные техники:

– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

- кинезилогогические упражнения – гимнастика для мозга, это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. 

– логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков:

- массаж зондами, зондозаменителями;

- пальцевый массаж или самомасаж (японская методика).

Считается, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца – повышает активность мозга
  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень
  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Система упражнений для самомассажа:

1.   Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2.   Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

  • вертеть в руках
  • щелкать по ним пальцами
  • «стрелять»
  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3.     Массаж грецкими орехами:

  • катать два ореха между ладонями
  • один орех прокатывать между пальцами
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4.     Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами
  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке
  1. Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

- аурикулотерапия –лечебное воздействие на точки ушной раковины;

- Су-Джок-терапия

Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом 2.Автоматизация поставленных звуков. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

4. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

6. Использование шариков для слогового анализа слов. Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

– логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции;

– криотерапия – использование игр со льдом, при котором дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

3) С целью стабилизации эмоциональной сферы следует применять арттерапевтические методики:

– музыкотерапия (эмоциональное восприятие музыки, вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты)

– изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.);

– сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);

– куклотерапия (раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности);

– песочная терапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы).

Однако важно помнить о том, что «применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов нетрадиционной педагогики, в том числе и песочной, в формировании навыков и преодолении речевых нарушений у младших школьников «Мир в ладошке»

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...

Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида

Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» в рамках проведения предметной творческой декады учителей гуманитарного цикла

Цель: приобщение обучающихся к народному творчеству и русскому народному фольклору.Задачи:Общеобразовательная: познакомить обучающихся с одной из форм коллективного  народного творчества – ...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Проектная деятельность в работе учителя-логопеда"

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи &ndash...

Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"

В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...