Логопедическое занятие на тему "Звуки [М] – [М’]. Буква М"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Шель Ольга Николаевна

Коррекционно - образовательные задачи:

  • учить детей делать акустико – артикуляционную характеристику звуков [М] – [М’];
  • дать понятие о согласном и звонком звуке;
  • учить звуковому анализу слов;
  • учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • учить детей выделять звук из состава слова;
  • познакомит детей с графическим образом буквы М;
  • закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • познакомить с анализом и синтезом прямых и обратных слогов.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать артикуляционный аппарат.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать у детей наблюдательность и доброжелательность.

Оборудование: зеркала, рабочие тетради, карандаши, звуковые пеналы, карточки для звукового анализа слова МАК, предметные картинки,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_m.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [М] – [М’]. Буква М

Программное содержание:

Коррекционно - образовательные задачи:

  • учить детей делать акустико – артикуляционную характеристику звуков [М] – [М’];
  • дать понятие о согласном и звонком звуке;
  • учить звуковому анализу слов;
  • учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • учить детей выделять звук из состава слова;
  • познакомит детей с графическим образом буквы М;
  • закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • познакомить с анализом и синтезом прямых и обратных слогов.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать артикуляционный аппарат.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать у детей наблюдательность и доброжелательность.

Оборудование: зеркала, рабочие тетради, карандаши, звуковые пеналы, карточки для звукового анализа слова МАК, предметные картинки,

1. Организационный момент

(Дети стоят в кругу и повторяют вместе с логопедом.)

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ручки нам не мешают,

а когда надо, то помогают.

(Ребята садятся за столы, перед ними зеркала.)

2. Артикуляционная гимнастика.

Раз – мы ротик открываем,

Будто кошечки зеваем.

Два подуем в дудочки,

Губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри,

Улыбаемся на «три».

На четыре  - ротик шире.

Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять.

Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо,

Нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень.

Вырос гриб на счёте «восемь».

Девять – сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать

Поболтать и не устать.

3. Сообщение темы. Знакомство со звуками [М] – [М’]

 Анализ артикуляции звуков.

- О каком из домашних животных эта загадка?

Сама пёстрая, ест зелёное, дает белое.

                                                   (Корова)

-Ты куда идёшь корова- длинные рога?

-М-м-м!- мычит корова, -

Иду я на луга.

- Послушайте, как мычит корова.

(Логопед произносит звук [М]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать)

- Произнесите звук [М]

(дети хором и индивидуально произносят звук, наблюдая за артикуляцией звука в зеркала)

- Губы сомкнуты, воздух не сможет пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашёл другой путь: выходит через нос.

Логопед делает вывод:

- если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласные.

- Вывод: звук [М]  согласный, твердый.

- Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живёт голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Вывод: звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий и обозначается синей фишкой.

Знакомство со звуком [М’]

- М-м-м- корова замычала,

Она телёночка искала.

А телёнок ей в ответ: - Мь-мь-мь..

Корова мычит строго: м-м-м (Звук согласный, твёрдый)

А телёночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [М’] - согласный, мягкий, звонкий и обозначается зелёной фишкой.

4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Сигнальщики»

- Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [М]

- Среди других звуков: в, м, ш, н, мь, ф, п, м.

- Среди слогов: ам, ну, ми, во, му

- Среди слов: трава, молоко, копыта, сметана, Маша, Миша

5.Звуковой анализ слова МАК

 Логопед:

- Коровка с телёнком очень любят пастись на лугу, а на лугу  много луговых цветов и один из них самый красивый и вкусный - мак. Необходимо сделать звуковой анализ слова МАК.

(Дети выделяют каждый звук и дают ему характеристику)

Первый звук – звук [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой

Второй звук – звук [А] – гласный и обозначается красной фишкой.

Третий звук – звук [К] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.

Логопед демонстрирует на доске.

6. Упражнение «Определи, где находится звук»

(На мольберте выставлены картинки с предметами, в названии которых есть звук [М] и [М’])

Логопед:

- Ребята нужно назвать предмет и определить позицию звука используя фишку (в начале, в середине, в конце).

Слова: молоко, сметана, эскимо, дом, масло, мать - и - мачеха

7.Физкультминутка

На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся!

Руки в стороны, вперёд, в кулачок и на бочок.

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди! Да смотри не упади!

А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый.

8. Фонетическая разминка. Игра «Эхо»

Проговаривание чистоговорок

 Ма-ма-ма- найду ягодки сама.

Ми-ми-ми- машет птица крыльями.

Ам – ам- ам- молоко котёнку дам.

Ом-ом-ом – под корягой лежит сом.

Эм-эм-эм – на трубе играет Сэм.

Ма- ма- ма – моет Маща сама.

Ом-ом-ом – мы построим снежный дом.

Ам-ам-ам- огород вскопаю сам.

Мо-мо-мо – мыло мылится само.

Ом-ом-ом- я любуюсь кораблём.

Мо-мо-мо-все мы любим эскимо.

Му-му-му – молоко налить кому?

9. Дифференциация звуков [М]-[М’]. Игра «Два грузовика»

(Логопед раздаёт детям предметные картинки.)

- Перед вами два грузовика: один синего цвета, другой зелёного.

 Необходимо правильно распределить груз, в зелёный грузовик складываем предметы, в названии которых слышится мягкий звук [М’], а в синий  грузовик складываем  предметы, в названии которых расположился твёрдый звук [М].

10. Работа в тетрадях. Буква М

(дети садятся за столы)

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Логопед:

- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из счётных палочек.

Дети обводят карандашом букву в тетради.

11. Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

(Логопед выставляет таблицы прямых и обратных слогов)

- Подружи звук [М] с гласными звуками. Чтение слогов.

АМ – ОМ –УМ – ИМ

МА – МО – МУ – МИ

- В слоге АМ какой первый звук ?

- [А] – гласный, обозначается красной фишкой.

- Какой второй звук?

- [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.

- В слоге МУ какой последний звук?

- [У] – гласный, обозначается красной фишкой.

- Какой первый звук ?

- [М] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синей фишкой.

12. Итог

- Что Вам понравилось больше всего? С какими звуками мы с вами сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф»

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».Задачи:ОбразовательныеЗакрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`]...

Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [к], [к’]. Буква К к.

 Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении зву...

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки [П], [П’] .Буква П»

Групповое логопедическое занятие для детей подготовительного класса на тему  «Звуки [П], [П’] .Буква П»...

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки [с] [с′]. Буквы Сс"

Цели занятия:-закрепить правильную артикуляцию согласных звуков [с] [с′];-учить различать звучание звуков [с] и [с′] изолированно, в слоге, в слове:-совершенствовать умение соо...

Логопедическое занятие по теме" Звук [ ш] и буква Ш,ш.

Цель Закрепление правильного произношения звука в словах , развитие навыка звукового анализа и синтеза слова, развитие внимания,памяти....