Анализ ошибок в письменных работах обучающихся третьих классов общеобразовательной школы.
статья по логопедии (3 класс)

Вольвич Наталья Игоревна

В статье проанализированы ошибки в письменных работах учеников третьего класса, в приложении -методика обследования.В презентации к статье дана таблица сравнительных результатов анализа разных видов письменной продукции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.89 КБ
Файл презентация к статье1.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                                               Учитель-логопед Вольвич Н.И.

Анализ ошибок в письменных работах обучающихся третьих классов общеобразовательной школы.

Письмо является частью письменной речи и представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс.  В процессе письма принимают участие  речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

По мнению А.Р. Лурия, процесс письма состоит из следующих этапов: 1) фонематический анализ слова подлежащего написанию; 2) перешифровка фонемы в графему (соотнесение  звука с буквой); 3) моторная операция процесса письма (воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы). Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

В современной логопедической литературе нарушения письма принято обозначать терминами дисграфия и дизорфография. Дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность  усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций.

Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма называется дисграфией.

С целью исследования состояния письма у младших школьников был организован констатирующий эксперимент. Методика исследования включала следующие задания: 1) списывание с печатного образца; 2) списывание с рукописного образца; 3) слуховой диктант (первичное и повторное написание); 4) изложение (первичное и повторное написание).

Эксперимент проводился на базе ГБOУ «Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1» Гатчинского района Ленинградской области. В констатирующем эксперименте участвовали учащиеся третьих классов общеобразовательной школы.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующее обобщение.

Выявлено, что наибольшее количество ошибок  учащимися допущено при написании диктанта. При выполнении данного вида задания учащемуся необходимо запомнить фразу, запомнить слова, осуществить фонематический анализ, актуализировать целостный образ  графического слова, выявить орфограммы, поставить и решить орфографическую задачу (осуществить морфологический анализ, сделать оценку поля орфограммы, припомнить правило, принять графемное решение), реализовать графомоторную программу, осуществить проверочное чтение. Все это в совокупности определяет сложность слухового диктанта как одного из видов репродуктивной письменной деятельности.

Наиболее успешным стало списывание. Для списывания необходимо чтение, удержание зрительного графического образа в кратковременной памяти, моторная реализация, проверочное чтение и сличение с образцом. У учащихся нет необходимости ставить и решать орфографические задачи, в связи с чем в письменных работах детей отмечено незначительное (по сравнению с другими видами письма) количество орфографических ошибок.

Меньшее количество ошибок при написании изложения по сравнению с результатами написания слухового диктанта обусловлено возможностью самостоятельного подбора слов и перечитывания написанного, более медленным темпом написания работы.

Анализ типов и видов ошибок, допущенных учащимися в разных видах письма, свидетельствует о распространенности ошибок передачи звукового состава слова. Указанные виды ошибок обусловлены недостаточностью фонематического восприятия, с одной стороны, и фонематического анализа и синтеза – с другой. Частотными в письменных работах учащихся были и орфографические ошибки. При этом выявлено значительное преобладание ошибок на правописание гласных, проверяемых ударением. В наибольшей степени ошибки на правописание проверяемых безударных гласных проявлялись при написании учащимися слухового диктанта.

Несколько менее (по сравнению с вышеописанными типами ошибок)  в письменной продукции школьников были представлены семантико-синтаксические и пунктуационные нарушения. При этом практически в равной пропорции наблюдаются ошибки в виде отсутствия написания заглавной буквы в начале предложения и выпадения знака препинания или его обозначения в неправильном месте.

К менее частотным типам ошибок, допущенных учениками в разных видах письменной продукции, относятся лексико-грамматические ошибки, ошибки на правила правописания, не пройденные в 3-м классе, графические ошибки.  

Результаты выполнения учащимися письменных заданий были неоднородными, на основании чего были выделены три подгруппы детей. Отметим, что для 35% учащихся характерны низкие показатели сформированности письма, для 25% и 40% - хорошие и удовлетворительные.

С учетом данных проведенного экспериментального исследования методические рекомендации по профилактике у младших школьников ошибок в письме ориентированы, главным образом, на предупреждение и ошибок передачи звукового состава слова, орфографических ошибок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                               Методика исследования

 Для  анализа у учащихся экспериментальной группы особенностей письменной продукции были использованы задания из методики Т.В. Ахутиной , И.Н. Садовниковой .

Методика предназначена для выявления у младших школьников специфических нарушений письма - дисграфии. Исследование навыков письма, полученных в ходе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры материалов. В этом материале с каждым годом увеличивается количество многосложных слов, их длина, количество согласных и гласных букв в словах. Возрастает доля малочастотных слов, их структурная сложность, количество встречающихся в словах кластеров.

Методика была направлена на изучение у младших школьников:

- видов и характера ошибок в репродуктивной письменной деятельности;

- видов и характера ошибок в продуктивной письменной деятельности.

Специфика состоит в том, что материал для исследования репродуктивной деятельности предлагается дважды. Сравнение двух работ, выполненных в разное время, дает возможность определить, являются ли ошибки постоянными или носят случайный характер и связаны не столько с речевым недоразвитием школьника, сколько с недостаточностью функции внимания, самоконтроля на письме.

Исследование письменной продукции детей

Материал исследования – списывание (с печатного текста).

« Мышь-малютка». Мышь-малютка - самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка – малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко - шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция:

 « Спиши текст».

Материал исследования – списывание (с рукописного текста).

«Енот». Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.

Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополощет их в воде. За это прозвали его енотом – полоскуном. Енот и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Спиши текст».

Материал исследования - диктант.

«Ночью в лесу». Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

  Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду читать текст, а ты приготовься записывать под диктовку».

Материал для исследования – изложение.

«Скворцы». Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

Процедура и инструкция. Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности - восприятие чужого текста и его воспроизведение. Работа над изложением проходит по памятке.

  1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.
  2. Найди в тексте опорные слова.
  3. Раздели текст на части, озаглавь их.
  4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.
  5. Прочитай текст еще раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

После выполнения каждого задания испытуемым предлагалось проверить работу, указать замеченные ошибки и исправить их.

При анализе письменных работ  подсчитывалось количество ошибок, определялся их вид, сравнивались результаты первого и второго выполнения текстов диктантов и изложений.

При определении качества письма каждого испытуемого учитывались результаты анализа его письменных работ (контрольных, домашних, классных) в течение учебного года.

Все задания имеют одинаковые критерии оценки.

Критерии оценки:

Высокий уровень (4 балла) – текст написан без ошибок.

Уровень выше среднего (3 балла) – в тексте имеется 1-2 ошибки.

Средний уровень (2 балла) – в тексте имеется 3 ошибки.

Уровень ниже среднего (1 балл) – в тексте имеется 4 ошибки.

Низкий уровень (0 баллов) – в тексте более 5 ошибок.

Результаты исследования были занесены в таблицу (см. в презентации).

                                  Список литературы:

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / од ред. О.Б. Иншаковой. –М.-Воронеж.2001, с.74.

2. Елецкая О. В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2014. — 207 с.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.- М.,2001.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - С-Пб.: Речь, 2003, с.13, 15,21,171,172.

5. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников.- СПб.: СПбГУПМ, 1999, с.1.

6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.- СПб.: Детство - Пресс, 2004, с.24.

7.  Лурия  А.Р. Психологическое содержание процесса письма / Письмо и речь: нейролингвистические исследования. -М.: ИЦ Академия, 2002.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос,1997. – с. 20,37.

 9.  Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи: Учебно- методическое пособие. – М.: Изд-во КАРО, 2011, 160 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительные результаты анализа разных видов письменной продукции у обучающихся третьих классов Выполнила: Вольвич Н.И.

Слайд 2

Объект исследования - письменная продукция младших школьников Предмет исследования - виды и распространенность ошибок в письменных работах у учащихся третьих классов общеобразовательной школы

Слайд 3

Видов и характера ошибок в репродуктивной письменной деятельности ( списывание с печатного и рукописного текстов, слуховой диктант) Видов и характера ошибок в продуктивной письменной деятельности (изложение) Методика исследования направлена на изучение:

Слайд 4

Обобщенные (сравнительные) результаты анализа у детей разных видов письменной продукции Типы ошибок СПО СРО Д1 Д2 И1 И2 Всего ошибок Ошибки звукового состава слова 27 21 41 31 46 21 187 Лексико-грамматические ошибки 2 30 20 12 8 5 77 Графические ошибки 9 12 7 7 2 0 37 Семантико-синтаксические и пунктуационные ошибки 13 16 66 37 15 10 157 Ошибки на правила правописания 11 7 64 46 38 25 191 Другие виды ошибок в письме 1 1 1 1 15 6 25 Ошибки на правила правописания, не пройденные в 3-м классе 0 0 15 15 24 13 67 ВСЕГО ошибок 63 87 214 149 148 80 741 150 363 228 516 228

Слайд 5

Данные о распределении учащихся на подгруппы с учетом состояния письма

Слайд 6

Методические рекомендации по профилактике ошибок в письме Предупреждение и преодоление ошибок передачи звукового состава слова Предупреждение и преодоление орфографических ошибок П редупреждение и преодоление семантико- синтаксических и пунктуационных ошибок, лексико- грамматических ошибок

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы ошибок в письменных работах. Таблица.

В таблице возможно фиксировать ошибки учеников, посещающих одну логопедическую группу. Для этого достаточно по вертикали разграничить ее, например на 4 столбца. А используя пасту разнух цветов на кажд...

Статья "Особенности работы в поликультурном классе общеобразовательной школы"

В статье рассказывается принцип работы поликультурного класса. В настоящее время всё больше  в классах  общеобразовательных школ учится детей-мигрантов. Какие проблемы встают перед у школой,...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», &la...

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...