Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.
статья по логопедии

Денисова Ирина Валерьевна

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с проблемами в развитии возрастает в том случае, когда учитель умеет поддержать ребенка в классном коллективе, выявить его сильные стороны, настроить детей на дружеское отношение к ребенку и поддержку.

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее значимость обусловлена тем, что количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Это дети, относящиеся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации и нуждающиеся в специальных формах и методах педагогического воздействия.

Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети, имеющие нарушения рече-языкового развития.

Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями  начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no1_gotova.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Денисова И.В., учитель начальных классов, учитель – логопед

ГБОУ СОШ № 382 Красносельского района

Санкт – Петербурга

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с проблемами в развитии возрастает в том случае, когда учитель умеет поддержать ребенка в классном коллективе, выявить его сильные стороны, настроить детей на дружеское отношение к ребенку и поддержку.

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее значимость обусловлена тем, что количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Это дети, относящиеся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации и нуждающиеся в специальных формах и методах педагогического воздействия.

Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети, имеющие нарушения рече-языкового развития.

Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями  начальных классов.

         Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Обе стороны — и логопед, и учитель - одинаково заинтересованы в организации помощи ребенку, поэтому не должны выступать в ролях «эксперта и «консультируемого», они партнеры в процессе коррекционной работы. Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.  

И учитель, и логопед стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе.  В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т.е. происходит интеграция коррекционной логопедической работы. Учитель начальных классов с помощью учителя - логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

         Тесное взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда начинается с первого методического объединения, когда логопед знакомит учителей начальной школы с результатами мониторинга. Логопед разъясняет виды и причины специфических ошибок. С помощью такой дифференциации ошибок учитель сам может выявить детей, требующих логопедическую помощь.

Целью сообщения логопеда является повышение уровня знаний учителей о видах нарушений письменной речи, повышение уровня диагностики детей, имеющих нарушения. Логопед учит отличать специфические ошибки от орфографических.  Его задача обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося, такую работу необходимо оценивать очень внимательно и лояльно.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки.

Также логопед осуществляет индивидуальные беседы по зачислению детей на логопедический пункт.

Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.

При зачислении обязательно учитывается мнение учителя, его рекомендации и опыт работы с данным учеником.

Учитель - логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.

При этом необходимы:  

• учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

•  учет возрастных особенностей детей;

• предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

• осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

• придание обучению воспитывающего характера;

• всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению качества логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми.

По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

При подборе упражнения, задания, предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ученика. Например, при дифференциации звуков предлагается сначала послушать слова и определить наличие заданных звуков (что получится, если в слове дачка изменить первый звук на т, п, к), проанализировать эти слова, расположить их по столбикам, подобрать подобные, составить с ними словосочетания и предложения. При этом используется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки, движения, т. е. формирование операций письма без тетради и ручки. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют активизации словарного запаса, развитию внимания, памяти, способности к переключению.

Таким образом, учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения логопатов - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Однако все логопедические приемы могут быть внесены в структуру урока только после того, как они будут отработаны на логопедических занятиях и показаны учителю начальных классов.

Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель - логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями.

В целях пропаганды своих занятий учитель - логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся (особое внимание уделяется молодым специалистам). Взаимосвязь в работе учителей - логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. В обобщенном виде взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов представлена на схеме

В заключение можно сказать, что   своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”. На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учителя-логопеды и учителя начальных классов.

Список используемых источников информации:

  1. http://nsportal.ru
  2. http://logoped18.ru
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89. 2005. – 272 с.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 192 с.
  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение. 1991. – 224 с.
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М.: Ось-89. 2005. – 92с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.

В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно пр...