КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РДА
план-конспект по логопедии

ОСОТОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАДАНИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ, ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ, СЕНСОРНЫХ ИГР, ТАКТИЛЬНЫХ ИГР, ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ НА НЕДЕЛЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

      Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Игры с красками

  • Смешиваем краски

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего — фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игры с водой

  • Переливание воды

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

  • Открывай! – Закрывай!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения, называть вас по имени), открывай!" Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

ВТОРНИК

Самомассаж с предметами

«С гладким мячиком»

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое   другой рукой)

Пальчиковая игра «Дятел»

Цель: Учить детей передавать чёткий ритм

Как из леса слышен звук:

«Так-так» и «Тук-тук» 

Это кто ж там силы тратит? 

Ну, конечно, это дятел. 

Вот сейчас жучка достанет, 

И опять стучать он станет,

И опять польётся звук:

Тук-тук! Тук-тук!

«Так-так» и «Тук-тук» 

Игры с мыльными пузырями

  • Мыльные пузыри

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

Игры со свечами

Приготовьте набор свечей — обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

  • Подуем на огонек

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

Игры со светом и тенями

  • Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Предложите ребенку поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать..

СРЕДА

 Самомассаж – распевка.  «Доброе утро!»

Доброе утро, улыбнись скорее! (разводят руки в стороны, руки под подбородок)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопки)

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрём, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Игровой массаж. «Наступили холода»

Да-да-да, наступили холода.   (потереть ладошки)

Да-да-да, превратилась в лёд вода.  (пальцами по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду, подскользнусь я на льду  (указ.пальцами помас-ать крылья носа)

Ду-ду-ду, я на лыжах иду.  (растереть уши)

Ды-ды-ды, на снегу есть следы.   (растирать лоб ребром руки)

Ди-ди-ди, ну-ка заяц погоди. (погрозить)

Игры со льдом

  • Тает льдинка

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает; «Ах, какой холодненький сок!»

Игры со звуками

  • Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

  • Постучим, погремим

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

  • Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.                                

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

  • хлопки в ладоши;
  • топанье ножками;                        
  • прыжки в определенном ритме;
  • танцы;
  • проговаривание текстов стихотворений;
  • пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:        

  • Сопровождение текста движениями;          
  • Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
  • Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).    

ЧЕТВЕРГ

Игровой самомассаж. «Здравствуйте!» 

М. Картушиной

Здравствуйте,

ладошки!      (вытягивают руки,  ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!                              (с хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!                      («пружинка»)

Топ, топ, топ!                                   (топают ногами)

Здравствуйте, щечки!                   (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!(с раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!  (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки!         (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок!                       (с раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки!         (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк!                      (с раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик!                   (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип!   (с раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Привет!          (приветственно машут рукой над головой)

Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу.

  • Тормошение, возня

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

  • Догоню – догоню, поймаю - поймаю

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.

Виды терапевтических игр

Игры с крупами

  • Дождь, град

Эта игра обусловлена фактурой материала — мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой, а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с этого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:

— позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

— некоторое время не использовать крупу в играх;

— давать разнообразные способы использования

предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

Игры с ватой

  • Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hнаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

  • Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

ПЯТНИЦА

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

  • Салют

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается».

  • Землетрясение

Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали — кубики, крупный конструктор, коробочки, — пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, — переключите его на стереотипную игру.

  • Мусорка

Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы — коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки — со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы

Игровой самомассаж.

Лепим, лепим ушки – слышим хорошо

Нарисуем глазки – видим далеко

Носик мы погладим – дышим глубоко

Щёчки нарумяним –

Стало нам Тепло!

Игровой самомассаж.

Ручки растираем

Их разогреваем

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд потянем,

Тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем за щёчки.

Раз-два-три-четыре-пять –

Мы здоровые опять!

 Самомассаж – распевка.  «Доброе утро!»

Доброе утро, улыбнись скорее! (разводят руки в стороны, руки под подбородок)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопки)

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрём, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Один, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять   «Идут» по столу указательны  и средним пальчиками

Бабу снежную лепили «Лепят» комочек двумя

ладонями                          

Птичек крошками кормили   «Крошат» хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались Ведут указательным пальцем    правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись  Кладут ладошки на стол то

 одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли Отряхиваю ладошки

Съели суп и спать легли                                    

Движения воображаемой ложкой; руки под щечку

Пальчиковая игра «Дятел»

Цель: Учить детей передавать чёткий ритм

Как из леса слышен звук:

«Так-так» и «Тук-тук» 

Это кто ж там силы тратит? 

Ну, конечно, это дятел. 

Вот сейчас жучка достанет, 

И опять стучать он станет,

И опять польётся звук:

Тук-тук! Тук-тук!

«Так-так» и «Тук-тук» 

Пальчиковая игра «Разминка»

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, - хлопают в ладоши
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, – стучат пальчик о пальчик
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут
у маленьких ребят.
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут, - фонарики
а девочки и мальчики все ровненько сидят.

Тук-тук- молотком,
мы построим птичий дом.
туктук- молотком,
поселяйтесь птички в нем. - стучат кулачком о кулачок
Бум-бум, барабан, - попеременно стучат кулачками по коленям
что за шум и та-ра-рам?
бум-бум, барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, - имитируют игру на дудочке
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
Поехали потихонечку, - попеременно ударяют ладошками по коленям
поехали потихонечку,и быстренько, и быстренько,и быстренько, и быстренько,
и приехали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."

В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....

Проект "Олимпийская неделя (неделя здоровья) для детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект знакомит детей с зимними олимпийскими видами спорта....

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

План учителя начальных классов на неделю. Анкетирование родителей.

Таблица для планировани педагогической  деятельности в рамках реализации ФГОС НОО...

Тематическая неделя: «Правила дорожные – детям знать положено»

Данная методическая разработка необходима для формирования представления детей по ОБЖ....

Тест для родителей "Детей воспитывают родители. А родителей?"

Тест может быть  использован на родительском собрании...