Фонетическая ритмика (на период карантина с 27.04.2020г-30.04.2020г.)
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Елена Александровна Иванова

Автоматизация и дифференциация звкопроизношения. Аффрикаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Аффрикаты.

        Автоматизация звука [щ] в открытых слогах.

        Проговаривать слоги, чётко произнося звук [щ].

ща                       щи                         ще                   що               щу

щи                       ще                         що                   щу               ща

ще                       що                         щу                   ща               щи

що                       щу                         ща                   щи               ще

щу                       ща                         щи                   ще               що

        Проговаривать слова, чётко произнося звук [щ].

Щавель, возвращать, угощать, пищать, прощать, трещать, площадка.

Гуща, пища, роща, щадить, площадь.

Щи, щит, щипчики, защита, плащи, трещит, лещи, пищит.

Щипцы, щипать, вещи, клещи, ящик, гонщик, выдумщик, барабанщик, каменщик, кровельщик, стекольщик.

Щель, щепка, щебет, прощение, помещение, угощение, извещение, пещера.

Щегол, ящерица.

Щёки, щёчки, щётка, щёлкать, защёлка, сгущёнка, трещотка.

Щука, щучка, щупать, щупальца.

        Проговаривать предложения, чётко произнося звук [щ].

Дети ищут щавель. У хомяка толстые щёки. В реке лещи и щуки. Щука – опасная хищница. Вокруг дома дощатый забор. Щенки пищат в корзине. Ящерица юркнула в щель. Овчарка – опытная ищейка. В роще щебетали щеглы. Сложи вещи в ящик.

Выучить пословицы и поговорки, отработав произношение звука [щ].

        Нет друга, так ищи, а нашёл – береги. Настоящий друг познаётся в беде. В настоящей дружбе так – сам пропадай, а товарища выручай.

        Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звука [щ] в словах. Щенята Лады.

В дощатом ящике – щенята. Их мать, ищейку Ладу увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.

Автоматизация звука [щ] в закрытых слогах.

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [щ].

ащ-ыщ-ящ-ищ              ощ-ёщ-ущ-ющ             ещ-ёщ-ющ-ящ

ыщ-ащ-ищ-ящ              ёщ-ощ-ющ-ущ             ёщ-ещ-ящ-ющ

Проговаривать слова, чётко произнося звук [щ].

Вещь, клещ, овощ, плащ, плющ, прыщ, товарищ, хвощ, хищник.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [щ].

У Ани новый плащ. На болоте хвощ. По камням вьётся плющ.

Вова – мой товарищ. Лещ – не хищник. Лук – полезный овощ.

Дифференциация звуков [ЩНСНС].

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].

ща-са                 щи-сы              щё-со             щу-су

ща-ся                 щи-си              щё-сё              щу-сю

ащ-ас                 ощ-ос              ущ-ус

ащ-ась               ощ-ось             ущ-сь

Проговаривать пары слов, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].

Вес – вещь                                        Пласт – плащ

Весь – вещь                                      Класть – плащ

Лес – лещ                                          Плюс – плющ

Лесть – лещ                                      Помост – помощь

Хвост – хвощ

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].

Блестящий, висящий, колосящийся, носильщик, растущий, священник, светящийся, освещение, хвостище.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].

На скамейке стоит ящик с овощами. Лещи, щуки и караси попались в сети. Сима посадила плющ на террасе. У Моськи слепые щенята. У Аси светло-синий плащ. У лисят хвостики, а у лисы хвостище. В роще заросли сирени. Клюв клеста напоминает клещи. Щеглы и клесты – зимующие птицы. Люся посолила овощной суп.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [с], [щ].

ТОВАРИЩИ.

        Максим и Вася – товарищи.  У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!

Выучить потешку, отработав произношение звуков [щ], [с], [с`].

Щенок в дощатый ящик

Зубную щётку тащит,

И щепку, и пищалку –

Всё в ящик, как на свалку.

Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах.

        Проговаривать слоги, чётко произнося звук [ч].

ча-чи-че          ча-чо-чу          ча-чу-чи

чи-че-ча          чи-чу-чо          чи-чо-че

че-ча-чи          чу-че-чо           че-чи-чу

Проговаривать слова, чётко произнося звук [ч].

Чай, час, чаша, чашка, чайка, часто, алыча, каланча, причал, мочалка, качалка, молчание.

Дача, куча, туча, удача, добыча.

Чижик, врачи, грачи, калачи.

Мальчик, ключик, пальчик, лётчик, колючий, могучий, пончик, кончик, огурчик.

Чек, ручей, качели, учение, печенье.

Черепаха, черешня, черника, человек, чердак, вечер, чертополох.

Чёлка, учёба, печёнка, чёрточка, пчёлка, бачок, бычок, волчонок, галчонок, зайчонок, крючок, крольчонок, кабачок, плечо.

Чудо, чучело, кольчуга, дочурка, печурка.

Чудак, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [ч].

        У мальчугана мячик. Мама наливает чай в чашку. Папа несёт чемодан. Девочки качаются на качелях. Над черёмухой вьются пчёлы. К вечернему чаю подавали печенье. В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок. У зайчихи – зайчата, а у крольчихи – крольчата. На черешне грачи клюют личинок. Чертополох колючий.

Выучить потешки, отработав произношение звука [ч].

  1. В лесочке, в лесочке

     Избушка на кочке.

  1. Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост

  1. Бубенчики, бубенчики,

Летели голубенчики.

  1. Лели-лели-лели,

У нас в саду качели.

  1. Черепахе чашку чая

Чебурашка наливает.

  1. Плыли утром по реке

Два барана в челноке.

Чёрный с удочкой,

Белый с дудочкой.

Чёрный рыбку ел,

Белый песню пел.

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [ч].

Чайник

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

Бычок в клевере

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан, его живот.

Он клевер целый день жуёт.

И вдруг несётся во весь дух

К бычку рассерженный пастух.

Бочком из клевера бычок.

Бочком бычок – и наутёк.

Подарок зайчатам

Зайчиха зайчатам купила печенье.

Зайчата не ели печенье. Мученье

Зайчат накормить!

Чтобы сытыми были,

Мы им кочерыжку с сестрой

Подарили!

Грачи

Во дворе журчит ручей,

На берёзе сто грачей.

Строят гнёзда и кричат,

Скоро выведут грачат.

Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение

звука [ч] в словах.

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам враг.

(Грач)

Когда апрель берёт своё,

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она – через меня.

(Скакалка)

Отработав произношение звука [ч] в словах, выучить считалку.

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [ч].

Крольчата.

У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата маленькие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком. Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.

Отработав произношение звука [ч] в словах, провести подвижную игру.

Мячик

Раз, два, прыгай мячик               (Взмахи правой ладонью, как удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики                    (Ритмичные прыжки на носочках, руки

Прыгают, как мячики.                  на поясе).

Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах.

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [ч].

ач-ич-еч          оч-уч-ёч          яч-юч-ыч

ич-еч-ач          уч-ёч-оч          юч-ыч-яч

еч-ач-ич          ёч-оч-уч          ыч-яч-юч

Проговаривать слова, чётко произнося звук [ч].

Богач, врач, грач, задача, калач, кумач, плач, мяч, удача.

Бич, дичь, водичка, кирпич, яичко.

Меч, печь, речь, сечь, течь.

Дочь, ночь.

Луч, ключ, куча, туча.

Бочка, дочка, почка, кочка, ночка, мамочка, папочка, бабочка, удочка, тучка, кучка, внучка, Жучка, ручка, колючка, каблучки, паучки.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [ч].

Ванечка ловит бабочку. Анечка и Жучка бегут на речку. Шубу белую в колечках носит добрая овечка. Ночью прилетели грачи. У Ванечки в коробочке крючки. На тачке привезли кирпич. В лесу растут яблочки-дички. Около бочки тачка. У Сонечки новая ручка. У Валечки косичка. У причала – могучий дуб. Мальчуган гнал в поле овечек и бычков. Девочки качались на качелях. Бабочка села на цветы черёмухи. У мальчика – тачка. Прилетели грачи, чижи и ласточки. Вовочка ел пончики. В бочке солёные огурчики. У врача чемоданчик с инструментами. Грач склевал червяка.

Выучить потешки, отработав произношение звука [ч].

  1. - Уточка да луговая,

   Серая да полевая,

              Где ты ноченьку ночевала?

           - Под мостом, мосточком,

             Под ивовым кусточком.

  1. Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

  1. – Водичка, водичка!

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы губки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  1. Чики, чики, кички,

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

  1. Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи,

Глянь-баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися бараночки!

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [ч].

  1. Вместе тесно, а врозь-скучно.

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!». Отвечает сестра: «Не бери мой мяч!». Дети расселись по углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?

  1. Разбитая чашка.

Вовочка играл дома в мяч. Мяч отскочил от стенки и разбил чашку с блюдечком. Вечером папа спросил Вовочку: «Что случилось?». «Я случайно попал по чашке мячом», - отвечал Вовочка. «Почему ты играл в мяч дома? Ты меня очень огорчил и не получишь ничего к чаю»,- заключил папа.

  1. Рыбачок.

Ещё с вечера Ванечка собрался рыбачить. Он приготовил удочку, наточил крючки, накопал червей и сложил их в баночку. На рассвете Ванечка пошёл на речку, там у него было заветное местечко. Насадил Ванечка червя на крючок, закинул удочку и тут же вытащил судочка, потом щучку. Вот она – удача!

  1. Птичка.

У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

-Почему птичка молчит?

-Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.

Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.

           

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование и пояснительную записку для работы в 3  коррекционном классе во внеурочной деятельности...

Домашние задания для учащихся 3В класса на период карантина: 17.02.2015-27.03.2015

Уважаемые дети и родители, здесь помещены домашние задания на период карантина....

Задания для дистанционки в период карантина. Смотрим и выполняем!

Уважаемые родители!В период карантина Вы можете посмотреть задания для дистанционного обучения с аннотацией к выполнению. Устные задания выполняем устно, письменные записываем в тетрадь под датой выпо...

Задания на период карантина с 13.12.2016 по 19.12.2016 в 4-а классе

Задания на период карантина для учащихся 4-а класса...

ДОМАШНЯЯ РАБОТА НА ПЕРИОД КАРАНТИНА

2аматематикауч. 2 с. 8 № 5,6,7, повторять таблицу умножениярусский языкТПО ч. 2 упр. 27,29,32чтениеТПО ч. 2 с.12-14Окружающий мирТПО ч. 2 с.4-6Немецкий язык 1 зад.: Уч.:с. 16(2) , 17(6) ; р.к.:9-...

Фонетическая ритмика (на период карантина 06.04.2020г.-30.04.2020г.)

Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Группа шипящих звуков. Группа свистящих звуков. На период карантина с 06.04.20г.-17.04.20г....

Фонетическая ритмика (на период карантина с 06.04.2020г.- 30.04.2020г.). Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки, шипящие звуки, сонорные звуки, аффрикаты)....