Игра - важный вид развивающей деятельности учащихся младшего школьного возраста
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Ходина Татьяна Васильевна

В данной разработке показаны виды игр, с помощью которых преодолеваются трудности в обучении у учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hodina_igra_vid_deyatelnosti.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Игра - важный вид  развивающей деятельности детей

                             младшего  школьного возраста

Игры занимают в жизни школьника важное место. Их используются на занятиях и в свободное время.  В играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Через игру школьник познаёт мир. Ребёнок, создающий свой мир, творит, придумывает различные ситуации, для решения которых необходимо находить разные пути решения.  Через игровые ситуации у детей формируются восприятия реальности,  развитие памяти, воображения, мышления. Игра дает возможность научиться правильно оценивать различные бытовые ситуации,  учит детей общении со сверстниками и взрослыми.

Непонятные  формы поведения в общении со сверстниками  и в поведении взрослых  ребенок воспроизводит в игре через подражание. Игра призвана развивать  нравственные и общественные качества. Она должна носить развивающий характер ипостоянно находиться под контролем взрослых. Затрагивать игра должна все сферы жизни: труд, учебу, быт.

Игры делятся на две группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Дети любят играть в “театр”. Сюжетами служат сказки, рассказы. Школьники иногда сами изображают персонажей сказки, в других играх  персонажами становятся игрушки. Ребята часто изменяют, дополняют сюжет.

Уличные игры помогают пространственное мышление. Строительство сооружений  из природных материалов (из снега, песка, веток) способствует обучению  умения соотносить образ желаемого с реальным сооружением, доводить начатое дело до конца.

У ребенка появляется желание думать, искать решение, проявлять настойчивость в достижении поставленных задач. Так же этому способствуют решение головоломок, загадок, а также игры на составление целого из частей. С этой же целью можно использовать и такой подручный материал, как спички, палочки. В зависимости от способности ребёнка  принимать  самостоятельные решения, уметь анализировать,  можно говорить о его познавательной активности.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя несколько этапов, сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно -отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Действия ребёнка сначала носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами. На стадии сюжетно -отобразительной игры действия играющего уже направлены  на выполнение цели, то есть вместо реального результата появляется воображаемый (вылечить куклу, перевезти на машине груз). В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты.

Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер.

У детей младшего школьного возраста замысел обеспечивает создание обстановки действия (ребенок идет от мысли к действию). Пытаясь реализовать свой замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры. Тем самым, школьник постигает правила взаимоотношения людей.  Содержание игры определяется возрастными особенностями детей.

Ролевое (игровое) действие является способом выражения чувств и эмоций через роль, средством показа сюжета , новых ролей. Сюжетно-ролевая игра – вид творческой  деятельности. Ребенок создает (творит) замысел, придумывает сюжет игры. Этот вид игры показывает сущность воспитания, т.к. ребенок не просто проявляет увиденное, но и внутренне перерабатывает, преобразовывает все то, что берет из жизни.

Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и т.д.) происходит в совместной игре, когда ученики и учитель  являются партнерами.

Сюжетно-ролевые  игры – это игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.); игры в семью;  игры по произведениями. В ней  проявляются эмоциональная насыщенность и увлечённость учащихся, самостоятельность, активность, творчество.

Между учителем и учениками в ходе сюжетно –ролевых  игр возникает общение в виде диалога. Роль взрослого состоит в том, чтобы прямо  и косвенно воздействовать на игру и играющих.

В сюжетно – ролевой игре ученики вступают в решение  реальных  организационных отношений (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.д.). Также между учащимися возникают ролевые отношения. Ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Он отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.

Театрализованная игра требует уже элементы драматизации, выразительность исполняемых ролей. В ней так же необходимы наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др. В театрализованной игре действие может быть показано зрителям: ученикам, родителям. Для этого могут быть использованы кукольные представления  и драматические спектакли.

В любой игре  ребенок стремится вложить все свои способности в перевоплощение. Использует интонацию, мимику, жесты, позы, походку для создания конкретных образов.

В начальной школе у ребенка происходит накопление художественно-образных впечатлений . И это приводит его к желанию выразить свои чувства и эмоции. Именно для этого и  необходима художественно-игровая деятельность.

Приобщение учащихся к театральному искусству начинается с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Необходимо в этот момент поддержать желание школьника перевоплотиться в героя. Для этого можно использовать  совместные  проекты (оформительские, постановочные и др.).

Создание в классе или школе детского театра необходимы для развития творческих способностей учащихся, для самовыражения в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Однако, работа  эта должна проводиться регулярно  и систематически под руководством учителя и родителей. Учитель должен тщательно выбирать художественные произведения для работы.

Постепенно творческая деятельность учащихся должна усовершенствоваться.

Можно совместно с детьми моделировать  ситуации, т.е.создавать вместе с детьми сюжетов, ситуаций, в которых они будут осваивать новые способы творческой деятельности. Проведение творческих бесед предполагает введение детей в художественный образ. Учителю необходимо  разбудить воображение и мышление ребенка путем  сравнений,  научить создавать в сознании новые образы.

Театрализованная игра может проводиться на уроках и на любых внеурочных занятиях. Результатом проведенных занятий  должны быть проявление впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Детское творчество может проявляться и при подготовке спектаклей. Работа костюмеров, художников, поддержание технического состояния аппаратуры является неотъемлемой частью создания спектакля.

Ещё одним видом игр являются дидактические игры. Это игры обучающего характера ,игры с правилами. Они включают в себя обучающую и игровую задачи, но обучающая задача скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

       Обучающая задача дает возможность учителю добиваться в игре конкретных результатов, необходимых для развития тех или иных качеств учеников, направленных  на закрепление знаний, умений, навыков и представлений.

     Игровое действие является способом поведения, деятельности в игре. Оно направлено на выполнение игрового правила. Постановка правила  даёт ограничение  проявлению  активности учеников в игре, ставит условия, при которых должны быть выполнены игровые действия.

Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие учащихся, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

При проведении игр учителю  следует обратить на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры.

Дидактическая игра используется:

- как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных и интеллектуальных способностей);

- как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий);

-как метод и прием руководства детской игрой (например, метод введения новых знаний, прием загадывания и отгадывания);

-  как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).

Специалисты выделяют следующие виды дидактических игр: игры-поручения, игры с прятанием, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.  

           Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Список литературы

  1. Богуславская З. М.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста М. Просвещение, 1991.
  2. Бондаренко А. К.   Воспитание детей в игре  М. Просвещение, 1983.
  3.  Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста  Ростов -  на -  Дону, 2007.
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре - М., Просвещение,1982.
  5.  Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  6.  Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.
  7.  Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в  дошкольных учреждения / М. Просвещение 1986.
  8. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно– М.: Педагогика, 1981.
  9.  Урунтаева Г.  Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников/ Дошкольное воспитание. 1992
  10.  Ее величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей , /Автор и составитель Шмаков С. А... М.:NB Магистр, 1992
  11.  Эльконин Д.Б. Психология игры  – М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра – важнейшее средство активизации умственной и познавательной деятельности на уроках математики».

В работе, раскрывая роль игры в активизации умственной и познавательной деятельности учащихся, следует отметить, что играя,  происходят «главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются псих...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности» (многофункциональное развивающее пособие БОЛЬШОЙ СУНДУЧОК ДУМ ДУМЫЧА»)

Использование пособия позволяет: • Повышать познавательный интерес детей с УУО • Закреплять материал в интересной форме • Делать педагогический процесс более эмоциональным • Позволяет добиватьс...

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности»

Здесь можно познакомиться с моими дидактическими играми, которые предназначены для детей младшего школьного возраста с УУО...

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности»

Здесь можно познакомиться с моими дидактическими играми, которые предназначены для детей младшего школьного возраста с УУО...