Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"
статья по логопедии (2, 3, 4 класс)

Морозова Елена Александровна

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Метод проектов в условиях школьного логопункта.

Проект «Слово в слове»

   

                       

                             

                             

                                         

                                          Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ школа

                                          № 403 Пушкинского района Санкт – Петербурга

                                          Морозова Елена Александровна

2020 год

  Метод проектов широко используют учителя – логопеды школьных логопедических пунктов. Я представляю опыт работы над проектом «Слово в слове»: описание проекта, распределение деятельности по этапам проекта, методический паспорт, описание продукта. В результате проектной деятельности  учащимися 2-4 классов, которые занимаются на логопункте, была создана игра – лото «Слово в слове». Эту игру я использую во время логопедических занятий. Она позволяет расширять словарный запас,  развивать фонематический слух и орфографическую зоркость. Детям нравится видеть результаты своего труда и результат совместной деятельности с одноклассниками.                  

Проект «Слово в слове»

Актуальность: интеграция межпредметных ЗУН, привитие интереса к предмету                          «Русский язык»

Вид проекта: метапредметный (исследовательский); долгосрочный (учебная четверть)

Участники проекта:  ученики 2 – 4 классов, занимающиеся на логопункте, учитель - логопед

Место проекта:  внеклассная деятельность

Ожидаемый продукт: игра «Слово в слове»

Презентация продукта: март (для учеников 2 – 3 классов)

Ожидаемые результаты: расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие орфографической зоркости

Этап

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I

Мотивация,

постановка проблемы, запуск проекта

1.Вводит в ситуацию:

«Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир русского языка»

2.Формулирует проблему проекта:

-Можно ли на слух определить «слово в слове»?  

3.Определяет задачи:

1. Вживаются в ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

3. Принимают задачи проекта:

- Привитие интереса к предмету «Русский язык»

- Приобретение  навыков совместной деятельности с учителем - логопедом и сверстниками.

- Выработка умения -  вести поиск и систематизировать нужную информацию, совместно планировать свои действия.

- Изучение толковых словарей для объяснения лексического значения некоторых слов.

-Актуализация словарного запаса

- Привитие навыков работы

II

Организация работы над проектом

1.Активизирует полученные ранее знания учащихся.

 Работа строится на основе:

- знаний по русскому языку

- умений отбирать слова

- умений пользоваться различными источниками информации

2.Помогает спланировать

совместную деятельность учащихся; обсуждает план работы над проектом, учитывает

мнение учащихся, вносит коррективы.

  3. Помогает учащимся распределиться на группы

4. Распределяет обязанности (задания) между учениками, группами

5.  Организует деятельность

учащихся

6. Проводит беседу о разнообразии значений слов русского языка

1.Систематизируют информацию:

- при отборе слов

- на страницах игры

2. Знакомятся с планом работы, обсуждают его, вносят коррективы

3. Разделяются на группы

4. Распределяют обязанности

 5. Осуществляют деятельность

 6. Слушают  беседу о разнообразии значений слов русского языка

          III

Практическая деятельность.

Оформление

игры «Слово в слове»

-Организует работу над проектом

-Оказывает практическую помощь

-Дает рекомендации

-Следит за выполнением правил безопасности при работе с режущими инструментами и пр.

-Ненавязчиво контролирует работу каждой из групп, оказывает помощь и поддержку в систематизации и оформлении материала

-Оказывает в случае необходимости помощь в  оформлении игры

1.Обращаются к списку отобранных слов.

2. Докладывают о полученной информации для создания игры

3. Делают выводы

4. Отбирают, систематизируют, оформляют материал для игровых полей

5. Делают рисунки

6. Проводят оформление

7. Договариваются о защите проекта.

8. Готовят презентацию

          IV

Презентация продукта деятельности

1.Помогает готовить презентацию:

  • Репетирует публичные выступления
  • Привлекает к оказанию

индивидуальной помощи участникам презентации логопеда

2.Приходит на помощь в случае затруднения

3.Подводит к формулировке

 вывода: «Русский язык – очень важный предмет. Умение слушать внимательно слова и

знание орфографических правил поможет писать грамотно »

4.Побуждает к выполнению совместных действий.

   1.Представляют презентацию

 игры «Слово в слове» для уч-ся 2-3 классов.

Полезные советы «Как стараться писать без ошибок»

   

2.Делают вывод о решении

 проблемы: «Можно на слух определить «слово в слове». Если слушать внимательно слова и знать орфографические правила, то это поможет писать грамотно».

   

 3.Проводят  анкетирование присутствующих

V

Подведение итогов

  - Предлагает составить устный отзыв об участии в проекте (чему научился, что понравилось, с какими трудностями столкнулся)

- Ставит новую проблему

-Устно высказываются о проделанной работе

Определяют цель нового проекта

Методический паспорт проекта

1

Название проекта – «Слово в слове»

2

ФИО руководителя проекта – Морозова Е.А.

3

Название образовательного учреждения -  ГБОУ школа №403

4

Год разработки учебного проекта – 2019 г.

5

Участники проекта - ученики 2-4 классов, занимающиеся на логопункте

6

Опыт использования – логопедические занятия, внеурочная деятельность

7

Тип проекта - межпредметный, практико-ориентированный, индивидуальный, долгосрочный

8

Учебные предметы, предметные области, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык, изобразительное искусство.

9

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - окружающий мир

10

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет

11

Методы, использованные в работе над проектом: объяснение, беседа, чтение, составление плана.

12

Гипотеза проекта: действительно ли в некоторых словах русского языка «спрятаны» другие слова.

13

Проблема проекта: можно ли на слух определить «слово в слове»?

14

Цель  проекта

  • для учащихся: Вести поиск слов с определенной звуковой структурой. Расширить систему знаний о лексическом значении слов русского языка
  • для логопеда: Создать условия для расширения представлений о богатстве русского языка, пополнения активного и пассивного словарного запаса обучающихся, для творческого развития детей. Развивать стремление детей правильно объяснять лексическое значение слов русского языка, грамотно оформлять речевое высказывание.

15

Задачи проекта:

- Приобрести  навыки совместной деятельности с учителем - логопедом и сверстниками.

- Вырабатывать умения -  вести поиск и систематизировать нужную информацию.

- Сотрудничать друг с другом.

- Совместно планировать свои действия.

- Изучить толковые словари для объяснения лексического значения некоторых слов.

16

Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

17

Ведущая деятельность: поиск слов; изобразительная деятельность.

18

Сфера применения результатов: внеурочная деятельность, логопедические занятия

19

Используемые технологии: проблемное обучение; моделирующая деятельность;

 поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

20

Форма продукта проектной деятельности: игра «Слово в слове»

21

Способ представления  результатов на презентации: презентация

22

Время работы: 3 четверть

23

Стартовый уровень обученности и сформированности  УУД

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Познавательные: предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники;

Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

24

Приращение   компетенций  учащихся:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

25

Режим работы (организационная форма) - внеурочная деятельность

26

Материально - техническое оснащение

 •        библиотека;

•        Интернет;

•        фотографии;

•        компьютер;

•        мультимедийная установка

27

Описание проекта. Этапы работы над проектом и их описание

1 этап: Организационный

Беседа с детьми о разнообразии значений слов русского языка.

- Выбрали тему исследования,   связанную со звуковой структурой слов                         - Определили цели и задачи исследования.                                                                      - Составили план для проведения работы.

  1. этап: Поисково-исследовательский:

- Изучали литературу.                                                                                                                   - Записывали слова, находили «слово в слове».                                                            - - Записывали лексическое значение незнакомых слов.

3 этап: Создание продукта проектной деятельности

 Собранную информацию печатали на компьютере, рисовали рисунки, делали игровые поля, создавали правила игры совместно с учителем – логопедом.

4 этап: Презентация игры (в классе, на логопедическом занятии)

28

Аннотация

Описание продукта. Игра «Слово в слове»

Форма игры – лото: 14 игровых полей, 56 маленьких карточек.                                                      

Цель игры: Создавать предпосылки для формирования навыков грамотного письма, для профилактики нарушений письменной речи.                                                                                  

Задачи:  формирование навыков звуко - буквенного анализа слова; развитие фонематического слуха; обогащение словарного запаса; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.

Ход игры

1 вариант

Большие игровые поля раздаются игрокам, а маленькие карточки остаются у ведущего. Он зачитывает слово на маленькой карточке, игроки ищут на своем игровом поле такое слово, которое входит в состав слова, озвученного ведущим.  Тот, кто нашёл, получает карточку и кладёт ее слева от рисунка на игровом поле. Победителем игры считается тот, кто первым закрыл своё игровое поле.

2 вариант

Большие игровые поля раздаются игрокам, а маленькие карточки лежат на столе. Участники игры по очереди берут карточку, переворачивают ее, зачитывают слово. Остальные игроки ищут на своем игровом поле такое слово, которое входит в состав слова, озвученного ведущим. Тот, кто нашёл, получает карточку и кладёт ее слева от рисунка на игровом поле.  Победителем игры считается тот, кто первым закрыл своё игровое поле.

Приложение (примеры использованных слов): Мышьяк, тапочки, графиня, чертёж, котлета, фуражечка, столб, столб, признак,  лестница, черепаха, колосья, молоко, минутка,   дрель, еноты, марка,  паром, собака и т.д.

                                   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

В статье рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда на школьном логопункте....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях школьного логопункта

Данная раздел раскрывает особенности логопедической работы в общеобразовательной школе. Для правильного отображения презентации необходимо установить файл шрифта "Пропись"....

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта

Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...