Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР.
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Аникина Елена Игоревна

В работе раскрыта актуальность использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР. Технология проектной деятельности . Представлены классификация и функции учебных проектов. Этапы проектной деятельности. Метод проектов. Методические рекомендации к использованию метода проектов. Темы исследовательских работ для начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_zpr.docx87.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР

Введение

Актуальность использования проектной деятельности в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) в настоящее время обусловлено рядом причин.

 Во-первых, положения Федерального Государственного Образовательного Стандарта ориентируют образовательное учреждения на развитие самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует  принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта – это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск – его непременная часть.

 А во-вторых, технология проектной деятельности сегодня широко используется в общеобразовательной школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого происходит многостороннее развитие личности обучающегося  наряду с овладением им системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями.

Одной из приоритетных задач коррекционной  школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития ребенка, формирование активной позиции в обучении, формирование и развитие коммуникативных способностей обучающихся. Проектная деятельность позволяет учителю выйти за рамки предмета, провести межпредметные связи, помочь детям соединить имеющийся у них опыт с новыми знаниями, а так же в полной мере реализовать свои творческие способности.

Особенно актуальна проектная деятельность для детей с ЗПР, так как у таких детей наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности, а метод проектов дает возможность заинтересовать учеников новыми формами работы.

 В современном обществе проектирование все шире применяется в различных сферах и видах человеческой деятельности. Как важнейший компонент практики проектирование присуще не только науке или производству. В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем. При этом важно уметь планировать свои действия, выбирать наиболее оптимальный способ решения той или иной проблемы, осуществлять анализ и рефлексию полученных результатов. Люди, обладающие проектным типом мышления, как правило, более успешны, востребованы. Большую роль в его формировании играет школа.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения требует использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, среди которых стоит отметить «метод проектов». Применение на практике «метода проектов» на основе личностно-ориентированной технологии способствует развитию самостоятельности и творчества обучающегося, всех сфер его личности, обеспечивает его субъектность в образовательном процессе.

ГЛАВА I

I.1. Технология проектной деятельности

Проектная деятельность – совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную учебную проблему, в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Проектная деятельность – это та деятельность, в основе которой лежит метод проектов. Метод проектов, как основа проектного обучения и воспитания представляет собой целенаправленную, в основном самостоятельную деятельность участников проекта, ориентированную не только на усвоение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Активное включение воспитанников в те или иные проекты это способ формирования навыков в освоении новых видов деятельности в социальной среде.

Как отмечает профессор Полат Е.С.: «Метод проектов -  это совокупность приемов и действий для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

ПРОБЛЕМА>>>>>ПЛАН РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ>>>>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК>>>>>РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Другими словами, это совокупность последовательных действий: формулирование или возникновение проблемы – планирование способов или путей решения проблемы – исследовательский поиск (реализация плана проекта) – результат (решение проблемы).

Проект как активная форма проведения занятий – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В рамках образовательного процесса проектный метод можно определить как педагогическую технологию, которая нацелена на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников посредством системной организации проблемного поиска специфических умений и навыков, таких как самостоятельное целеполагание, самоорганизация, самоконтроль и самоанализ, корректировка собственной деятельности и т.д.

I.2. Классификации и функции учебных проектов.

Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра.

Существуют и другие различные классификации:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. 

7. По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские и по способам реализации результатов.

Е.С. Полат  предлагает систему основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,
  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план-карта;
  • выставка; и др.

Еще один пример классификации проектов

 По предмету труда

  • Человек – человек. Человек – природа.
  • Человек – техника. Человек – художественный образ.
  • Человек – знаковая система.

По сфере применения

  • Школа. Семья. Досуг.
  • Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам

  • Познавательные. Экологические.
  • Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.
  • Научные. Комплексные.

По материальному воплощению

  • Интеллектуальные
  • Ин формационные.
  • Комплексные.

По преобладающим технологическим процессам

  • Архаичные (ручные технологии)
  • Традиционные (машинные технологии)
  • Инновационные (на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности

  • Гностические.
  • Изыскательские.
  • Преобразующие.

По организации проектной деятельности

  • Индивидуальные.
  • Групповые.
  • Школьные.

По структуре содержания

  • Мономодульные(охватывают один модуль программы)
  • Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)
  • Интегрированные (межпредметные).

Все проекты, вне зависимости от классификации позволяют:

1.Научить обучающихся:

  • выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
  • находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
  • находить конкретные собственные пути  решения проблем;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2.Развивать у обучающихся исследовательские умения, механизм развития критического мышления, умения искать путь решения поставленной задачи.

3.Развивать  умение творчески подходить к способу подачи материала.

4.Развивать  «командный дух»; коммуникабельность и умение сотрудничать.

5.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Основные требования к созданию проектов:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
  • обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность;
  • работа обучающихся должна быть осмысленной и активной, иметь целесообразный характер;
  • обучающихся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде;
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т.е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенны: подготовленность учащихся к данному виду деятельности; интерес школьников к проблеме; практическая направленность и значимость проекта; практическая осуществимость проекта. Существенными условиями учебной проектной деятельности являются: возможность применения полученных знаний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся; наличие необходимых материально-технических средств; 
соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям; обеспечение безопасных условий труда.

I.3. Этапы проектной деятельности

Этапы

Содержание

1

2

1. Подготовительный (подготовка проектного задания)

Изучение общественного мнения.

Формулировка проблемы (или несколько проблем), требующей решения.

Определение причин существования данной проблемы.

Определение целей и задач проекта.

Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности.

Определение возможностей команды исполнителей.

2. Технологический (разработка плана проекта и его реализация)

Составление плана работы с указанием основных мероприятий и времени их проведения.

Распределение обязанностей между участниками проекта.

Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Разработка системы оценки проекта и способа оформления результатов.

Реализация проектного задания согласно составленному плану.

Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта.

3. Завершающий  

  • сбор информации;
  • решение промежуточных задач.

4. Результаты
и/или выводы

Общественная презентация проекта.

Экспертиза проекта.

Самооценка и рефлексия результатов.

Таблица  показывает, что проектная деятельность предполагает принципиально иную структуру построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его интересом и личными целями. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть разным. В одних случаях учитель определяет тематику с учётом учебной ситуации по какому-нибудь  предмету, профессиональных интересов, а так же интересов и способностей обучающихся. В других - тематика проектов может быть предложена и самими обучающимися (познавательные, творческие, прикладные). Так же тематика проектов может касаться какого-нибудь теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний по предмету.

Этапы разработки структуры проекта и его проведения (Е.С. Полат): 
1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. 

2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"), обсуждение и обоснование каждой из гипотез. 

3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов. 

4. Работа в группах над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. 

5. Защита проектов (гипотез решения проблемы). 

6. Выявление новых проблем. 

Фрайд-Бус Д.Л.  описывает три этапа работы над проектом: 
1. Планирование. 
2. Реализация проекта. 
3. Создание конечного продукта. 


        Этапы проекта

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.

2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д..

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. 

В состав проектной папки могут входить:

— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;

— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;

— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.

Примерные критерии оценок проектной деятельности (проекта, т. е. готового продукта).

1-й вариант:

— самостоятельность работы над проектом;

— актуальность и значимость темы;

— полнота раскрытия темы;

— оригинальность решения проблемы;

— выразительность выступления и культура речи;

— степень раскрытия содержания проекта в презентации;

— использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;

— качество ответов на вопросы.

2-й вариант:

— важность и практическая значимость темы проекта;

— глубина исследования проблемы;

— оригинальность предложенных решений;

— качество выполнения материала (готового продукта);

— убедительность и качество презентации.

Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности, удовлетворенности или разочарования результатами труда, осознания себя как индивида в общей социально значимой деятельности классного (школьного) коллектива. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально значимой, исследовательской или частично- экспериментальной деятельности.

Несмотря на разнообразие классификаций этапов проектной деятельности, можно заметить, что они отличаются незначительно.

С целью выделения систем действий учителя и обучающихся, важно определить этапы разработки проекта. На наш взгляд, целесообразно выделить четыре основных этапа: планирование, выполнение проекта, презентация, оценивание (учащимися и учителем). 

Формы продуктов проектной деятельности

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:

WEB-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; прогноз; публикация; серия иллюстрации; система школьного самоуправления; сказка; справочник; статья; сценарий; учебное пособие; экскурсия.

Разнообразие форм проектов для детей с ЗПР необходимо для развития коммуникативных навыков, дети учатся взаимодействовать. Развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество, происходит развитие когнитивных функций. Дети, изучая дополнительный материал, выходят за рамки школьной программы, получая дополнительные знания.

Работая с детьми с ЗПР, на наш взгляд, можно использовать большинство форм продуктов проектной деятельности: выставка,  газета, законопроект, игра, коллекция, постановка, праздник, сказка, сценарий, экскурсия.

I.4.Метод проектов – способ организации познавательно-трудовой деятельности обучающихся

Метод проектов – способ организации познавательно-трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или их группой под руководством учителя. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Они должны у себя сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности. Логика выполнения проектов основывается на включение обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности; сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом; созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся; использованию методов, активизирующих учебный процесс; использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся; неразрывному единству обучения и воспитания.

Популярность метода обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьника для решения конкретных проблем. По мнению учёных, его использование в школьной практике позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • формировать у школьников умения и навыки общеучебного характера: постановка учебной проблемы, выбор способа достижения цели, планирование самостоятельной работы, организация мыслительной деятельности, оценка результатов своих действий;
  • развивать коммуникативную культуру: организация сотрудничества, совместная выработка решения, публичное выступление и т.д.

В исследованиях Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, В.В. Гузеева и др. отмечается, что метод проектов – это педагогическая технология, включающая в себя систему приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это путь познания и способ его организации. Идея «метода проектов» направлена на результат, который можно получить при решении значимой практической либо теоретической проблемы. По мнению Е.С. Полат, «результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию». В системе современного школьного образования работа с проектами занимает особое место, позволяя учащимся приобретать знания, которые не могут быть достигнуты при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: иметь практическую ценность; предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым, как в процессе работы над ним, так и при её завершении; быть гибким в направлении работы и скорости её выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями; способствовать налаживанию взаимодействия между участниками проекта.

Таким образом, метод проектов предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении, что, в свою очередь, способствует формированию ключевых компетенций школьников:

  • коммуникативной - овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях;
  • информационной - освоение необходимых знаний, умение осуществлять поиск и работать с различными источниками информации;
  • интеллектуальной - умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанному;
  • организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

По утверждению И.С. Сергеева, метод проектов - это метод эффективного выстраивания деятельности, позволяющий достичь цели оптимальным способом.

Нами выявлено, проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к развитию коммуникативных навыков школьников, создаёт обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности. В создании и организации проектов могут участвовать, как сами ученики школы, так и их родители.

ГЛАВА II.Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР

II.1.Характеристика детей с задержкой психического развития

         Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности, в излишней импульсивности или суетливости, в замедлении общего темпа деятельности. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых –иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций.

           Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы, ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив. Ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

По нашим наблюдениям, дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать отклонения в их развитии. На первом месте должна стоять коррекционная работа, направленная на выправление и доразвитие, максимально эффективное развитие функций психики.

II.2.Коррекционная работа по организации проектной деятельности в коррекционно-образовательном процессе с обучающимися с ЗПР в ОУ.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Следовательно, современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Вывод: главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс. Этому и учит метод проектов.

II.3. Методические рекомендации к использованию метода проектов при обучении школьников с задержкой психического развития.

        

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нему. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1—2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная со 2-го класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».

Таким образом, согласно определению известного педагога А. В. Горячева, проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями-практиками.

На основе изучения научно-методической литературы таких авторов, как А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса, В.Л. Кузнецовой, К. Поливановой, С.Н. Трофимовой и других авторов, а также ФГОС, нами составлены методические рекомендации к использованию метода проектов при обучении школьников с задержкой психического развития.

1. Для эффективной реализации проекта необходимо активное участие родителей в жизни школы, в практическом применении знаний, полученных ребёнком в школе, выполнение заданий учителя в домашних условиях.

2. При работе над проектом учитель должен задавать материал с учётом индивидуальных возможностей ребёнка, что позволяет принимать участие каждому ученику на всех уроках, что особенно важно для детей с нарушениями.

3. При работе над проектом учитель должен помогать ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом. Безусловно, при использовании метода проектов, преподаватель выступает в роли не только человека, контролирующего и направляющего процесс работы, но и в роли консультанта, способного подсказать источники для работы учащихся.

4. Учитель сам является источником информации. Вот почему педагогу важно перед началом работы над проектом самому ознакомиться с литературой. Кроме того, учителю следует не только координировать весь происходящий процесс, но и поддерживать и поощрять учеников.

5. При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта является практической и общественной пользой. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для обучающихся, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для обучающихся сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать себя.

В-третьих, в работе над проектом обучающиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, обучающиеся, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей  при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Т.к. проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой.

По нашему мнению, исполнение данных рекомендаций поможет преподавателю увлечь обучающихся с ЗПР интересной работой, развить их самостоятельность и интерес не только к окружающему миру, но и к собственной исследовательской работе.

 Перечень примерных тем проектов в приложении 1.

Пример использования технологии в начальной школе и методические рекомендации

Проект «Путь хлеба: от зернышка до каравая»

Участники проекта: ученики 3 класса с задержкой психического развития

Руководитель проекта: в этой роли может выступать учитель или заинтересованный родитель.

Предмет: ознакомление с окружающим миром.

Цели проекта: при помощи исследовательской деятельности  изучить профессии людей, занимающихся выращиванием зерновых культур и процессом выпекания хлеба.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с профессиями людей, которые занимаются выращиванием зерновых культур.

2.Познакомиться с процессом выпекания хлеба.

Актуальность.

Тема хлеба никогда не теряла своей актуальности. Хлеб всегда рядом с людьми, он помогает жить, дает силы для работы, ему отведено главное место на столе. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - кормилец остается самым большим богатством на земле.

        В наше время дети имеют недостаточное представление о хлебе, о трудности процесса его изготовления. Плохо употребляют в пищу, порой небрежно относятся к нему.

        Надеемся, что с помощью этого проекта у детей значительно расширятся знания и представления о производстве хлеба. Вместе с ребятами мы проследим весь путь хлеба: от зернышка до каравая.

При оценке актуальности выбранной темы необходимо избегать односторонней оценки ситуации, чтобы не сузить спектр исследования.

Планируемый результат:

Повышение уровня информированности и теоретических знаний обучающихся о процессе изготовления хлеба.

Этапы работы над проектом:

1 этап – разработка проектного задания.

- определение источников информации (учебник, литература по теме, Интернет ресурсы, экскурсии в музей Хлеба и Русский музей  и другие)

-формирование групп для выполнений заданий.

Класс делится на рабочие группы: Историки, Теоретики, Хлеборобы и Пекари. Каждая группа будет решать свои задачи, исходя из своего названия.

2этап – планирование работы

Руководитель организует обсуждение темы проекта, в результате которого определяется план работы, ответственные за каждый этап и сроки выполнения.

1группа-Историки. Должны собрать информацию о выращивании зерновых культур в старину и изучить процесс обработки зерна.

2 группа –Теоретики. Должны изучить зерновые культуры, создать коллекцию.

3 группа- Хлеборобы. Должны вырастить злаковые растения и провести наблюдения.

4 группа- Пекари. Должны изучить состав хлеба и национальные рецепты приготовления хлеба у разных народов.

5 группа- Журналисты. Должны изучить и отобрать материал в энциклопедиях, справочниках. Создать статьи о труде людей различных профессий. Подобрать пословицы, загадки, считалки про хлеб. Оформить страницы книги, создать иллюстрации.

На этапе обсуждения можно воспользоваться следующими вопросами:

Вопросы для определения задач:

-Что вам уже известно по теме?

-Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

-По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу? (другую группу? Весь класс?)

-Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

-Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

-попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

Вопросы для поиска и сбора информации:

-Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

-Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?

- В какие организации можно обратиться за консультацией?

-Какие конкретно сведения вы там запросите?

- Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где можно их найти?

Вопросы для организации работы:

-Какие работы могут выполняться параллельно?

-Какие исследования требуют больше/меньше времени?

-Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Кто и за что будет отвечать? Где будет проводиться работа? В какие сроки?

3 этап – реализация проекта

Обучающиеся в соответствии с планом работы осуществляют посильную самостоятельную конструктивную  деятельность. Руководитель оказывает стимулирующую поддержку и дозированную помощь, консультирует деятельность обучающихся и групп.

Анализ результатов и оформление проекта

Обучающиеся участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы. На этом этапе целесообразно оценить риски профессионального выбора и уровень возможностей системы образования (доступность образования, оснащенность классов)

4 этап – общественная презентация проекта

Презентация может быть проведена в следующих вариантах:

-Защита представляется на уроке;

-Выступление докладчиков на обобщающем уроке-конференции или уроке «погружения в проблему»

Выбор формы презентации зависит от продукта. Это может быть творческий вечер, концерт, спектакль, видеосюжет, слайд-шоу и прочее. Формы проведения презентаций необходимо определять с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно подчеркнуть положительную тональность в оценке результатов, какими бы несущественными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного исследования.

Продуктом данного проекта может стать книга  «Путь хлеба: от зернышка да каравая». Презентация данного продукта может проходить на школьной конференции проектных работ «Юный исследователь»

Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени.

Подготовленные и оформленные проекты защищаются. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов. Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и других учащихся (из других классов).

Критерии оценивания выполненных проектов должны включать в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта.

Заключение

1) Метод проектов для детей с ЗПР необходим, так как создаёт современную, востребованную личность. Необходимо использовать активные методы и формы коррекционной работы при обучении детей с ЗПР проектной деятельности для их всеобщего развития, социализации. При условии своевременности и правильности помощи через специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры, школьная неуспеваемость может постепенно преодолеваться.

2) Пример коррекционно-развивающего обучения по организации проекта с учащимися с ЗПР доказал, что правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, совместный труд со взрослыми, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут востребованными; повышает познавательную активность детей, способствует сплочению детского коллектива.

В процессе проектной деятельности у детей с ЗПР совершенствуются коммуникативные действия, что обеспечивает социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, умение взаимодействовать и сотрудничать; решать конфликты; точно выражать свои мысли.

3) Для эффективной реализации проекта у детей с ЗПР необходимо активное участие родителей; при работе над проектом учитель должен задавать материал с учётом индивидуальных возможностей ребёнка и помогать ученикам в поиске источников, мотивировать, координировать весь процесс, поддерживать и поощрять учеников.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2013. (в редакциях)

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011. - http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosob.html

3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

4. Вильховая, К. Л. Проектная деятельность как средство социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / К. Л. Вильховая, Е. Г. Доценко // Коррекционная педагогика: теория и практика.–2012.–№1.

5. Колчина Л.В. "Проектная деятельность в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный экскурс]/ LogoPortal.ru - 17.04.2015. - Режим доступа:http://logoportal.ru/proektnaya-deyatelnost-moya-semya/.html

6. Конференция. Этапы проектной деятельности – Общие вопросы проектной деятельности в образовании. -Малышева Я.В. /[Электронный экскурс] : личный портфель. - 2013.– Режим доступа: http://grant-project.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/ehtapy_proektnoj_dejatelnosti/17-1-0-204.

7. Кудрявцева С.В. "Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе со школьниками с зпр" [Электронный экскурс] : науч. статья. / Электрон. журн. – Журнал «Специальное образование». Выпуск№ X / том II / 2014. - Научная библиотека КиберЛенинка. - с.177-180. - Режим доступа к журн. :http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-proektov-v-korrektsionno-razvivayuschey-rabote-s-doshkolnikami-s-zpr.

8. Кучкуда, Е. Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа. – 2013. - № 1.

9. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

10. Пелагейченко Н. Л. " Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований" [Электронный экскурс]: науч. журн. / Моск. пед. универс. - Электрон. журн. – М., № 4 (4) апрель 2013. - Режим доступа к журн. : http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html

11. Поливанова К. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. ФГОС. - Автор: Поливанова К.Н., редактор: Сафронова И.А. - Издательство: Просвещение, 2011. - ISBN: 978-5-09-018141-9.

12. Пономарева Н.Е. "Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании общественно-научных предметов" [Электронный экскурс]/Липецк, 2015. - Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_osnovnoe_obshhee_new/index?n=32249.

13. Проект как одна из современных технологий обучения. - Лерман С.П. / [Электронный экскурс] : личный портфель. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/414629/

14. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ - Авторы: А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса./ - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 180 стр., 36 илл. - ISBN:978-5-86775-643-7.

15. Проектная и исследовательская деятельность как способ развития учащихся в коррекционной школе VIII вида. - Трофимова С.Н. / [Электронный экскурс] : личный портфель. - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/647051/

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. - Кузнецова В.Л. / [Электронный экскурс]: личный портфель – Электрон. дан. и прогр. – Тамбов, 2011. – Режим доступа: http://www.integration.com.ua/ter_music/49.html

17. Пудова Л. П. Что такое проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ. -По материалам авторов Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - [Электронный экскурс] / – МГППУ, 2012. - Режим доступа к журн. : http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/22/chto-takoe-proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-protsesse-dou.

18.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина и др.-СПб:КАРО,2017.-176С.-(Петербургский вектор введения ФГОСосновного общего образования)

19. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

20. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

21. Чеснова С.В. "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с ЗПР на уроках" [Электронный экскурс] : зачетная работа по курсам повыш. квал. /Учреждение Сызранский филиал ГС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ОВЗ C(К)ОШ-интернат №2/ - Режим доступа к журн.: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/05/22/pedagogicheskiy-proekt-na-temu-formirovanie-kommunikativnykh

Приложение 1

Примерные темы исследовательских работ для начальных классов

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

Представляем перечень интересных и актуальных тем исследовательских работ для школьников начальных классов, на основе которых которые можно сформулировать свою тему исследования: расширить или сократить формулировку.

В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы.

Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  • Детские фантазии
  • Загадка клавиатуры
  • Искусство создания книги
  • Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  • Краски в нашей жизни
  • Маленькая история о моей большой семье
  • Математика на кухне
  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
  • Мультфильмы: что это?
  • Мир ребёнка: взгляд сквозь время
  • Молодежный жаргон в речи современных школьников
  • Образ дракона в детской литературе
  • О некоторых способах выжить в природе
  • О чем рассказывают следы на снегу
  • Оригами и математика
  • Откуда в хлебе столько дырочек
  • Откуда хлеб на стол пришёл?
  • Польза бумаги
  • Почему вода в небольших водоемах зеленая?
  • Почему высохла лужа
  • Почему корабли не тонут
  • Почему море солёное
  • Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
  • Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
  • Почему скисает молоко?
  • Почему стреляет попкорн?
  • Почему сугроб полосатый?
  • Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  • Почему чай заваривают в горячей воде?
  • Путешествие водяной капельки
  • Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
  • Русский богатырь: воплощение моей мечты
  • Сказка – ложь, да в ней намёк...
  • Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
  • Хлеб всему голова!
  • Цвет и дети
  • Что такое микроскоп?
  • Что такое эксперимент?
  • Что у нас в солонке и в сахарнице?
  • Чудесные превращения, или Что такое сыр?
  • Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
  • Влияние компьютера на детей
  • Волшебство красок
  • Война и наша семья
  • Генеалогическое дерево моей семьи
  • Из истории детских обязанностей
  • Имя в жизни человека
  • Моя родословная
  • Лента времени моей семьи
  • Награда в нашем доме
  • Праздники нашей семьи
  • Письмо моей бабушки внуку
  • Семейные традиции
  • Семейные реликвии
  • Спортивная жизнь моей семьи
  • Наш дом. Наш двор.

Темы исследовательских работ о природе:

  • А у нас ананас!
  • "Белая береза под моим окном"
  • Береза моя, березонька!
  • Вечнозелёная красавица леса
  • Жизнь леса
  • Кто красит листья в зеленый цвет?
  • Лес - наш друг
  • Мой райский сад
  • Мой любимый фрукт апельсин
  • Новогодняя красавица
  • Отчего осенью листья меняют цвет?
  • О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
  • Полезные свойства калины
  • Портрет яблони
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Путешествие косточки
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Русская берёзка
  • Что мы знаем о древесной коре?
  • Что такое береста?
  • Что такое листопад?
  • Этот мексиканский незнакомец – авокадо
  • Яблоня и яблоко
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев
  • Я садовником родился

Темы проектных работ о растениях

  • В гостях у белой кувшинки
  • Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
  • Мой маленький мир дикорастущих растений
  • Одуванчик — маленькое солнышко
  • Портрет земляники
  • Посмотрите, одуванчик!
  • Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
  • Почему подсолнух называют цветком солнца?
  • Почему растёт растение
  • Про вершки и корешки
  • Природное сообщество – луг
  • Роль растения в жизни человека
  • Что за ягода малина?
  • Что мы знаем о подсолнухе?
  • Ягодная азбука
  • Ягода Арбуз.
  • Выращивание кактусов в домашних условиях
  • Зелёный подоконник в школе
  • Кактус – колючий друг
  • Кто ты, кислый лимон?
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Мир кактусов
  • Мир растений на подоконнике
  • Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
  • Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
  • Мои зеленые друзья
  • Мой любимый цветок - бегония
  • Мой цветник
  • Мой сад
  • Мой чудо-цветок
  • Моё увлечение — кактусы
  • О комнатных растениях
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
  • Секреты "бабушкиной герани"
  • Удивительные кактусы
  • Фиалка для мамы
  • Фиалки в подарок бабушке
  • Что мы знаем о лимоне?

Темы исследовательских работ о животных:

  • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  • Зачем ежу яблоко?
  • Крокодиловы слезы
  • Кролики
  • Кто живет у нас в лесу?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто под бугорком живёт?
  • Кто строит дом на реке?
  • Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
  • Кто такой слон?
  • Кто ты, собака?
  • Кулинарные пристрастия белочки
  • Любимое домашнее животное
  • Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  • Любознательный зверёк — белка
  • Люди и кошки.
  • Люди и дельфины
  • Мамонты — древние и могучие
  • Медведь сказочный и настоящий
  • Мир забавных животных
  • Мир зебр
  • Мир китов
  • Мир лошадей
  • Мир собак
  • Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
  • Мой пудель
  • Мой кот
  • Мое домашнее животное — немецкая овчарка
  • Мое любимое животное — дельфин
  • Можно ли подружиться с лошадью?
  • Мои домашние питомцы
  • Мои загадочные кошки
  • Мои кошки
  • Мои любимые кролики
  • Мои любимые лошадки
  • Мои любимые хомячки
  • Мои питомцы
  • Мои четвероногие друзья
  • Мой верный друг - собака
  • Мой домашний питомец — сирийский хомячок
  • Мой домашний питомец — скотч-терьер
  • Мой любимчик — морская свинка
  • Мой пушистый ласковый кот Рыжик
  • Мой рыжий непоседа — кот
  • Мой щенок: первый месяц жизни
  • Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
  • Моя любимая кошка
  • Моя любимая собака
  • Моя удивительная встреча с дельфинами
  • Наблюдение за бобрами
  • Наблюдение за золотистыми хомячками
  • Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
  • Наблюдения за домашними и дикими мышами
  • Нам не страшен серый крыс!
  • Наш любимый зоопарк
  • Необычные факты про обычного ежика
  • Нора – это дом. Жилища животных
  • О леопардах
  • Образ жизни и поведение моего кота
  • Образ жизни летучих мышей
  • Один день из жизни хомяка
  • О кошках
  • Олени — наши друзья
  • Отличие в поведении больших и маленьких собак
  • Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
  • Поведение домашних свиней
  • Поведение кошек
  • Потерянный мир динозавров
  • Почему вымерли динозавры?
  • Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
  • Почему корова даёт молоко?
  • Почему на Земле вымерли динозавры
  • Почему скрипит косатка
  • Почему тигр полосатый?
  • Почему у Хомки толстые щечки?
  • Почему у кошки в темноте светятся глаза?
  • По следам уссурийского тигра
  • Привычки и повадки моих кошек
  • Про зайцев...
  • Пушистые чудики
  • Разные породы лошадей
  • Рядом с нами живут белки...
  • Свинья ли свинья?
  • Собака - друг человека
  • Собака друг человека или человек друг собаки?
  • Собака — настоящий друг
  • Содержание и воспитание щенка
  • "Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
  • У кого длиннее хвост?
  • У кого язык на ноге?
  • Удивительные кошки
  • Удивительные дельфины
  • Удивительный мир динозавров-великанов
  • Умели ли динозавры летать?
  • Умеют ли разговаривать дельфины
  • Умеют ли животные считать?
  • Умственные способности кошки
  • Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
  • Хвостатые гидростроители.
  • "Хвостик, хвост, хвостище"
  • Хомяк в поисках истины
  • Хомячки-пуховички.
  • Хорёк. Может ли он заменить кошку?
  • Царь динозавров
  • Чей нос лучше?
  • Чем заяц отличается от кролика
  • Чем лечатся слоны?
  • Что я знаю о дельфинах
  • Что я узнал о кошках
  • Что мы знаем о кошках?
  • Ягуар — величественный хищник
  • Я за любовь ко всем собакам.

Темы исследовательских проектов о грибах:

  • Грибное лукошко
  • Его величество боровик
  • О чём говорят нам названия грибов?
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Ты, лисичка, рыжий гриб!
  • Удивительное царство грибов
  • Удивительная находка
  • Угадай-ка грибок!
  • Что за гриб на тонкой ножке?

Темы исследовательских работ о птицах:

  • Как зимует воробей
  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Кто такие птицы?
  • Кто такие амадины?
  • Курица - птица не простая!
  • Ласточка — вестник добра и счастья
  • Ласточкино гнездо
  • Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
  • Мир птиц
  • Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
  • Мои журавлики
  • Мои любимые пингвины
  • Мои наблюдения за деревенской ласточкой
  • Мои певчие канарейки
  • Мои пернатые друзья
  • Мой волнистый друг
  • Мой домашний любимец — попугай Кеша
  • Мудрый ворон
  • Мы учили попугая
  • На крыльях весну принесли...
  • Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
  • Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
  • Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
  • Наблюдения за популяцией городской ласточки
  • Наблюдения за трясогузкой
  • О воробьях
  • Пернатые архитекторы
  • Поведение птиц зимой
  • Поведение синицы зимой
  • Покормите птиц зимой!
  • Поможем зимующим птицам
  • Попугай корелла. Мое маленькое исследование
  • Почему зимой птичка стучит в окно?
  • Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
  • Почему многие грачи зимой не улетают?
  • Почему попугайчик волнистый
  • Почему птицы летают?
  • Почему птицы осенью улетают?
  • Почему у снегиря грудка красная?
  • Птицы – наши друзья
  • Птицы двора нашей школы
  • Птицы за моим окном
  • Птицы — наши друзья
  • Что за птица воробей?
  • Что за птица эта галка?
  • Чудо из яйца
  • Чье это гнездо?
  • Чьи гнезда лучше?

Темы проектных работ о земноводных:

  • Кто такие змеи?
  • Лягушка с душою царевны
  • Мир моей черепахи
  • Мой друг — черепаха
  • Моя домашняя черепаха
  • Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
  • Необычные ящерицы
  • О черепашках
  • Опасны ли змеи?
  • Полезны ли ящерицы?
  • Почему лягушки зеленые?
  • Почему у ящерицы хвост обрывается?
  • Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
  • Это сказочное существо – лягушка

Темы исследовательских работ о рыбах:

  • Аквариум и его обитатели
  • Аквариумные рыбки - какие они?
  • Ловись, рыбка, большая и маленькая…
  • Мой аквариум
  • Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
  • Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
  • Наблюдение за рыбками-попугаями
  • Обитатели водоёмов
  • Обитатели пресных водоемов
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Рыбы наших вод
  • Хищнее щуки рыбы нет...
  • Что случилось с кетой?

Темы исследовательских работ о насекомых:

  • Комар: казнить нельзя, помиловать…
  • Кто живет в компьютере?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто такая медведка
  • Кто такие пауки?
  • Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
  • Медовая братва
  • Мир жуков
  • Мир стрекоз
  • Моё открытие о мухе
  • Моя коллекция насекомых
  • Муравьи и их царство
  • Муравьиная жизнь
  • Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
  • Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
  • Наблюдение за циклом развития колорадского жука
  • Наблюдения за развитием муравейника
  • Насекомые моего двора
  • Насекомые. Какие они?
  • О пауках
  • Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
  • Ох уж эти комары!
  • Ох уж эти шершни!
  • Паук – человеку друг
  • Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
  • Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
  • Порхающие цветы
  • Почему бабочки не живут в городе?
  • Почему водомерка ходит по воде?
  • Почему не тонет водомерка?
  • Про муравьев
  • Пчела — друг человека
  • Пчелиная семья
  • Разумны ли муравьи?
  • Сколько точек у божьей коровки?
  • Удивительный мир бабочек
  • Хвала пчеле!
  • Чем интересны пауки
  • Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Темы исследовательских работ по географии:

  • Достопримечательности нашего города
  • Есть ли будущее у нашей деревни?
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Как рождается снежинка
  • Кто в Африке живет?
  • Кто предскажет нам погоду?
  • Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж. Верна "Дети капитана Гранта")
  • Мое любимое место отдыха
  • Незнайка на Луганщине.
  • От кого река бежит?
  • Откуда пришёл к нам чай?
  • Почему вода на Земле не иссякает
  • Почему вулкан назван вулканом и отчего он "огнём дышит?"
  • Почему извергаются вулканы?
  • Почему морская вода соленая?
  • Почему появляются водопады?
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Разноцветные моря
  • Снежные исследования
  • Семь чудес света
  • Семь чудес России
  • Семь чудес Украины
  • Цвет и названия морей
  • Что такое айсберги?
  • Что такое кварц?

Темы исследовательских работ по экологии:

  • Были о пыли
  • Бездомные животные – проблема каждого из нас
  • Живая вода
  • Живи, родник!
  • Как спасти нашу реку?
  • Какую воду мы пьём
  • Каким воздухом мы дышим
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка
  • Охранять природу - значит охранять мир
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Экология моего поселка
  • Экология нашего водоёма
  • Экопродукты моего огорода.

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Если хочешь быть здоров
  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям
  • Опасности двора
  • Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
  • Полезно ли мороженое
  • Полезны или вредны дрожжи?
  • Полезные свойства кумыса
  • Польза и применение витаминов.
  • Спортивная жизнь семьи
  • Что такое витамины?
  • Художественная гимнастика.
  • Шоколад – вред или польза.
  • Я – велосипедист.

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

  • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
  • Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
  • Пиноккио и Буратино
  • По тропинкам Басни
  • Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
  • Сказка о царе Салтане.

Темы исследовательских работ по математике:

  • Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
  • Арифметика — наука о числе.
  • Веселые задачки
  • Веселый математический поезд
  • Весёлые задачи "Лесная математика".
  • Весёлые задачки для юных рыбаков.
  • Древние единицы длины
  • Единицы измерения в Древней Руси
  • Задачи в рисунках
  • Задачи для внимательных и сообразительных.
  • Задачи на свежем воздухе
  • Задачи-сказки
  • Искусство отгадывать числа
  • Как быстро выучить таблицу умножения
  • Как хорошо уметь считать!
  • Математика в жизни кошки.
  • Математические пословицы
  • Математические раскраски для 1-го класса.
  • Математические сказки
  • Математический калейдоскоп.
  • Меры и их измерения
  • Мое домашнее задание
  • Мое любимое число
  • Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
  • Мои замечательные друзья – цифры
  • На уроке математики
  • Натуральные числа в жизни человека.
  • Наше творчество в математике.
  • О дюймах, вершках и сантиметрах.
  • От сложения до деления
  • Приемы быстрого счета
  • Про число ноль
  • "Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять"
  • Развивающие задания по математике
  • Разговор о нуле
  • Решаю задачи с радостью
  • Секреты таблицы умножения
  • Система мер длины
  • Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
  • Старинные денежные единицы
  • Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
  • Страна доброй математики
  • Таблица умножения на пальцах
  • Умеют ли животные считать?
  • Умножение с увлечением
  • Числовые великаны
  • Чудо-задачник.

Темы исследовательских работ по музыке:

  • "Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
  • Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
  • Видение музыки через рисунок.
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.
  • Гармоника в нашей семье.
  • Детские музыкальные инструменты
  • Детские ударные инструменты
  • Занимательная история ксилофона.
  • История одного инструмента.
  • История происхождения балалайки.
  • Ложки как музыкальный инструмент.
  • Любимые песни моей бабушки.
  • Музыкальные краски
  • Поговорим о маме музыкой.
  • Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
  • Сказка в музыке.
  • Частушки про цифры.

Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:

  • Аптека на грядке: бабушкина капуста
  • Ах, картошка, картошка!
  • Ах, морковка, объедение!
  • Без окон, без дверей полна горница людей
  • "Весёлая фасоль"
  • Где лучше растет лук?
  • Где растут мочалки?
  • Загадки про овощи и фрукты
  • Кто его раздевает, тот слезы проливает
  • Любимая картошка в жизни нашей семьи
  • Лук от семи недуг
  • Наблюдение за развитием лука
  • Наш друг — лук порей
  • Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
  • Обитатели приусадебного участка
  • Опыт с фасолью. Проращивание
  • Органическое земледелие
  • Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
  • Подбор растений для альпинария
  • Польза картофеля для здоровья человека
  • Помидор — плод здоровья
  • Праздник картофеля — Бульба
  • Сеньор-помидор
  • Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?
  • Раз горох, два горох…
  • Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
  • Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:

  • Бабушкина аптека
  • Крапива. Что я знаю о ней?
  • Лекарства- сорняки
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Нежность ромашки — для души и тела
  • Отчего крапива жжется?
  • Польза алоэ
  • Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах

  • Выгонка гиацинта к 8 Марта — "Подарок маме"
  • Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
  • Мои любимые розы
  • Чудо цветы – бархатцы
  • Подари цветок маме
  • Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
  • Подсолнух – солнечный цветок
  • Почему пахнут цветы?
  • Почему цветы разноцветные
  • Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
  • Путешествие по царству цветов. Ландыш
  • Путешествие по царству цветов. Лотос
  • Путешествие по царству цветов. Одуванчик
  • Путешествие по царству цветов. Подснежник
  • Сохрани ландыш майский!
  • Тюльпан для мамы
  • Цветок Солнца
  • Цветок для мамы
  • Цветы для дома и души
  • Цветы в саду и дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"

В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,...

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Методические рекомендации "Некоторые возможности применения технологии РКМ на занятиях английского языка с детьми младшего школьного возраста".

Данная работа раскрывает некоторые методы ТРКМ детей на занятиях английского языка в стенах учреждений дополнительного образования....

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

«Лэпбук – способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС»

         Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...