"Сам себе логопед". Система логопедической коррекции в помощь родителям
консультация по логопедии

Фролова Галина Павловна

Алгоритм работы логопеда с детьми с ОВЗ. Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx50.41 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

СПАСИБО ВАМ, ЧТО ВЫ СЕЙЧАС С НАМИ

        Сегодня я хочу рассказать вам, как организовать логопедические занятия со своим ребенком в домашних условиях.

        Вначале мы поговорим о принципах организации занятия.

        Далее я хочу познакомить вас с основными направлениями логопедической коррекции и дам практические советы и рекомендации по каждому из них.

        И в конце, я хочу предложить вам список полезных книг (все эти книги доступны в интернете, их можно заказать или просто скачать, если есть такая возможность) и дать вам ссылки на интернет-ресуры, где вы сможете найти нужный и интересный материал, который поможет вам организовать занятия с вашим ребенком в игровой форме, весело и увлекательно.

Слайд 2. ПЛАН

1. Принципы организации логопедического занятия.

2. Основные направления логопедической коррекции.

3. Источники (лит-ра, интернет-ресурсы).

        Это был план нашей сегодняшней беседы. И сейчас я постараюсь раскрыть перед вами все секреты и таинства работы логопеда.

Слайд 3. Принципы

        1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  • экологичность
  • систематичность и регулярность
  • от простого к сложному
  • дозировка, темп
  • опоры на все анализаторы
  • мотивация

        Пожалуйста, обратите внимание на некоторые очень важные моменты, при организации занятий со своим ребенком. Помните, занятия должны приносить только положительные эмоции, ребенок должен понимать зачем ему это надо и для чего. Следите за тем, чтобы во время занятия ребенок не переутомлялся, делайте паузы, проводите физкультминутки, просто разрешите ребенку побегать, попрыгать.  Организуйте его рабочее место в хорошо проветренном помещении, так, чтобы было удобно сидеть, чтобы ничего не отвлекало вашего малыша.

        В работе логопеда главное - систематичность и регулярность, всегда помните, что длительный перерыв - это шаг назад.

        Формирование навыков правильной речи представляет целенаправленный, сложно организованный путь от первого этапа «Я хочу научиться красиво, говорить» до этапа «Я научился красиво говорить». Начинаем мы этот путь с самых азов (умения правильно выдыхать воздух, открывать правильно рот) и шагаем, постепенно усложняя формируемые навыки.

        Для повышения эффективности занятий необходима опора на все анализаторы, если говорить об артикуляционной гимнастике, вот как это должно происходить. Взрослый называет упражнение, показывает картинку-схему к этому упражнению, выполняет упражнение и предлагает ребенку, глядя в зеркало, его повторить.  

        Не огорчайтесь, если что то не получится с первого раза. Будьте ласковы, терпеливы и спокойно и у вас обязательно все получится.

        

        Это, пожалуй, все, что я хотела сказать по первому вопросу.

        Второй вопрос: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

        Так как у меня, к сожалению, нет информации о том, кто из родителей сегодня принимает участие в данном мероприятии и, соответственно, я не могу дать рекомендации по работе с конкретным ребенком, разговор об основных направлениях нашей деятельности я начну с самых азов и буду постепенно переходить к более сложной организации деятельности.

        Итак, первая ступень:        

- РАСТОРМАЖИВАНИЕ РЕЧИ

Слайд 5.

        На этом этапе для нас с вами важно, прежде всего показать ребенку для чего нужна речь, зачем нужно произносить слова и фразы. Это очень не простая и кропотливая работа, которая должна выполняться каждый день, в течение всего периода бодрствования ребенка, всеми, кто его окружает.

        - Очень важно поддерживать инициативу ребенка, хвалить его при любой попытке общения с вами.

        - Необходимо развивать подражание во всех сферах: быт, творчество, общение (следить, как делают остальные и учиться делать также).

        - Легкими в произношении словами, простейшими фразами озвучивайте, ребенку все, что  вы с ним делаете, все, что делает он сам. Комментируйте простыми словами его действия в игре, давайте называние действий, предметов, игрушек (при этом ребенок должен видеть артикуляцию взрослого), периодически делайте паузу в комментировании, для предоставления возможности ребенку повторить слово. Проговаривайте события прошедшего дня, планы на следующий день.

        - Создавайте и постепенно расширяйте круг проблемных коммуникативных  ситуаций, которые ребенок может решить, обратившись к взрослому, используя выбранный им способ общения: жест, вокализацию или интонированное слово. Выберете 5-7 часто повторяющихся бытовых ситуаций, озвучивайте их простыми словами, фразами, инициируйте в них диалог и ждите от ребенка нужного ответа (например: во время складывание портфеля;  наведения порядка в комнате или на рабочем месте и пр.).

        -        Давайте детям поручения в бытовых ситуация, сопровождая действия простыми фразами и обращениями «мама, иди кушать», «мы моем тарелку». Поручения могут быть следующие: убирать со стола, позвать всех кушать, складывать игрушки, помогать мыть посуду и пр.

        - Предоставьте ребенку возможность проявить максимальную  самостоятельность: одеваться, кушать, носить рюкзак. Вовлекайте его в бытовую жизнь, организацию семейных праздников, покупку продуктов  и пр.

        - Организовывайте совместные спортивные игры с комментированием простыми глаголами (беги, прыгай, иди, лови и пр.). Пойте вместе песни, читайте стихи.

        - Постоянно включайте ребенка в диалог, задавая вопросы в бытовых ситуациях: куда пойдем: на качели или на горку? Что мы купили тебе в магазине? И пр. Простраивайте вместе план прогулки, похода.

        - Пытайтесь установить связи почему - потому-то в бытовых ситуациях (приготовление еды, путешествие, наблюдение за детьми на площадке, мультики).

        - Встраивайте ребенка в диалог со сверстниками (подсказывайте, что лучше сказать, чтобы договориться).

        Помните, чтобы ваш ребенок заговорил, он должен понимать, прежде всего, зачем ему это надо, получать от этого только положительные эмоции и высокую эмоциональную оценку его стараниям. И, главное, если речи, пока еще нет совсем, идем строго по онтогенезу: гуление - лепет - звукоподражания, первые простые слова - первые простейшие фразы. И пусть вас не смущает, что ваш второклассник говорит му - му, би - би и т.д. Главную задачу вы выполнили - ваш ребенок начал говорить.

        Я в конце покажу вам литературные и интернет источники по данному вопросу, сейчас существует много довольно неплохих книг на эту тему и нами разработан целый комплекс игр и упражнений для неговорящих детей, который размещен в интернете.

        

        Итак мы преодолели речевой негативизм, у нашего ребенка появилось желание говорить и первые задатки речи. Теперь на первый план выходит следующая задача (хотя на первом этапе мы обязательно ведем работу и  в этом направлении):

        -  это РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ, которые включают несколько направлений. Обратите внимание на слайд.

Давайте вернемся в предыдущему слайду.

Слайд 6.

  • Развитие фонематического восприятия

        Фонематическое восприятие - это способность воспринимать звуковой состав слова. Вы понимаете, если ребенок не слышит звуки речи, то и произнести их - это большая проблема для него. Поэтому, развитие фонематического восприятия является одним из важнейших направлений логопедической коррекции. И, безусловно, без вашей помощи нам не обойтись. Я сделала подборку игр, которые способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

        Сначала предлагаем детям задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных), а затем речевых звуков.

         - «Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Взрослый звенит (стучит) справа, слева, вверху, внизу. Ребенок с завязанными глазами, поворачивает голову по направлению к звуку или указывает рукой.

         - «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

        На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Ребенку демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а ребенок отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).

        -  «Повтори и назови»

        Предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

        Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же  неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова.

        -  «Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары) ребенок выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

         - «Три медведя»

Взрослый, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок отгадывает, какой медведь мог так сказать.

        -  «Поймай звук в ладошку»

        Взрослый называет различные слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в них заданный звук.

         - «Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

         - «Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

 

        - Определение места звука в слове.

         - «Спой гласный звук в слове»

         - «Цепочка слов» (придумай слово на последний звук)

 

        - «Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет слово, а ребенок «бросает», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

        - «Собери слово из звуков»

Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок составляют из них слово.

        Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у детей представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.

  • Развитие речевого дыхания

        Голосообразование и речь тесно связаны с дыханием. При речевом дыхании вдох сравнительно быстрый, выдох же по времени значительно длиннее вдоха. У детей правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.

        Для развития речевого дыхания поиграйте с ребенком в  игры - упражнения типа "Мы учимся дуть":

   - дуть на лёгкие шарики, перышки, ватку и пр.;

   - дуть на бумажные корабли, плавающие в тазу;

   - сдувать тычинки с созревших одуванчиков;

   - играть на детских духовых инструментах

     (дудочках, губных гармошках);

   - задувать свечи, надувать воздушные шарики;

   - сдувать со стола, с руки снежинки, пушинки;

   - делать мыльные пузыри;

   - дуть через коктейльную трубочку в стакан с

     водой, мыльным раствором и т.д.

        Отличным видом дыхательной гимнастики служит пение, которое играет ведущую роль в развитии речевого дыхания и помогает вырабатывать у детей сочетать начало речи с началом выдоха.

            

  • Развитие силы голоса, расширение голосового диапазона

         Одной из проблем наших детей, является монотонность речи. И эта проблемы требует решения.

        Прежде всего, необходимо развивать мягкую атаку голоса. Для этой цели служат следующие  игры: «Заблудились», «Далеко-близко», «Эхо» и другие, где дети громко и тихо произносят различные звуки сначала по образцу, за взрослым, а затем по голосовой  команде.

        Надо выработать умение говорить громко и тихо, голосом более низким и более высоким, средней силы, с модуляциями. Это важно для придания речи выразительности. Дети должны научится сливать гласные звуки, мягко произносить их, когда они стоят в начале слова (Оля спит. Аня гуляет.)

        Упражнять ребенка в развитии голосовых навыков можно путём подражания речи взрослого с помощью отражённой речи и игр со звукоподражанием. В играх «Курица и цыплята», «Кошка и котята». ребенок говорит более низким голосом за курицу и кошку и более высоким за цыплят и котят.

        Хорошая работа с голосом происходит во время пения.

        Кроме того, полезно для развития голоса выполнять следующие упражнения

   

  • Длительно произносить звук на одном выдохе.
  •  На одном выдохе произносить 3-4 слога.
  •  Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов.
  •  Слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворных фразы.
  •  Различать на слух и использовать в самостоятельной речи все виды интонации: просьбу, приказ, радость, вопрос, повествование

        Основная задача педагога в работе по развитию голоса у детей – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: умеренно громко отвечать на занятиях, тихо говорить в спальне и тд.

  • Развитие темпа и ритма речи

        Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.

        Основное требование к окружающим, членам семьи  – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой.

        Для воспитания темпа и ритма речи используются сопряжённая речь (индивидуально и хором), игры со звукоподражанием. Проводится речь с движениями, причём темп речи подчиняется темпу движений: счёт вслух на пальцах (до пяти), стихи с пальчиками, повторение знакомых стихов под стук, хлопки самих детей, а также под собственный шаг. Речь при этом должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.

        Следующий вопрос:

  • Развитие мимики и выразительности движений и развитие способностей понимать и выражать эмоции

        Обратите внимание на картинки. Рассмотрите их с ребенком, обсудите. Покажите свою мимику в моменты, когда вы сердитесь, расстроены и т.д. и попросите ребенка изобразить это выражение на лице. Для этой цели еще можно использовать смайлики.

        Можно поиграть "Найди, где веселый", покажи, как мальчику больно и т.д. Акцентируйте внимание ребенка на выражение лица людей в разных жизненных ситуациях, на картинках.

  • Развитие мелкой моторики

        Это очень важный момент для речевого развития ребенка, но об этом достаточно подробно рассказали или, наверняка, еще расскажут мои коллеги, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду.

Слайд 15.

        Просто обратите внимание на фото. Это мой рабочий инструментарий. Здесь различные щетки, зубочистки, пробки, коробки, свечки и пр. У каждого из вас в хозяйстве многие из этих предметов тоже есть. Все это я использую в своей работе попробуйте и вы. Дети обожают эти штучки и с удовольствием выполняют много упражнений самостоятельно. Делают массаж ладоней различными по  твердости щетками, задувают свечки, плюются пробками. Все это, кажется, игра, но на самом деле это серьезные упражнения.

  • Развитие артикуляционной моторики

        Итак, развитие артикуляционной моторики. Это наша основа, это та работа, которой должно уделяться особое внимание. Здесь важны систематичность и регулярность. Когда я училась в университете, нам говорили, чтобы понять суть работы логопеда, проведите пальцем бороздку в тесте и посмотрите, что будет происходить дальше. Через какое то время, вы увидите, что тесто поднялось и наша бороздка исчезла, так и с ребенком, если перестать заниматься на какое то время, то "бороздка исчезнет" и особенно это касается артикуляционной гимнастики в период постановки или автоматизации звуков. Поэтому, артикуляционная гимнастика это не то таинство, которое совершает логопед, азы артикуляционной гимнастики должна освоить каждая мама. Кроме нормализации звука произношения гимнастика нужна и для развития мимической мускулатуры - которая, является главным средством коммуникации.

        Конечно же этот вопрос требует отдельной консультации и в рамках данной встречи у меня нет возможности раскрыть вам все тонкости активизации артикуляционного аппарата, поэтому я очень надеюсь, что сегодня с нами достаточно компетентные родители. Поэтому я дам вам несколько практических советов по организации и проведению артикуляционной гимнастики:

        1. Перед гимнастикой хорошо бы сначала сделать небольшую разминку, размять все тело: помаршировать, пошагать, растереть ладошки, размять пальцы, очень хороша контрастодермия (горячее - холодное; колючее - пушистое), фасоль, манка, пальчиковая гимнастика.

        2. Обязательно все упражнения, особенно на первом этапе делаются перед зеркалом. Зеркало должно быть достаточно большое, устойчивое. Постепенно ребенок должен научиться выполнять каждое упражнение по образцу (уже без зеркала), а затем самостоятельно, просто по названию.

        3. Разрыв от еды до гимнастики д.б. примерно 1 час.

        4. Важно чередовать расслабление и напряжение (особенно при дизартрии).

        5. Время проведения занятия 20 - 30 минут. Каждое упражнение делается максимально 8 раз, минимально как сможет ребенок, постепенно увеличивая количество раз.

        6. Скорость: 1 движение в секунду, при затруднении скорость увеличиваем постепенно (задаем темп: счет, бубен, хлопки), сначала можно проговаривать каждую позицию языка и губ: улыбнись, открой рот, ...

        7. Обязательна пауза после каждого движения (отдыхай)

        8. Очень хорошо помогает биоэнергопластика (дублируем движения языка - соответствующим движением пальцев или рук).

        9. При низком тонусе (если язык вялый) хорошо бы положить под ноги ребенку колючий (массажный) коврик. При высоком тонусе (когда язык напряжен) - хорошо ноги согреть.

        10. Если у вашего ребенка высокий тонус - не кормите его контрастной по температуре и вкусу пищей, при низком - соответственно, наоборот.

        Обратите внимание на слайды. Это комплексы упражнений, по которым мы работаем в школе. Дети их знают. поэтому эти картинки вы можете использовать в своей работе. Кроме того, очень хороший видеоролик по артикуляционной гимнастике есть на нашей странице в Инстаграмм, сделала его Ольга Вадимовна. Я в конце дам вам ссылку на ютубе, есть видео по артикуляционной гимнастике, кстати и не только, которые делала я. Мои ребята занимаются по этим материалам, родители очень довольны. Так что рекомендую.

        Это, пожалуй, все, что в рамках данной встречи. я могу сказать по артикуляционной гимнастике.

        Переходим к автоматизации звуков.

  • Автоматизация звуков

        Этот вопрос тоже достаточно объемный и требует отдельной консультации, поэтому просто хочу донести до вас, что только систематическая работа в этом направлении, постоянный контроль за речью, даст положительные результаты. А если полагаться только на занятия логопеда (2 раза в неделю), тут увы, ситуация очень плачевная.

        Поставленный звук в речь вводится постепенно:

- произнесение изолированного звука;

- в слогах (открытых, закрытых);

- словах (в разном положении: вначале, в середине, в конце);

- стихах и рассказах;

- в свободной речи.

Далее мы переходим к работе над слоговой структурой слова.

  • Работа над слоговой структурой слова

Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

"моток" (молоток)

"деворе" (дерево)

"гебемот" ( бегемот).

"вевесипед" ( велосипед) и т.д.

        Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового  восприятия и речедвигательных навыков.

Для преодоления этих нарушений предлагаю вам следующие игры и упражнения:

Упражнение «Повтори так же»

Взрослый ритмично хлопает в ладоши и просит ребенка повторить (ритм меняем: быстро, медленно, с остановкой).

Упражнение «Сосчитай правильно»

Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой или просто называет эту цифру.

Упражнение «Длинное – короткое»

Взрослый произносит слово и на каждый слог раздвигает, вытянутые перед собой руки (измеряет слово). А затем спрашивает у ребенка длинное это слово или короткое?

Игра «Кубик»

– Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.

– Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

–Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла. Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым.

Игра «Раздели на слоги»

        Ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.

Игра «Конец слова за тобой»

Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка, ва, Да, Ма, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Ребёнок, бросая мяч, произносит один и тот же первый слог, например, БУ. Взрослый, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью (букет, буфет, бутон, бубен.)

Игра «Назови ласково»

Игра «Подарки»

Ребёнок должен расположить предметы по порядку по количеству слогов, начиная с односложного названия предмета.

Игра «Сложи картинку». Это вариант разрезных картинок, пазлов.

         Видеоматериал на эту тему так же есть у нас в видеоформате  в интеренете.

  • Развитие лексико-грамматической стороны речи

        Развитие грамматического строя в нашей речи (это согласование слов в предложении в роде, числе и падеже), происходит исключительно по образцу и методом многократного повторения. Т.е., ребенок с самого раннего детства слышит правильно оформленную фразу (не "мальчик пошла", а "мальчик пошел"; не "на улица холодно", а "на улице холодно" и т.д.) и у него формируется языковое чутье, задатки этого даны нам с рождения, если что то пошло не так, соответственно, возникают проблемы с согласованием.         Я в интернете нашла целый ряд картинок (сейчас они перед вами на слайде), одна из таких подборок есть и на школьной странице в Инстаграмм, которые, как мне кажется, очень удачно выстраивают работу в этом направлении. Мы в течение года работали с этими картинками, для детей такая работа интересна и доступна, особенно это касается читающих детей.

Семья путешествует на... велосипеде, на пароходе, на такси и т.д.

Дед Мороз приготовил всем подарок. Этот подарок для зайца, ежа, медведя и т.д.

        Продолжая вопрос о грамматике, нельзя не сказать об употреблении предлогов в речи. Мы сделали подборку видеоматериала по каждому предлогу, этот материал также есть в Инстаграмм. Там достаточно простые и понятные упражнения и, на мой взгляд, такая работа будет ребенку интересна. Посмотрите.

Кроме того, на слайде представлены игры, я не буду на них подробно останавливаться. Просто посмотрите, наверняка, вы все знаете их.

ИГРА "ОДИН-МНОГО": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши

ИГРА «ОДИН, ДВА, ПЯТЬ»: один – дом, два – дома, пять – домов…

ИГРА "ЧЕГО НЕ СТАЛО?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев.

ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО» дом –… ( домик), гриб -….( грибочек) и т.п.

ИГРА «КАКОЙ?, КАКАЯ?»: каша из риса – какая?  (рисовая), дом из камня какой? (каменный) ….

ИГРА «ЧЕЙ ХВОСТ?» у лисы хвост …(лисий), у собаки …(собачий)  и т.п.

Далее мы переходим к следующему направлению нашей деятельности:

  • Развитие связной речи

        Для наших детей это тоже актуальный вопрос, поэтому не могла его обойти стороной. Развивать речь ребенка, расширять его словарный запас можно и нужно в любой момент, при каждом общении. Спрашивайте мнение ваших детей о различных ситуациях, событиях.     При общении исправляйте ошибки ребенка (много этажей, карандашей, ушей..)

        Поправляйте ребенка, если он говорит только половину предложения, проговорите фразу правильно, перестройте ее и попросите ребенка повторить. Например: «Мама, зеленый грузовик» «Ты хотел сказать: – Мама, я вижу: поехал зеленый грузовик» либо «Смотри, я вижу зеленый грузовик». Так, чтобы предложение стало понятным в любом контексте.

        Учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них грамматически правильной фразой. Видеоролики с вопросами тоже есть на нашей странице и интернете, обратите на них внимание.

        Обращайте внимание ребенка на: признаки предмета - то есть, какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом.

         Играйте в речевые игры, например, "Названия детенышей животных" (у кошки – котенок, у собаки – щенок , у медведя - медвежонок и т.д.).  

         Наблюдайте с детьми за изменениями в погоде и природе в разное время года., за поведением птиц в парках, домашних животных. Говорите об этом.

        Объясните, кем работает мама и папа, как называются эти профессии. А также кто что делает в своей профессии (врач- лечит, повар – варит, жарит, печет, учитель – учит писать, читать, водитель – управляет транспортом… и т.п.) .

        Кроме того, с точки зрения развития речи, полезны игры "Скажи наоборот (большой - маленький, далеко - близко и пр.).

        "Четвертый лишний" и др.

        На занятиях  мы с детьми составляем  рассказы по серии сюжетных картинок (можно взять 2-4 картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

        Составляем рассказ-описание с опорой на план-схему и рассказ по сюжетной картинке. Это, конечно, процесс довольно сложный, но почему бы и нет - попробуйте. В интернете вы найдете много очень удачных картинок. Вот посмотрите, что нашла я для вас, как образец. В процессе таких занятий старайтесь добиваться, чтобы ребенок говорил полными предложениями, а не одним словом.

        Например,

        На картине изображена  зима. На земле лежит снег.  Сережа катается с горки на снегокате. Катя и Наташа катаются на санках. Маленькая Таня упала. И т.д.

        А сейчас я хочу вам показать интересные и полезные книги, которые вам помогут. Наши дети знают эти книги. Просто перечислю их:

        - "Альбом для логопеда по развитию речи" Леоновой Ирины. Я очень хорошо знаю Иру, она много лет работает с детьми с тяжелой речевой патологией, с детьми с РАС. В этой книги она обобщила свой опыт. Материал очень доступен и интересен для детей всех возрастов. Мы активно работаем по этой книге с ребятами.

        - Две книги Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика".

        - Книги Волошиной "Артикуляционная гимнастика для мальчиков" и "Артикуляционная гимнастика для девочек".

        - Книга Ткаченко "Веселая гимнастика в стихах и картинках".

        - Лазаренко "Артикуляционно-пальчиковая гимнастика" (комплекс упражнений).

        - Опять Нищева "Веселая пальчиковая гимнастика" и "Веселая дыхательная гимнастика".

        И снова Нищева "Веселая мимическая гимнастика" и "Веселые дразнилки для малышей".

        Приобретите или скачайте эти книги. Очень интересно и полезно.

В заключение хочется добавить, занятия с детьми  не могут и не должны быть стандартизированы. Рекомендую использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием предложенного материала способствует более прочному закреплению знаний, умений и навыков. Систематическое и последовательное использование предлагаемых  игр и упражнений в практической работе эффективно способствует коррекции у детей речевых нарушений, недостатков внимания, мышления, памяти, мелкой и артикуляционной моторики.

Удачи вам!

Спасибо за внимание!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический материал в помощь родителям.

Данный материал (чистоговорки и скороговорки) предназначен для занятий с детьми, имеющими трудности речевого развития....

Система логопедической коррекции в условиях школы

Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем разв...

Методические разработки по информационному оформлению школьного логопедического пункта. В помощь молодому логопеду.

В данной статье представлены разработки для оформления стенда информации о работе учителя-логопеда на школьном логопункте. ...

Система логопедической коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в ошибках обозначения мягкости согласных на письме.

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письмеСистема логопедичес...

"Сам себе логопед". Система логопедической коррекции в помощь родителям

Алгоритм работы логопеда с детьми с ОВЗ. Консультация для родителей (презентация к докладу)...

Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии

В работе указаны причины возникновения оптической дисграфии, методы работы с детьми с данной патологией....