Открытый урок произношения «Дифференциация звуков [ч-т’]»
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Широкова Елена Дмитриевна

Обучающиеся научатся дифференцировать звуки [ч-т’].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_proiznosheniyu.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УРОК  ПРОИЗНОШЕНИЯ

1 класс

«Дифференциация звуков [ч-т’]»

Широкова Е.Д.

                                                                            учитель начальных классов

Подольск 2015г.

Тема: «Дифференциация звуков [ч-т’]»

Цель:  учить дифференцировать звуки [ч-т’]

Задачи:

1. Отработать четкое произношение и различение звуков [ч] - [т’] в слогах,  словах и фразах.

2. Развивать навык слогового анализа.

3. Развивать фонематический слух детей на примере восприятия и различения слогов, слов,  предложений, содержащих звуки [ч] - [т’].

4. Развивать логическое мышление детей на примере отгадывания загадок, решения логических задач.

5. Обогащать словарный запас.

Оборудование: зеркала, звуковые веера, карточки со словами, текст на листах, презентация, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

2. Актуализация прежних знаний.

А) Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика выполняется под музыку):

-«Лягушка»;

-«Бублик»;

-«Лягушка – Бублик»;

-«Почистим нижние зубки»;

-«Почистим верхние зубки»;

-«Вкусное варенье».

Б) Определение цели урока.

-Сейчас мы отгадаем загадки и узнаем тему нашего урока.

1-я: - Мы день не спим, мы ночь не спим,

          И день, и ночь стучим, стучим (часы).

2-я: - Через поле и лесок подается голосок.

          Он бежит по проводам -

          Скажешь здесь, а слышно там (телефон).

-Назовите первый звук в слове  часы ([ч]).

- Назовите первый звук в слове  телефон ([т’]).

-Кто скажет, какие звуки мы будем различать?

-Звуки [ч,т’].

3.Первичное усвоение новых знаний.

А)Анализ артикуляции и характеристика звуков [ч, т’]. Определение сходства и различия.

-Дайте характеристику звуку [ч]. 

- Дайте характеристику звуку [т’].

-Найдите  сходства и различия между звуками [ч-т’].

- При произнесении звука [ч] губы- «бубликом», между зубами небольшое расстояние, язык – вверху; воздух –прерывистый, тёплый; голосовые связки не работают. Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий. На письме обозначается буквой Ч.

- При произнесении звука [т’] – губы – «лягушкой», между зубами небольшое расстояние, язык – внизу, воздух – прерывистый, тёплый; голосовые связки не работают. Звук [т’] – согласный, глухой, мягкий. На письме обозначается буквой Т.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

Б) Воспроизведение слоговых рядов.

ЧА – ТЯ – ЧА                                                

ТЯ – ЧА – ТЯ

ЧО – ТЁ – ЧО

ТЁ – ЧО – ТЁ

ЧУ – ТЮ – ЧУ

ТЮ- ЧУ – ТЮ

АТЬ – АЧ – АТЬ

ОЧ – ОТЬ – ОЧ

В) Добавляйте слог, повторите слово целиком.

ЧА или ТЯ: ТУ-ЧА, КУ-ЧА, СВЕ-ЧА, ПЕ-ТЯ, КА-ТЯ, МИ-ТЯ, ВСТРЕ-ЧА, ДА-ЧА, ПЕРЕДА-ЧА, ПОДА-ЧА, УДА-ЧА.

4. Практическая работа по теме урока.

А) Отгадайте загадки. Назовите 1-й звук в слове - отгадке.

Чудо ящик – в нем окно,

а в окошечке кино…     (телевизор).

Белая птица над морем кружится… (чайка).

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка… (тетрадь).

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге,

И нельзя тебя поднять.

И нельзя тебя прогнать,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа…  (тень).

Закипит- исходит паром, и свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

-Эй, сними меня! - кричит…. (чайник).

Б) Прочитайте слова, вставляя ч или т’.

П…тицы, зая…чий, о…ец, о…ередь, кус…тик, зон…ик, клю…ик, пе…енье, …итал, с…ихи, …ишина, ум…ался, при…ина.

В) Игра «Измени слово».-В названном мною слове поменяйте звук [ч] на звук [т’].

Мяч  -…….(мять)

Вечер -…….(ветер)

Ткач -……(ткать)

Печь -…….(петь)

Зачем -…..(затем)

Честно -….(тесно)

Печка -…..(Петька)

Г) Работа на листочках.

- Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания.

ТЁПЛАЯ             ЧЕМОДАН

ТЁМНЫЕ            КОТЁЛ

ЧУЖОЙ               ПЕЧКА

ЧУГУННЫЙ        КОТЁНОК

КОРИЧНЕВЫЙ    ОЧКИ

Д) Работа с предложениями.

1. Весной к нам приле. .ели гра.. и.

2. Белье погладили горя.. им у.. югом.

3. Кос.. я сломал свои  ..асы.

4. Ве.. ер раска.. ивал ка.. ели.

5. Ви. я разговаривал по телефону с Кос.. ей.

6. Под ..еремухой спал ..еленок.

Е) Работа с текстом.

- Составьте предложения из данных слов. (Слова в конвертах, составленные предложения крепятся к доске.)

1. К окну прилетела  синичка.

2. Дети открыли форточку.

3. Синичка влетела в  комнату.

4. Птичка стала клевать хлебные крошки.

5. Всю зиму синичка жила у детей.

6. Весной дети выпустили птичку.

5.Итог урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация урока произношения. Согласные звуки [р] - [р\']; 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9191158","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]] Лексическая тема: путешествие в деревню «Звукино».Т...

Открытый урок. Тема " Дифференциация звуков С-Ш (на тувинском языке)

Тема: С биле Ш деп үннерниң  сөс иштинге шын адаарынга ылгаары.Сорулгазы: ийи үннү сөстер иштинге ылгап билири, үннер сөстүн кайызында чоруурун тывары....

Открытый урок по дифференциации звуков С - С\'

Открытый урок по дифференциации звуков С - С\'...

Конспект открытого урока произношения по теме: «Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч. Хорошие манеры». (2 класс).

На уроке ведется работа по уточнению произношения звука Ч, расширение семантического поля слова "Чай", развитие диалогической речи через продуктивные виды деятельности....

Открытое логопедическое занятие: Дифференциация звуков З – С.

Цели занятия: учить различать звуки [ з]-[ с], на уровне слога, слова и предложения.Задачи:Коррекционо-образовательные:Закреплять навыки правильного звукопроизношения;Учить давать сравнительную характ...