Отчет учителя -логопеда
материал по логопедии

Mарина Aлексеевна Kовалёва

В материале представлены направления, по которым велась работа в течении учебного года, результаты диагностики речевого развития обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_2019-20.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа - интернат»

Годовой отчёт о логопедической работе

за 2019 – 2020 учебный год.

Учитель - логопед: Ковалева М.А.

В   2019-2020 учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:

                                             1. Организационная работа.

1. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей   для групповых занятий, а так же  для индивидуальных занятий.

2. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего времени, оформлена   необходимая документация.

3. Приобретены демонстрационные пособия и раздаточный материал.

4. Произведен ремонт логопедического кабинета.

 2. Коррекционная работа.

Проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.

В 2019-2020 учебном году на логопедические занятия зачислен 37 учащийся 1-7 классов. Из них вновь прибывшие: 3 учащихся, остальные учащиеся продолжили работу по закреплению навыков устной и письменной речи и устранению имеющихся нарушений.

 Логопедическая работа велась с детьми, имеющими следующие нарушения :

- системное недоразвитие речи тяжелой степени (6 учащихся); средней степени (8 учащихся), легкой степени.

- системное недоразвитие речи у ребенка с расстройствами аутистического спектра (3 чел.+1 на надомном обучении),

- системное недоразвитие речи с дизартрическим компонентом (7 чел),

- нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи (37 учащихся).

Работа велась согласно учебному плану и плану работы логопеда.

Коррекционная работа с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, велась по нескольким направлениям:

 - укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического воздействия;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- совершенствование лексико – грамматической стороны  речи;

- формирование пространственно – временных представлений и ориентаций;

- формирование связной речи.

Цифровой отчет о логопедической работе в 2019– 2020 учебном году.

Класс

Общее количество обучающихся в логопедических группах.

Из них вновь принято в логопедические группы.

Количество учащихся с нарушением звукопроизношения.

Количество учащихся с нарушением чтения и письма.

Количество учащихся, выпущенных из логопедических групп.

Количество учащихся, оставленных для продолжения занятий.

1кл

1

1

1

1

0

1

2кл

4

-

3

4

0

4

2кл (ЗПР)

1

-

1

1

-

1

3кл

5

-

3

5

-

5

4кл

3

-

1

3

-

3

4кл

(ЗПР)

2

-

1

2

-

2

5 кл

8

1

6

8

-

8

6

6

1

3

6

-

6

7 а кл

7 б кл

3

5

-

3

3

3

5

3

5

-

Всего

37

3

24

37

8

29

Коррекционная работа велась по следующим направлениям:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

По коррекции звукопроизношения и фонематических процессов работа велась с 24 детьми. Положительная динамика отмечается у учащихся:

У Воробьева В. (4 кл) – поставлены и автоматизированы все звуки, нужна дальнейшая дифференциация звуков [с-ш, з-ж].

У Кулева В. (5 кл) – поставлены звуки [ш,ж], автоматизированы в словах, в предложениях, в самостоятельной речи нужна дальнейшая автоматизация и постановка звука [щ].

У Турика Д.( 5 кл) – автоматизированы все звуки,

У Иванова Сергея ( 5кл)- поставлены все звуки, но не достаточно отдифференцированы, стал лучше писать, выделять последовательность звуков в слове.

у Томы Вадима( аутизм) (7 кл.)- поставлен звук С, Л, автоматизирован в слогах, слова повторяет за учителем, общается фразой из двух – трех слов.

У других  учащихся  автоматизация идет медленно и с трудом. Очень трудно идет автоматизация у  Смирнова Димы, Турика Миши, Ереминой Н.,Котова М., Грачевой В., Воробей К., Ефименкова А. Особые трудности в постановке и автоматизации звуков  у Тома В.( аутизм) и Балашова Н.  и Лесникова М.(полное отсутствие речи), Воробья Я.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

У большинства занимающихся детей отмечается активизация речемыслительных процессов, расширение словаря, совершенствование грамматических форм, пространственных и временных представлений. Можно отметить повышение уровня развития грамматического строя речи, языкового анализа и словообразования у Воробьева Виталия,Воробьевой Снежаны, Слонкина К., Тумашевича К.,  Иванова С., Гловацкого Р., Бурдюжи Р.

Но все равно дети допускают много ошибок при образовании относительных прилагательных – день дождливый  - дождевой, дожденный, лист дуба – дубный, дубовная, горка изо льда – лёдная, лед,( Паша С), притяжательных прилагательных – лапа медвежиная, лёвая, кошничная, волчитная (Игорь М, Миша Т,Сергей И.) ,день ветерный, медведичная лапа ( Виталик В.), допускают ошибки  при согласовании прилагательного и существительного  - синяя шар, красные помидор ( Аня К.).Заяц – животное трусливый.

Много ошибок связано с употреблением предлогов: их могут пропускать, писать слитно. Например: подошёл столу, жил доме (Паша С., Саша Е., Сергей И., Дима Т. и др) , слитное написание предлогов –покраю клумбы, загвоздикой.

В ходе занятий использовались упражнения, предусматривающие формирование умения конструировать предложения по данному слову, группе слов, а также упражнения, направленные на закрепление умения правильно выражать связь слов.

В старших классах осваивались сложные предложения. Поэтому на занятиях формировалось восприятие и понимание синтаксических конструкций, использовались аналитико – синтетические упражнения.

Также использовались упражнения в выделении границы каждого предложения прописной буквой  и нужным знаком препинания в сложных текстах.

Из всего видно, что для  многих учащихся необходима работа по развитию лексико – грамматической стороны речи, которая планируется и в следующем учебном году.

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Так как учащиеся употребляют в речи в основном простые нераспространённые или распространенные только прямым дополнением  предложения (Это мальчики. Несут ежика. (Сергей П.), Девочка ест. Пьёт чай. ( Паша С. и др), велась работа по развитию связной речи.

В 1 классе большое внимание уделялось формированию диалогической речи, так как именно она является важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи. В процессе такой работы дети учились слушать и понимать вопросы, сами задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Приемами развития диалогической речи явились беседа и театрализация, способствующая совершенствованию эмоциональности речи, развитию интонационной выразительности, обогащению словаря, формированию грамматического строя, активизации речевой деятельности.

Ключевым моментом по развитию связной монологической речи явилась работа над смысловой, семантической стороной связного текста. С этой целью проводились следующие виды работ: сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов;  работа с сюжетной и предметными картинками; работа с серией сюжетных картинок;  работа с текстом.

     В 6- 7 классах дети учились определять тему и основную мысль текста, редактировать текст на основе исключения предложений не  сооветствующих теме, определять тему по опорным словам и составлять на их основе рассказ. Также на занятиях знакомились с типами текстов. В 6 классе с описанием, в 7 классе с повествованием.

Работа по развитию связной речи должна вестись постоянно и систематически на всех занятиях.

    Логопедическая работа проводилась по группам и индивидуально. На групповых занятиях велась работа по коррекции письменной речи. Наиболее распространёнными ошибками являются искажения звуко-слоговой структуры слова, поэтому особое внимание уделялось развитию фонематического анализа и синтеза. Элементарной формой фонематического анализа овладели все учащиеся. Наибольшую трудность вызывает определение последовательности, количества и места звука по отношению к заданному. Трудности испытывают при определении места звука, последовательности – Ярослав В., Вероника Г., Кирилл С., Миша Т., Сергей И.

Важным разделом коррекционной работы по преодолению

несформированности звуковой стороны речи явилась дифференциация фонетически близких звуков. Эта работа проводилась с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Использование тех или иных анализаторов определялось характером нарушения дифференцировок.  Стали делать заметно меньше ошибок на дифференциацию звуков Вадим К., Миша К., продолжают смешивать фонетически близкие звуки –Иван Ф., Сергей И., Игорь М., Аня К., Паша С., Кирилл С.

В следующем году планируется продолжение работы по дифференциации фонетически близких звуков.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителей, воспитателей, родителей.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём и воспитателей, родителей, которые в состоянии все знания, умения, навыки, полученные на занятиях с логопедом закрепить в повседневной жизни (на прогулках, во время бытового труда, подготовки д/з,  ухода за растениями и др.). Воспитатели и родители постоянно информируются о речевых дефектах, об успехах в его исправлении, даются необходимые рекомендации по организации ежедневных занятий с детьми, по работе с индивидуальной тетрадью ребёнка. В течение года регулярно велось посещение открытых занятий и мероприятий с целью выявления языковых нарушений у детей в естественной среде.

Регулярно проводился контроль речевых проблем детей. Проводилось обследование вновь поступивших детей, наблюдение за их адаптацией. Велась необходимая речевая документация.

Логопедическая работа строилась в тесном контакте с психологом, учителями, воспитателями, медицинскими работниками. Проводился постоянный обмен наблюдениями, учитывались рекомендации и запросы специалистов. Оказывалась консультативная помощь педагогам и родителям.

3. Научно-методическая работа

1. Подготовила и провела открытое логопедическое занятие во 2 классе на тему: «Звуки [с, сь], различение в словах, предложениях»

2.   В течение года принимала участие в заседаниях МО учителей начальных классов. Подготовила доклад на тему «Единые требования психолого –медико – педагогического сопровождения обучающихся с УО (ИН) в свете требований ФГОС», консультацию «Советы логопеда. Работа по коррекции нарушений в произношении школьников с интеллектуальными нарушениями».

3. Прошла курсы ПК по программе

«Нормативные и организационно – методические аспекты деятельности педагога в условиях инклюзивного образования» в ГАУ ДПО СОИРО в объеме 24 ч. (11.10.2019)

 «Профессиональная компетентность педагога, реализующего адаптированные общеобразовательные программы (АООП) для детей с ОВЗ» в ГАУ ДПО СОИРО в объеме 108 ч (06.12.2019).

В течение года  посещала вебинары на интерактивном педагогическом портале  «ЛОГО – ЭКСПЕРТ» по разнообразным темам.

4. Продолжала работу по теме самообразования «Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях».

5. Участвовала в конкурсе методических материалов, организованных ГАУ ДПО СОИРО, в конкурсе «Учитель – дефектолог года»

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

   На 2020-2021 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, разнообразить формы домашнего задания, проводить занятия, используя различные современные методы коррекционной логопедической работы; продолжить работу по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет учителя - логопеда о проделанной работе за год

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

Отчет учителя-логопеда МБОУ "СОШ №13" Н.Н.Шабала

Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на о...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда  за 2020-2021 учебный год...

годовой отчет учителя логопеда

Целью проводимой работы  является преодоление нарушений устной и письменной речи,их коррекция и профилактика, оказание помощи в усвоении программного материала обучающимися с различными речевыми ...

Годовой отчет учителя - логопеда

Годовой отчет учителя - логопеда за учебный год показывает направления проведенной коррекционной работы....