ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
статья по логопедии

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

 

Почему трудности в обучении детей стали вечной проблемой школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обучении младших школьников видят прежде всего в несовершенстве методов преподавания. с этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В. Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность этой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т.д.

Чтобы не упрощать проблему трудностей в обучении младших школьников, необходимо отметить, что в их основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину трудностей ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свои трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Почему трудности в обучении детей стали вечной проблемой школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обучении младших школьников видят прежде всего в несовершенстве методов преподавания. с этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В. Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность этой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т.д.

Чтобы не упрощать проблему трудностей в обучении младших школьников, необходимо отметить, что в их основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину трудностей ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свои трудности.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учебе, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.

Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характер самооценки и т.д.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины возникновения школьных трудностей в обучении, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» трудностей.

Психологические причины, лежащие в основе возникновения школьных трудностей в обучении, психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Психология рассматривает затруднения в обучении как следствие особенностей познавательной деятельности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Эти учащиеся не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.

Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (педагоги и родители).

С точки зрения некоторых психологов, неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Так, психолог К.В.Бардин описывает маленькую первоклассницу, которая при списывании буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей. Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.

Возникновение школьных трудностей, связанных с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но они могут иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин. Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие причины, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.

Одной из причин возникновения школьных трудностей обучения младших школьников является леворукость ребенка.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1 – 2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все», правой рукой, как иногда считают родители. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэтапная работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижение возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

Психологи выделяют ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей: примерно 20 % детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах.

19 % ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости».

Около 17 % класса страдают невнимательностью и рассеянностью.

14,8 % детей испытывают трудности при решении орфографических задач.

Примерно 13,5 % ребят испытывают затруднения при пересказывании текста.

13,1 % детей неусидчивы.

12,7 % детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.

У 11,5 % детей постоянная грязь в тетради.

10,2 % детей плохо знают правила.

9,6 % детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы.

9,5 % детей постоянно забывают дома учебные предметы.

8,7 % детей плохо списывают с доски – не научились работать по образцу.

8,5 % детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо.

6,9 % любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

6,4 % детей постоянно переспрашивают.

5,5 % ребят плохо ориентируются в тетради.

4,9 % - часто поднимают руку, а при ответе молчат.

  1. В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

  • низкий уровень развития фонематического слуха;
  • слабая концентрация внимания;
  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления (показатель – управление мелкой моторикой руки);
  • несформированность приемов самоконтроля;
  • индивидуальные типологические особенности личности.

  1. Неразвитость орфографической зоркости.

Причины:

  • низкий уровень развития произвольности;
  • несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • низкий уровень объема распределения внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
  • слабое развитие фонематического слуха;
  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.

  1. Испытывает трудности при чтении.

Причины:

  • плохо развита артикуляция;
  • низкий уровень восприятия;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • низкий уровень переключения внимания;
  • низкий уровень развития речи;
  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • низкий уровень развития общего интеллекта;
  • низкий уровень развития произвольности.

 

  1. Невнимателен и рассеян.

Причины:

  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень объема внимания;
  • низкий уровень концентрации и переключения внимания;
  • преобладающая мотивация учения – игровая (1-е классы), низкий уровень мотивации (2-е классы).
  1. Испытывает трудности при решении орфографических задач.

Причины:

  • низкий уровень развития общего интеллекта;
  • низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;
  • несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
  • низкий уровень развития образного мышления.
  1. Испытывает затруднения при пересказывании текста.

Причины:

  • несформированность умения планировать свои действия;
  • слабое развитие логического запоминания;
  • низкий уровень речевого развития;
  • низкий уровень развития образного мышления;
  • низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизаций);
  • заниженная самооценка.

  1. Неусидчив.

Причины:

  • низкий уровень развития произвольности;
  • индивидуально-типологические особенности.

  1. Трудно понимает объяснения с первого раза.

Причины:

  • несформированность приемов учебной деятельности;
  • слабая концентрация внимания;
  • низкий уровень развития восприятия;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень развития общего интеллекта.

  1. Постоянная грязь в тетради.

Причины:

  • низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • несформированность приемов учебной деятельности;
  • недостаточный объем внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

  1.  Плохое знание правил.

Причины:

  • низкий уровень развития памяти (кратковременной, долговременной);
  • низкий уровень развития общего интеллекта;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • слабая концентрация внимания;
  • несформированность приемов учебной деятельности.
  1.  Плохо списывает с доски, с текста.

Причины:

  • несформированность предпосылок учебной деятельности;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень переключения внимания;
  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

Литература:

Перекатьева О.В, Подгорная С.Н.   Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку.    3 – 4 классы.

Ростов – на – Дону, Феникс, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в учебной деятельности

В презентации предложен опыт работы учителя математики и педагога-психолога...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...

Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении

Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....

Адаптация ребенка к школе. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

Адаптация ребенка к школе.Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.Младший школьный возраст – это возрастной период от семи до одиннадцати лет, в котором социальная ситуа...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...