Дифференциация звуков Ш-Ж
план-конспект по логопедии

Представлен конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж" для группы детей с ОНР. 

Цели:

  • правильное произношение и различение звуков [ш] и [ж] (опора на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации);
  • развитие фонематических процессов путем анализа и синтеза слов со звуками [ш - ж];    
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения  суффиксальным способом, упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных  суффиксов;
  • практическое закрепление правописания ши - жи;
  • развитие практических умений строить самостоятельные высказывания с предложенными словами;
  • обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению в виде составления картинного плана;
  • развитие навыков работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekusova_differentsiatsiya_sh-zh.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация Ш -Ж в слогах, словах и в предложениях.

Цели:

  • правильное произношение и различение звуков [ш] и [ж] (опора на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации);
  • развитие фонематических процессов путем анализа и синтеза слов со звуками [ш - ж];    
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения  суффиксальным способом, упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных  суффиксов;
  • практическое закрепление правописания ши - жи;
  • развитие практических умений строить самостоятельные высказывания с предложенными словами;
  • обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению в виде составления картинного плана;
  • развитие навыков работы в группе.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили звуков Ш - Ж, «звуковики» (из Речесветика), модель алгоритма анализа звуков, «звуковые птички», конверты с предметными картинками, фишки, альбомы, тетради, простые карандаши, буквы Ш и Ж.

Примерный ход урока.

  1. ОРГМОМЕНТ:

Цель: настроить детей на занятия, подготовить рече-голосовой аппарат к работе.

  1. Упражнение «Солнышко».

Логопедическая задача: правильное пение гласных звуков; точное выполнение движений.

Описание: здороваемся как солнышки И-А-О (с движением рук и ног).

  1. Упражнение «Плавный подъем рук».

Логопедическая задача: точное соответствие движений темпу речи, контроль над правильностью движений.

Описание:

«Рано солнышко встает,

распускается цветок.

Светит солнце с высоты,

Распускаются цветы»

  1. Упражнение на внимание:

Описание: сядет тот, кто услышит свое имя (дети садятся на стул).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы будем учиться произносить новый звук, для этого надо, чтобы губы и язык хорошо работали.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука.

Сопряженная гимнастика языка и губ.

Упражнения для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю челюсть.

Упражнения для губ: улыбка-трубочка (чередование).

Упражнения для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы; то же – за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку»; сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
  • Ребята, когда мы с вами здоровались как солнышки, что мы с вами спели?  (звуки).
  • Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятиях?  (о звуках).
  • А что такое звук?    (это то, что мы слышим и произносим).
  • Мы глазами можем увидеть звук?     (нет).
  • Но в сказочной стране Звукалии, как вы уже знаете, живут звуковички (девочки и мальчики) и один из них прилетел сегодня к нам в гости. А чтобы вы не ошиблись, определяя, как его зовут, он привел с собой друзей, которые помогут узнать его имя.

Знакомство со звуком.

Помогать нам будет… Угадайте, кто?

«Гибкая, красивая, по земле ползет, звуки издает». Кто это?  (змея; появляется гость).

  • А какие звуки она издает?  (Ш-ш-ш…ш; с движением руки);
  • Что змея делает?    (шипит);
  • А кто еще шипеть умеет?  (гуси, злой кот – шипим с изображением гусей, кота пантомимой).
  • Ребята, а какие предметы могут издавать похожий звук? (воздух, выходящий из шарика, шины – показ движений).
  • Что может так шуметь? (лес). А еще?  (камыш, трава, колоски в поле).
  • Что шуршит под ногами осенью? (листья).
  • Я думаю, вы уже догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть.  (звук Ш).

  1. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ш (описывая артикуляцию, сопровождаем ее движением кисти руки, дети повторяют).

К нам пришел звуковичок Ш (предъявляется звуковичок и профиль звука Ш). Давайте внимательно посмотрим на него и на свои губы. Какой он? (варианты ответов детей и как они догадались). Как произносится этот звук?. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются вперед коробочкой). Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (широкий язычок чашечкой поднимается к бугоркам за верхние зубы). А зубы? (немного раскрыты, между ними небольшая щель). Помогает ли говорить голосок? С голосом мы произносим звук Ш или нет? (голос «спит» – тактильно-вибрационные ощущения от горла и ушей – значит звук глухой). Струя воздуха какая? (теплая). Он звучит твердо или мягко? (твердо). Можем мы долго и красиво петь этот звук? Сравни со звуком А.  (нет). А что мешает нам его петь? (губы, зубы, язык). Гласный или согласный звук Ш?

Делаем вывод: какой звук Ш? (загибаем пальчики и повторяем) – согласный, твердый, глухой, шипящий.

    Дети  рисуют в альбомах (или в тетрадях)  модель этого звука самостоятельно

   

Произнесение и артикуляционно-акустическая характеристика звука Ж.

А сравнивать мы его будем другим звуком. Догадайтесь, каким:

 «В жасмине жук жужжал с утра,

Теперь с жуком жужжит пчела».

Какой звук повторяется? [Ж] Произнесите его перед зеркалом. Какой он? Анализ по алгоритму.

                      Согласный

                      Звонкий                                                       Дети рисуют в альбомах модель

                      Всегда твердый                                                   звука самостоятельно

                      шипящий  (струя воздуха)                      

* обозначение звука сигналом «Жук».  

   Сравнение звуков, сопоставление звуковых моделей (сходство и различие).                   

*-выбор лишних «звуковичков» (доказать, почему они лишние?), у доски выбирают из 10 звуковичков два нужных.

*-самостоятельный вывод о звуковой  модели гостей-«звуковичков»,

*-сравнение звуков и их модели: Чем похожи? Почему можем перепутать на письме?

                  ( Согласные. Всегда твердые. Шипящие.  Артикуляция)

               Чем отличаются? Что помогает различать? (Голосок)

    Закрепление образа букв.

А какими буквами на письме обозначаются эти звуки, на что они похожи?

       

 Выделение звуков  Ш -  Ж  на слух и в произношении (дети дают сигнал рукой или показывают букву, рот учителя закрыт ширмой).  Игра "Жуки и гуси":

     а)    из слогов: жа, ша, шла, ажл, жлу, утл, жи...;

     б)   из слов:  шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать, дирижировать, штукатур, жимолость, можжевельник, шуршать, шелест, путешествие, чиж, очки, чертенок, обруч, плащ,   зяблик, кукушка, часы, шапка, черепаха, вчера,

Игра «Повтори за мной»

                          жа – жа -  ша                                                    

                          жа – ша - ша                                                    

                           ша – жа – жа      и т.д.                                              

Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот":

       жа – жа – жа   ----    ша – ша – ша                                           для сильных

       жо – жо – жо   ----  шо – шо – шо                                жа – жо – жу ------ ша – шо – шу

       жу – жу – жу  ----   шу – шу – шу                                жо – жу – жа  ----- шо – шу – ша

ша -  жа        шла -                 ужи -  уши      жить -
шо -                     ошл -                 жар-               жалить -
шу -                     шлу -                 жила  -            жарить -
ши -                     ушл -                 жаль  -            житье -
ше
-                    ышл -                 жарь -             лужа -

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-,.. — игра "Назови ласково":

зима—зимушка       крыло—        сторона —
кума—        кол—        голова —
голубка—        воля—        борода—
стекло—        хлеб—        мать-
камень—        изба—        батя —
бревно—        хозяйка—        тетя —
горе—        корова—        дядя —
воробей—        штаны—        горло—
солнце—        ворона—        перо—
медведь—        трава—        зерно—

Игра "Назови ласково" — закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

стог— стожок        творог—        луг—

берег—        круг—        утюг—

снег—        рог—        пирог—

сапог—        друг—        порог—

  Развитие слуховой памяти.

     Послушайте сказку и запомните слова со звуками Ж - Ш. Назовите слова для жука и букашки.

     «Жили-были жук Жора и букашка Машка. Один раз Жора упал с дерева - ушиб лапку и повредил крылышко. Машка полетела за доктором - желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».

Самостоятельное выделение звука из слов и определение его места (начало, середина, конец). Игра «Носики, крылышки, хвостики» (параллельная работа на доске и  работа в тетрадях). Звуковой анализ слов: определение места звуков в слове с помощью звуковой птички.

 

 Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза на уровне слова

Моделируем выделенные высказывания и делаем звуко - слоговые модели.

 Как вариант: находим место звука и показываем работу букв в тетради.

Развитие языкового анализа и синтеза  на уровне текста

Я вам сейчас прочитаю предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Как сделать так, чтобы получился рассказ. Выделите в словах буквы Ж - Ш.

    Учащиеся первого класса выполняют задание устно

- Однажды мы гуляли с товарищем в лесу.

- Он старался наколоть себе на иголки как можно больше яблок.

- Потом подбежал к куче яблок и стал накалывать яблоки.

- Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там.

- Так ежик делал свои запасы.

- По дорожке бежал ежик с яблоками на иголках. ~ Потом ежик опять побежал в  

   укрытие.

- Он перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог.

      Исправленный текст:

      Однажды мы гуляли с товарищем в лесу. По дорожке бежал ежик с яблоками на иголках. Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там. Потом подбежал к куче яблок и стал накалывать яблоки. Он старался наколоть себе на иголки как можно больше яблок. Потом ежик опять побежал в укрытие. Он перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог. Так ежик делал свои запасы.

 Итог занятия

      Назовите из текста слова для букашки Машки. Теперь для жука Жоры. Какие буквы и звуки любит каждый из них? Чем же эти звуки похожи и чем отличаются?

   Пароль на выход.

 Сейчас может пойти на перемену тот, кто быстро уберет свои учебные принадлежности и сможет мне сказать фразу с любыми словами, которые мы использовали на занятия.

Дополнительный речевой материал:    Читай, правильно ставь ударение

 шуба, каша, шина, Паша, Шура, тише, шапка, мыши

шутка, шапка, пушка, шишка, кашка, кошка, мошка, сушки, чашки

дышит, пишет

шары, шипы, пиши, дыши, ерши

шакал, шипит, мешок, шипит

кишки, мешки, пошли, вошли, дошли

шорохи, лошади, вешает, кушает, шарики

пишите, дышите, сушили, мешает, решает

широко, хорошо, ширина, камыши, малыши, хороши, широки, тишина

широкий, мышиный

 высушили

пешеходы, шаровары

Зимой мама купила Паше шубу и шапку. Паше в шубе тепло.

Ребята пошли в лес за грибами и ягодами. Грибов в лесу было много, а ягод мало. Они принесли домой полную корзину грибов. Мама сварила грибной суп.

Кошка мяукает и шипит, а собака — лает.

Прочитай и отбери правильные по смыслу предложения:

В небе летели лошади.

Шубу одевают на ноги, а сапоги на голову.

Дети ловили рыбу в реке.

Дети ловили реку в рыбе.

Ежи скакали по дороге.

Птица поймала жука.

Жуки поймали жабу.

Ребята за лето загорели, и кожа у них побелела.

Дополнительный речевой материал:

Камышам шуршала мышь:

Ветер вам нарушил тишь!

Шепчут тихо камыши:

        Тихо, мышка, не шурши!

     

Выучить потешку, учиться различать звуки Ш], [Ж].

Кошка мышку не поймала,  

Мышка в норку убежала    

И от страха там дрожит,

Кошка мышку сторожит.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Ж].

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.  

Жора и Женя в парке гуляли,  

Жёлтые жёлуди в травке искали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....