Конспект занятия по теме «Откуда пришла загадка?»
план-конспект по логопедии

Хохлова Елена Владимировна

В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о загадках - как о жанре устного народного творчества. Формировать навык и связных речевых высказываний, правильного звукопроизношения, умения правильно выражать свою мысль, развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Воспитывать любовь к народному творчеству, желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Откуда пришла загадка?»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»,

«Познание»,

«Чтение художественной литературы».

Программное содержание.

В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о загадках - как о жанре устного народного творчества. Формировать навык и связных речевых высказываний, правильного звукопроизношения, умения правильно выражать свою мысль, развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Воспитывать любовь к народному творчеству, желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Словарная работа:

активизировать словарь детей за счёт введения новых слов: мгла, алгоритм, закодировать, расшифровать, закодирована, «не разгрызёшь…»; обогащать речь прилагательными и глаголами, словами-синонимами.

Методы и формы работы: исследование, информационно-

коммуникативный метод, наблюдение, рассуждение, анализ, синтез, деловая игра.

Предварительная работа:

чтение произведений художественной литературы «1000 загадок от А до Я», «1000 весёлых загадок для детей» Н.Сотникова, «500 загадок о животных» А.Волобуев., «Азбука в загадках» Н.Красильников, «Загадочная азбука» В.Дмитриева. Беседы: «Что такое загадка?», «Виды загадок». КВН для родителей «Вечер загадок»

Консультации: «К знаниям через познание», «Давайте фантазировать», «Совместные игры по составлению загадок».

Экскурсии и наблюдения.

Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Вершки - корешки», «Когда это бывает?», «Угадай, что мы задумали», «Кто больше отгадает загадок»

Подготовка к исследованию, материалы:

-карточки с символическим изображением методов исследования:

«Связаться со специалистами».

«Получить информацию у компьютера»

«Спросить у другого человека».

«Провести эксперимент»

«Посмотреть в книгах»

«Подумать самостоятельно»

- карточки

картинки с «темами» будущих исследований и загадок

- карандаши

- блокноты

- компьютер

- карточки с загадками

Проведение исследования:

Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на стульчики.

Логопед. Сегодня ко мне подошли дети из другой группы и спросили, что такое загадка. Давайте мы с вами превратимся в исследователей и попробуем из разных источников узнать, что же такое загадка. А потом мы всю информацию соберем в наш альбом и отдадим его детям.

Этапы исследовательской работы:

СЛАЙД: Подумать самостоятельно.

Логопед. Ребята подумайте и вспомните, что вы уже знаете о загадках? Какими бывают загадки?

Дети.  Загадки бывают о животных, о растениях, о различных предметах.

Логопед. Хорошо, давайте тогда вспомним разные загадки, например, о волке. Произносите загадку четко, внятно, не спеша.

Дети.

1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

2. На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

3. Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно.

4. Серовато, зубовато.

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Логопед. Молодцы, ребята, как много загадок вы знаете о волке!

Давайте это зафиксируем.

Каков следующий этап нашего исследования?

Дети. (отвечают с опорой на карточки) 

СЛАЙД: Прочитать в книгах.

Логопед. Я предлагаю вам обратиться к «Толковому словарю», в котором мы непременно найдем информацию о том, что такое загадка. (Логопед зачитывает отрывок, из которого дети узнают, что такое загадка).

Загадка - жанр народно-поэтического творчества; поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Логопед. А еще в энциклопедии я прочитала одну пословицу о загадке, сейчас она написана на доске (На доске прикреплена пословица про загадку: СЛАЙД: “Загадка не орех, не разгрызешь”).

Логопед. Ребята, прочитайте пословицу.

(Дети читают самостоятельно).

Верно ли в народе про загадку говорят? Как понять, “не разгрызешь”?

Дети. Трудно догадаться, нужно подумать, включить воображение, догадаться, на что похоже.

Логопед. А сейчас давайте зафиксируем полученную информацию.

Что нам необходимо сделать для осуществления следующего этапа исследования?

СЛАЙД: Связаться со специалистами.

Логопед. Давайте позвоним в детскую библиотеку. Там работает бабушка Ивонова Вани из старшей группы — Мария Васильевна.

А кто по профессии человек, работающий в библиотеке? (Логопед добивается полного ответа.)

Дети. Человек, работающий в библиотеке, называется библиотекарем.

Логопед звонит. Здравствуйте, Мария Васильевна. Вас беспокоят воспитанники подготовительной группы детского сада №.33. Мы проводим исследование по теме «Загадка». Вы могли бы нам помочь найти ответы на интересующие нас вопросы?

Специалист. Да, я с радостью помогу вам.

Дети. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, откуда пришла к нам загадка, кто ее придумал?

Специалист. А загадки, скажу я вам, среди всех жанров народного творчества самые древние. Её придумал сам народ.

Дети. Для чего придумывали раньше загадки?

Специалист. Давным - давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза. Люди, которые умели отгадывать загадки были знатными людьми

Логопед. Спасибо вам, Мария Васильевна, за интересную информацию. Вы нам очень помогли. Давайте зафиксируем полученную информацию.

Логопед. А теперь, ребята, постарайтесь обобщить полученные сведения.

Что вам запомнилось из рассказа Натальи Андреевны.

Дети. Загадка пришла к нам из древности. Её придумал народ, использовали древние охотники. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

Логопед. А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время? (Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

Логопед. Продолжаем исследование дальше.

Дети. Мы можем спросить у другого человека.

СЛАЙД: Спросить у другого человека.

Логопед. Итак, чтобы получить информацию у другого человека, давайте определимся, у кого мы можем спросить о загадке?

Дети.

- У заведующего детским садом.

- У старшего воспитателя.

- Можно спросить у музыкального руководителя.

- Можно спросить мед. Сестры.

- Можно спросить у заведующего хозяйством.

Логопед. Да, мы можем спросить у старшего воспитателя, любого взрослого в детском саду. Но как нам опросить всех?

Дети. Можно разделиться на группы.

Логопед. Правильно, мы сейчас с вами разделимся на группы и пойдем собирать информацию по всему детскому саду. А помогут нам в этом ваши родители. Они на бумаге будут фиксировать всю информацию.

Логопед Что нового вы можете рассказать по теме нашего исследования?

1 группа. Мы узнали, что бывают народные загадки и загадки авторские. Народная загадка сохраняется только в памяти народа и должна быть краткой. Народные загадки довольно сложно отгадать, попробуйте!

Скручен, связан,

По избе пляшет. (Веник)

Маленький, да гнутенький

Весь дом стережёт. (Замок)

Авторские загадки придумал один человек. Они имеют более развернутое описание, чаще всего бывают в стихотворной форме:

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)

С.Маршак

2 группа. Нам рассказали, что существуют загадки - рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это ... (Электричество)

В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:

Кто ежится, тот... (еж), а кто ершится - ... (ерш)

Логопед. Давайте попробуем произнести последнюю загадку все вместе, а потом группами. (Групповые ответы детей.)

3 Группа. Ещё есть загадки - обманки. Они тоже рифмуются, но в этом - то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха.

Белым снегом всё одето -

Значит наступает … лето (зима)

Дети. Лето.

Логопед. Но, разве в летнее время года есть снег? Конечно, нет.

Какой же ответ правильный?

Дети. Зима.

Логопед. Правильная отгадка – зима. Подобные загадки учат думать и быть внимательным и, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора. Ну что ж, давайте попробуем отгадать еще несколько таких веселых загадок.

Логопед.

Ночью каждое оконце слабо освещает … солнце (луна)

Ржёт на поле поутру длинногривый … кенгуру (конь)

Мимо улья проходил косолапый … крокодил (медведь)

4 Группа. А в этих загадках каждая буква должна стоять на своем месте, эти загадки так и называются «Буква заблудилась». Замена всего лишь одной буквы в слове меняет смысл не только слова, но и вся фраза превращается в бессмыслицу.

Логопед. Попробуйте отгадать несколько таких загадок.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

        На глазах у детворы

        Крысу красят маляры. (крышу)

Когда король свалился с трона,

Слетела с головы ворона. (корона)

        Возле дома на дорожке

        Воробьи клевали брошки. (крошки)

5 Группа. А нам рассказали о том, что существуют самые трудные

загадки — ребусы. Ребус — это загадка, в которой картинками зашифровано слово.

Логопед.  Я сейчас вам покажу несколько ребусов, а вы попробуете отгадать слово.

СЛАЙДЫ

Музыкальная игра.

Логопед. А вы хотите загадать свою загадку?

Дети. Да, хотим.

Логопед. Для начала давайте вспомним какое у вас было домашнее задание. Что я просила вас сделать?

Дети. Вместе с родителями через Интернет выучить любую понравившуюся загадку, а отгадку нарисовать на листочке.

Логопед. Все выполнили домашнее задание? (ответы детей)

Вы загадаете по одной загадке, которую нашли с родителями, а все остальные попробуют её отгадать.

Дети. Загадывают свои загадки.

Логопед. Вот мы и закончили свое исследование. Теперь мы знаем, что загадка – это вид народного фольклора. Загадки бывают народные и авторские, загадки-рифмовки, ребусы, загадки – обманки, «буква заблудилась». С помощью загадок проверяют человека на находчивость, образованность, сообразительность.

 

Далее проводиться работа по оформлению альбома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"

В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....

Внеурочное занятие по теме "Откуда появляются солнечные зайчики?"

Поддерживать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о  явлениях окружающей среды...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект логопедического занятия на тему "Откуда хлеб пришёл"

Тема занятия. «Откуда хлеб пришёл».Возрастная группа. Подготовительная группаЦели занятия.       Коррекционно – образовательные: Расширение и активизация словаря ...

Конспект занятия на тему: «ОТКУДА БЕРУТЬСЯ ГРЯЗНУЛИ?»

формирование у детей представлений о чистоте и опрятности, об их влиянии на отношения с окружающими и на здоровье человека....