Механизмы возникновения специфических ошибок на письме
статья по логопедии

Гридина Юлия Михайловна

Механизмы  возникновения   дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2_mehanizmy.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Механизмы  возникновения  специфических  ошибок  на  письме.

Вид ошибки

Возможные механизмы возникновения

Ошибки фонемного распознавания.

Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове [ш]-[ж], [с]-[з], [с’]-[з’], [ф]-[в], [ф’]-[в’], [п]-[б], [п’]-[б’], [т]-[д], [т’]-[д’], [к]-[г], [к’]-[г’].

Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты: [ч]- ц], [ч]-[ш’], [ч]-[т’], [ц]-[с], [ц] - [т] - [т’].

Смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки [c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [щ].

Смешения букв, обозначающих звуки [р]-[л].

Смешения букв, обозначающих некоторые гласные звуки в сильной позиции в слове: [а] - [о], [о] - [у].

Нарушения фонематического восприятия (вследствие трудностей акустического или кинестетического восприятия).

Пропуски букв, персеверации и антиципации букв.

При дисграфии чаще наблюдаются пропуски согласных в их стечениях. дыню - «дыю», страна - «стана», прорубь — «порубь».

При дисграфии наблюдаются пропуски как безударных гласных, которые подвергаются сильной редукции, так и ударных. огороде - «огорде», молодой - «малдой».

Под персеверациями понимают такое написание, когда ребенок повторяет букву, слог или вместо нужной буквы (слога) воспроизводит уже написанную букву или слог. магазин - «магазим», за машиной - «за зашиной».

Такое написание слова, когда буква или слог заменяется последующей буквой или слогом: на деревьях - «на девевьях».

Нарушения звукового анализа и синтеза.

 Нарушения динамических моторных функций (серийной организации движений).

Нарушения внимания (произвольной регуляции).

Перестановки букв.

Иногда в письме ребёнка возникает обратный порядок букв: Москва - «маскав», ковром - «корвом» , все - «све», клубок - «кулбок». К другому типу могут быть отнесены перестановки, при которых точный обратный порядок букв не соблюдается: поклажей - «плакажей», тропа - «прота».

Нарушения звукового анализа и синтеза.

Нарушения динамических моторных функций.

Смешения графически сходных букв на письме.

Смешения букв сходных по внешнему виду и написанию: рукописные варианты букв и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м и т.д. Ранее эти смешения принято было называть оптическими по предполагаемому механизму возникновения. Однако, смешения графически сходных букв — более удачный термин, т.к. отражает одновременно сходство конфигурации и способа написания букв и позволяет уйти от однозначной трактовки данной ошибки.

Нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций.

Нарушения динамических моторных функций (серийной организации движений).

Зеркальные ошибки.

Тенденция к зеркальности наблюдается в основном при написании строчных букв э, с, г и прописных букв С, З, Е, Ё.

Нарушения зрительных и зрительно-пространственных функций.

Ошибки обозначения границ предложения и слова.

Слитное написание нескольких слов в предложении или раздельное написание частей слова. Наиболее часто встречаются ошибки, связанные с написанием предлогов и приставок.

Отсутствие заглавной буквы в начале предложения и/или точки в конце предложения. К этой же группе следует относить неуместное написание заглавной буквы или точки в середине предложения (хотя такие ошибки встречаются гораздо реже).

Нарушения языкового анализа и синтеза.

 Нарушения внимания (произвольной регуляции).