Конспект логопедического занятия по произношению "звук[Ч]"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Цель: познакомить со звуком [Ч].

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

1Познакомить со звуком  [Ч];

2. Расширить и углубить знания о согласных звуках в процессе изучения звука [Ч];

3. Определять место звука [Ч] в слове и проводить фонетический разбор слова;

4. Отрабатывать механизм чтения.

Коррекционно-развивающая:

1. Развивать речь, фонематический слух;

2. Развивать умение работать с условными знаками и находить «опасные» места в словах;

3. Расширять словарный запас.

Коррекционно-воспитательная :

1. Стимулировать творческую активность учащихся;

2. Прививать интерес к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch.pptx2.19 МБ
Файл konspekt_3.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУК [ Ч ] Выполнил: Студентка 272 группы Очного отделения Егорова Ю.С. Факультет: ПП и СО Специальность: Логопедия

Слайд 2

Хитрые звуки А Б О К У М

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по произношению "звук[Ч]" Слайд 1

Цель: познакомить со звуком [Ч].

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

1. Познакомить со звуком  [Ч];

2. Расширить и углубить знания о согласных звуках в процессе изучения звука [Ч];

3. Определять место звука [Ч] в слове и проводить фонетический разбор слова;

4. Отрабатывать механизм чтения.

Коррекционно-развивающая:

1. Развивать речь, фонематический слух;

2. Развивать умение работать с условными знаками и находить «опасные» места в словах;

3. Расширять словарный запас.

Коррекционно-воспитательная :

1. Стимулировать творческую активность учащихся;

2. Прививать интерес к чтению.

Ход занятия

1. Организационный момент. Активизация внимания. Слайд 2

- Сегодня на наше занятие по произношению пришли очень хитрые звуки. Они замаскировались, хотят, чтобы мы их не узнали. Посмотрим, удастся ли им это.

- Молодцы, узнали все звуки.

2. Повторение изученного материала. Слайд 3

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Произнесите гласные звуки.

- Произнесите согласные.

- Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным).

- Согласные? (Синим и зеленым).

- Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый).

3. Сообщение цели занятия

Сегодня мы познакомимся с новым звуком Слайд 4

4Ознакомление со звуком [Ч]

1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)Слайд 5

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка) Слайд 6

4. Артикуляционная гимнастика Слайд 7

1. «Окошечко».

2. «Блинчик».

3.«Маляр».

4. «Почистим зубки».

5. «Чашечка».

6. «Вкусное варенье».

7. «Парус».

8. «Загони мяч в ворота».

9. «Фокус».

5. Характеристика звука Слайд 8

Губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

кончик языка касается резцов,

средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

весь язык несколько продвинут вперед,

артикуляция в два этапа:

средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

струя воздуха сильная и короткая,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Повторить слова «Чебурашка»«черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук хором, по одному.

Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)

Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [Ч], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.

А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.

Звук [Ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

Назвать слово со звуком [Ч] самостоятельно.

6. Пальчиковая гимнастика Слайд 9

Пчёлки  (Левая рука стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На правой руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в "улей".)

Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать:(Разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз, два, три, четыре, пять!

 7. Работа со слогами

Игра «Поймай звук». Инструкция: «Я вам буду называть ряд слогов, а вы, как только услышите слог со звуком [Ч], хлопни в ладоши, а  если звука [Ч] нет, то топайте ногами».

МА-ЧА-ВА-ЦА-ПИ-ЧИ-ЦИ-ЛО-КО-ЦО-ЗО-ЧО-ВЕ-ЧЕ-ПЕ-ЦЕ.

«Молодцы. Вы очень внимательные. Ничего не пропустили. Давайте попробуем ещё раз. Слоги будут уже другие».

АМ-АЧ-АЗ-АЩ-УЩ-УФ-УЧ-ВЕ-ТЕ-ЧЕ- ЕЧ-ЕД-ЕЩ-ТИ-ЩИ-КИ-ЧИ.

8. Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)Слайд 10

9. Работа со словами

 Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [Ч]

• В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

• Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

• Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

• Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие, их брать нельзя)

Распознавание звука [Ч] в словах. Определение места звука в слове.

- Мы познакомились со звуком [Ч], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком.

10. Работа с предложениями Слайд 11

Ребята, давайте составим предложения с этими словами ( Чебурашка, часы, черепаха, чашка)

11. Рефлексия

 Что нового узнали?  

– Чем необычен звук [Ч]?

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

12. Итог

•  С каким звуком мы с вами сегодня познакомились?

• Что в нем особенного?

• Какие слова запомнили?

• Что понравилось?

 - Все молодцы! Наше занятие подошло к концу. Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....