Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"
Цель данного занятия: Развитие фонетико-фонематических представлений у детей с ОВЗ, обучение грамоте, формирование связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_lampadova_na.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Учителя-логопеда ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Лампадовой Н.А.
Предмет: подгрупповое логопедическое занятие.
Программа: Коррекция нарушений устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся с легкой умственной отсталостью.
Тема занятия: Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах.
Лексическая тема: Неживая природа зимой.
Тип занятия: Комплексное применение знаний и способов действия.
Оборудование: ИКТ по теме (подготовленное самостоятельно), вырубки снежинок, индивидуальные карточки для обводки букв и их записывания, емкости для карточек с напечатанными окончаниями (АЯ,ОЕ,ЫЙ), разноцветные пластинки (зеленая, красная, желтая), индивидуальные черно-белые предметные картинки (бант, ёлка, ведро), демонстрационные картинки с мишкой и мышкой и напечатанные слова с пропущенными буквами, отдельные буквы Ы-И, индивидуальные слоги для прочтения, демонстрационные картинки «Зелёный и синий домики», индивидуальные картинки ( сыр, усы, зубы, кит, зима), индивидуальные слоговые таблицы и карточки для записи слов.
Цель: Развитие фонетико-фонематических представлений у детей с ОВЗ, обучение грамоте, формирование связной речи.
Задачи
Образовательные:
- Развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- Развивать речевое дыхание – преодоление твердой атаки гласных;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, пространственные представления;
- Развивать мелкую моторику;
Предметные:
- Закреплять знания акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков;
- Закреплять письменный образ букв, письмо слогов, слов.
- Закреплять навыки чтения слогов, слов.
- Учить отвечать на вопросы полным предложением;
- Учить называть явления природы, наблюдаемые осенью;
- Учить распространять предложения второстепенными членами;
- Активизация словаря прилагательных.
Личностные:
- Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
2. Формирование интереса к учебному материалу;
3. Адекватность оценки действий;
Регулятивные БУД:
1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные БУД:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные БУД:
1. Формирование умения извлекать информацию.
2. Формирование умения обобщать.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодейст-вия | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Формируемые БУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 1 мин. | Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. | Упражнение Беседа | Фронтальная | Предлагает поздороваться по-разному. | Здороваемся по-разному. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Развитие словаря синонимов. Коммуникативные: Высказывать свои предположения. Регулятивные: Формировать умения принимать цели и произвольно включатся в деятельность. |
Ориентировочный этап 3 мин. | Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму | Беседа Упражнение | Индивидуальная. Фронтальная | Показ слайда - Какое сейчас время года? - Подберите подходящие признаки для Зимы. | Ответы на вопросы логопеда полным предложением. | Познавательные: Закрепление представлений о признаках зимы. Дифференциация понятий зима-осень Коммуникативные: Умение работать в группе сверстников |
Практический этап 6 мин. | Обеспечить применение знаний на практике. | Упражнение | Групповая. Индивидуальная. | 1.Артикуляционная гимнастика в стихотворной форме. 2. Упражнение «Какой-какая-какое» подбор качественных прилагательных с опорой на зрительные подсказки окончаний. (АЯ,ОЕ,ЫЙ) | Выполнение артикуляционной гимнастики. Ответы на вопросы логопеда по услышанному стихотворению Дети выбирают подходящее окончание, называют словосочетание (прил. +сущ.) и определяют предмет определенного цвета в соответствующую корзину. Красная в АЯ, красное в ОЕ, красный в ЫЙ. | Предметные: Активизировать словарь прилагательных. Познавательные: Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация. Развитие фонематического слуха. Извлекать информацию. Добывать новые знания. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Слушать, выступать, не перебивать товарища. |
Физкульминутка 2 мин. | Физминутка с использованием элементов фонематической ритмики и зрительной гимнастики. | Речь с движением. | ||||
Практический этап (продолжение) 16 мин. | Обеспечить применение знаний на практике. | Упражнение Демонстра-ция. Игровой метод. | Индивидуальная. Фронтальная Групповая | 1.Вставьте пропущенную букву. 2.Почините букву. Письмо буквы самостоятельно. 3. Посели слоги в нужный домик. (самостоятельное чтение слогов) 4. Посели картинки в нужный домик. Выставляет на крыше домика буквы Ы\\И 5. Лабиринт. Найди слоги, запиши их. Прочитай слово. 6. Групповая работа над деформированным предложением. | Дети определяют какую букву Ы или И нужно вставить в слово. Обводят букву по шаблону, затем пишут самостоятельно. Читают слоги. Определяют мягкий или твёрдый согласный в слоге. Относят его в нужный домик (зеленый либо синий) Называют картинку, определяют Ы или И в названии данной картинки, относят её в нужный домик. По словесной инструкции логопеда ищут слоги. Записывают их на листочке. Читают получившиеся слова. Собирают свои слова в одно предложение. | Личностные: Способность к самооценке. Познавательные: Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия; - формирование фразового высказывания. Коммуникативные: Самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения. |
Рефлексивно-оценочный этап 2 мин. | Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата. Излагают суждения в устной форме. | Индивидуальная | Подводится итог занятия. Учитель-логопед демонстрирует мотивационный материал за отличную учёбу. Прощается с детьми. | Прощаются с учителем по-разному. | Личностные: Развивать положительное отношение к окружающей действительности Познавательные: Развитие словаря синонимов. Коммуникативные: Формировать умения доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я в начале слова и перед гласной – два звука( образует слог и слово)
Цель: формировать у учащихся представления о функциях буквы Я .( два звука вначале слова, после гласного, образует слог и слово)...
Конспект занятия по теме: "Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я"
Занятие разработано для учащихся первого класса, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня...
Презентация "Дифференциация мягких и твёрдых согласных перед гласными" 3 класс
Презентация "Дифференциация мягких и твёрдых согласных перед гласными" 3 класс...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными. школа 8 вида 1 вариант обучения.
ТемаРазличие твердых и мягких согласных перед гласнымиЦель урокаформирование у учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласнымиПланируемые результатыПредметные:Знать с...
Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах
Цель: Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях Зада...
Технологическая карта урока по русскому языку "Согласные и гласные" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных...
Тема урока: «Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах»
Цель: Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях Зада...