Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Лампадова Надежда Александровна

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах" 

Цель данного занятия: Развитие фонетико-фонематических представлений у детей с ОВЗ, обучение грамоте, формирование связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учителя-логопеда ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Лампадовой Н.А.

Предмет: подгрупповое логопедическое занятие.

Программа: Коррекция нарушений устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся с легкой умственной отсталостью.

Тема занятия: Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах.

Лексическая тема: Неживая природа зимой.

Тип занятия: Комплексное применение знаний и способов действия.

Оборудование: ИКТ по теме (подготовленное самостоятельно), вырубки снежинок, индивидуальные карточки для обводки букв и их записывания, емкости для карточек с напечатанными окончаниями (АЯ,ОЕ,ЫЙ), разноцветные пластинки (зеленая, красная, желтая), индивидуальные черно-белые предметные картинки (бант, ёлка, ведро), демонстрационные картинки с мишкой и мышкой и напечатанные слова с пропущенными буквами, отдельные буквы Ы-И, индивидуальные слоги для прочтения, демонстрационные картинки «Зелёный и синий домики», индивидуальные картинки ( сыр, усы, зубы, кит, зима), индивидуальные  слоговые таблицы и карточки для записи слов.

Цель: Развитие фонетико-фонематических представлений у детей с ОВЗ, обучение грамоте, формирование связной речи.

Задачи

Образовательные:

  • Развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Развивать речевое дыхание – преодоление твердой атаки гласных;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, пространственные представления;
  • Развивать мелкую моторику;

Предметные:

  • Закреплять знания акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков;
  • Закреплять письменный образ букв, письмо слогов, слов.
  • Закреплять навыки чтения слогов, слов.
  • Учить отвечать на вопросы полным предложением;
  • Учить называть явления природы, наблюдаемые осенью;
  • Учить распространять предложения второстепенными членами;
  • Активизация словаря прилагательных.

Личностные:

  • Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.
  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Метапредметные:

Личностные УУД:

1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

2. Формирование интереса к учебному материалу;

3. Адекватность оценки действий;

Регулятивные БУД:

1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные БУД:

1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.

2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные БУД:

1. Формирование умения извлекать информацию.

2. Формирование умения обобщать.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые БУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

1 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Упражнение

Беседа

Фронтальная

Предлагает поздороваться по-разному.

Здороваемся по-разному.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Развитие словаря синонимов.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Регулятивные:

Формировать умения принимать цели и произвольно включатся в деятельность.

Ориентировочный этап

3 мин.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму

Беседа

Упражнение

Индивидуальная.

Фронтальная

Показ слайда

- Какое сейчас время года?

- Подберите подходящие признаки для Зимы.

Ответы на вопросы логопеда полным предложением.

Познавательные:

Закрепление представлений о признаках зимы. Дифференциация понятий зима-осень

Коммуникативные:

Умение работать в группе сверстников

Практический этап

6 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Групповая. Индивидуальная.

1.Артикуляционная гимнастика в стихотворной форме.

2. Упражнение «Какой-какая-какое» подбор качественных прилагательных с опорой на зрительные подсказки окончаний. (АЯ,ОЕ,ЫЙ)

Выполнение артикуляционной гимнастики. Ответы на вопросы логопеда по услышанному стихотворению

Дети выбирают подходящее окончание, называют словосочетание (прил. +сущ.) и определяют предмет определенного цвета в соответствующую корзину. Красная в АЯ, красное в ОЕ, красный в ЫЙ.

Предметные:

Активизировать словарь прилагательных. Познавательные:

Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация.

Развитие фонематического слуха.

Извлекать информацию. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты  деятельности.

Коммуникативные:

Слушать, выступать, не перебивать товарища.

Физкульминутка

2 мин.

Физминутка с использованием элементов фонематической ритмики и зрительной гимнастики.

Речь с движением.

Практический этап

(продолжение) 16 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Индивидуальная.

Фронтальная

Групповая

1.Вставьте пропущенную букву.

2.Почините букву. Письмо буквы самостоятельно.

3. Посели слоги в нужный домик. (самостоятельное чтение слогов)

4. Посели картинки в нужный домик. Выставляет на крыше домика буквы Ы\\И

5. Лабиринт. Найди слоги, запиши  их. Прочитай слово.

6. Групповая работа над деформированным предложением.

Дети определяют какую букву Ы или И нужно вставить в слово.

Обводят букву по шаблону, затем пишут самостоятельно.

Читают слоги. Определяют мягкий или твёрдый согласный в слоге. Относят его в нужный домик (зеленый либо синий)

Называют картинку, определяют Ы или И в названии данной картинки, относят её в нужный домик.

По словесной инструкции логопеда ищут слоги. Записывают их на листочке. Читают получившиеся слова.

Собирают свои слова в одно предложение.

Личностные:

Способность к самооценке.

Познавательные:

Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме;

осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

- формирование фразового высказывания.

Коммуникативные:

Самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Рефлексивно-оценочный этап

2 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Индивидуальная

Подводится итог занятия. Учитель-логопед демонстрирует мотивационный материал за отличную учёбу. Прощается с детьми.

Прощаются с учителем по-разному.

Личностные: Развивать положительное отношение к окружающей действительности

Познавательные:

Развитие словаря синонимов.

Коммуникативные: Формировать умения доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я в начале слова и перед гласной – два звука( образует слог и слово)

Цель: формировать у учащихся представления о функциях буквы Я .( два звука вначале слова, после гласного, образует слог и слово)...

Конспект занятия по теме: "Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я"

Занятие разработано для учащихся первого класса, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня...

Презентация "Дифференциация мягких и твёрдых согласных перед гласными" 3 класс

Презентация "Дифференциация мягких и твёрдых согласных перед гласными" 3 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными. школа 8 вида 1 вариант обучения.

ТемаРазличие твердых и мягких согласных перед гласнымиЦель урокаформирование  у  учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласнымиПланируемые результатыПредметные:Знать с...

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах

Цель:   Дифференциация гласных  А-Я,  служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях         Зада...

Технологическая карта урока по русскому языку "Согласные и гласные" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных...

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах»

Цель:   Дифференциация гласных  А-Я,  служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях         Зада...