Обобщение инновационного педагогического опыт работы. «Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников».
статья по логопедии

Денисова Ольга Анатольевна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются ошибки, которые трудно назвать орфографическими: пропуски гласных и согласных букв, их искажения и замены, перестановки и выпадение слогов, появление лишних букв и слогов, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Такое нарушение письма называется дисграфией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г.о. Саранск Республики Мордовия

 

Денисовой Ольги Анатольевны

Тема самообразования: «Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников». 

1.Актуальность и перспективность

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются ошибки, которые трудно назвать орфографическими: пропуски гласных и согласных букв, их искажения и замены, перестановки и выпадение слогов, появление лишних букв и слогов, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Такое нарушение письма называется дисграфией.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным Л.Г.Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30 %. Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних в усвоении грамматики русского языка.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которые неизбежно проявятся у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для развития высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

 Недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом.  В связи с этим коррекции этих дефектов уделяется особое внимание. В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность  какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладения письмом, т.е. к дисграфии.

Проблема нарушений навыков письма у детей - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Письмо - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. 

Нарушения письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Современное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфических ошибок от ошибок иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.

2.Основная  педагогическая идея

Основная задача учителя-логопеда - коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.
Эффективность профилактики дисграфии связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений. Таким образом, профилактика дисграфии является комплексной проблемой.

 Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звуковых комплексов: сочетаний звуков, слогов, слов и т.д. А без сформированных навыков звукового анализа и синтеза дети не овладеют грамотным письмом. Развитый фонематических слух помогает детям лучше воспринимать и различать свистящие и шипящие, звонкие и глухие звуки, окончания слов, приставок в однокоренных словах, суффиксы, предлоги и т.п.                                                                                                                                                                                             Основная цель   – овладение полноценной звуковой культурой речи и создание  условий для успешного овладения письмом и чтением.                                                                                                                    Основные задачи: формирование полноценных фонематических процессов; устранение дефектов произношения и различение оппозиционных звуков; формирование  представлений о звуко-буквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а так же на тактильные и кинестетические ощущения; предупреждение  специфических ошибок  при письме (предупреждение акустической, оптической дисграфий и дисграфии на основе языкового анализа и синтеза).

3.Новизна

Своеобразие и новизна опыта заключается в использовании и комплексном сочетании традиционных, нетрадиционных  и инновационных технологий (тактильных, речевых, музыкальных, двигательных и др.), направленных на развитие фонематического восприятия школьников, а так же применении в них компонента интеграции различных видов деятельности.

 4.Теоретической база

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.)

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова) , часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведу несколько наиболее известных определений. Р. И. Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма .

И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А. Н. Корнев (1997, 2003) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению данного нарушения.

5.Технология опыта

В период  младшего школьного возраста необходимо найти такие коррекционно-развивающие и педагогические подходы к каждому ребёнку, которые способствовали бы скорейшему формированию и развитию речевых навыков и умений. Для этого работу веду по разным направлениям:

1.  Работаю над преодолением нарушений звукопроизношения. Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. На логопедических занятиях учимся с детьми вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Работаем на артикуляционным аппаратом, ставим нарушенные звуки, автоматизируем их в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

2. Большую работу провожу по развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, узнавание неречевых звуков, звуков речи, различение слов, близких по звучанию, дифференциации фонем и слогов. Например, использую игры: «Кто внимательный?», «Угадай-ка», «Третий лишний», «Найди общий звук».

3.  Развитие навыков звукового анализа и синтеза. По данному направлению на занятиях провожу следующую работу: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков, отыскивают в разрезной азбуке, записывают в тетрадях. Проводим звуковой анализ слогов, слов, рисуем звуковые схемы слогов, слов. Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков, из слов предложения. Работаем над деформированной фразой. Проводим анализ предложений и записываем графические схемы.

4.  Развитие лексико-грамматического строя речи. Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок. Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях провожу работу над:

 - изменением существительных по числам, по падежам;

- образованием прилагательных от существительных;

- образованием существительных с помощью суффиксов;

- согласованием существительных с числительными;

- употребление глаголов;

- подбором слов – антонимов;

- подбором родственных слов.

5.  Развитие связной речи.

Работа направлена  на обучение составления описательных рассказов и совершенствование навыков пересказа небольших текстов.

Вся работа осуществляется на специально организованных индивидуальных  и групповых занятиях. Для достижения максимальной эффективности, в структуру занятий стараюсь включать двигательные минутки, игровые ситуации. Проведение занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий позволяет детям без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Такие формы и методы работы помогают не только своевременно выявлять и преодолевать расстройства письменной речи у обучающихся, но и сохранять психологический комфорт во время коррекционных занятий. Занятия на школьном логопедическом пункте стараюсь сделать эмоционально окрашенными -  это позволяет  привлекать детей к занятиям, вызывать у них живой интерес. Успехи ребенка, его достижения обязательно становятся предметом положительной оценки. Логопедические занятия в целом стараюсь организовать так, чтобы они стимулировали детей на последующие успехи и порождали радостное ожидание новых занятий.

6.Результативность опыта

В результате систематической работы, добиваюсь продвижений в совершенствовании фонематического слуха, слухового внимания и звукового восприятия на занятиях и в процессе повседневной жизнедеятельности, что способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), помогает детям полнее и глубже понять предлагаемый материал, значительно развивает звуковую сторону речи, способствует развитию речевых навыков.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Привлекаю внимание детей к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помогаю им усвоить правильное их написание. Учимся дифференцировать звуки, а использование при этом наглядных средств, дидактических игр, игр с мячом и других методов и приёмов, позволяет не только включить детей в активный познавательный процесс, но и сделать изучаемый материал более доступным для понимания.

7.Обобщение, распространение опыта работы.

- Обобщение опыта на МО учителей начальных классов; выступления на конференциях,

- Открытые занятия в школе и на город.

- Выступления на родительских собраниях

- Статья в журнале «Народное образование» РМ, NS Портал.

Вывод.  Коррекции нарушений письма  – это долгая кропотливая работа учащихся и учителя-логопеда. Систематическая работа обязательно дает плоды. Малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается, письмо улучшается.

Список литературы.

1.Волкова Л.С. Логопедия:Учеб.для студ.дефектол. фак. Пе.высш. учеб.заведений. – М., 2002.

2.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.-М., 1991.

3.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

4.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1997.

Материалы из опыта работы по коррекции акустической дисграфии размещены на сайтах:

https://sc24sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10780/186746/

https://nsportal.ru/olga-anatolevna-denisova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

коррекционная работа по преодолению акустической дисграфии у младших школьников

материал для работы с детьми с акустической дисграфией...

Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Всем  известно,  что  невозможно  получить полноценное образование при несформированном навыке  письма.  Способность  человека  грамотно писать  имее...

Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии"...

«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»

Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Данная статья посвящена перспективному направлению работы логопеда, а именно использование  информационно-коммуникативных технологии (ИКТ) при коррекции дисграфии у младших школьников с ТНР....