Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений письменной речи.
статья по логопедии

Толмачева Анна Викторовна

 

Важным направлением работы логопеда является просветительская деятельность родителей, где в доступной для их понимания форме будет изложена информация о нарушениях письменной речи и о возможности их предупреждения в дошкольном возрасте. Необходимо отметить, что путь профилактики речевых нарушений у будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Основной целью написания рекомендаций для родителей является повышение уровня их компетенции в вопросах профилактики нарушений письма. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolmacheva_a.v._profilaktika_narusheniy_pismennoy_rechi.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Важным направлением работы логопеда является просветительская деятельность родителей, где в доступной для их понимания форме будет изложена информация о нарушениях письменной речи и о возможности их предупреждения в дошкольном возрасте. Необходимо отметить, что путь профилактики речевых нарушений у будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Основной целью написания рекомендаций для родителей является повышение уровня их компетенции в вопросах профилактики нарушений письма. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые

в дальнейшем могут привести к дисграфии (нарушение письменной речи):

-недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;

-дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;

-недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;

-несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;

-недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений письма должна осуществляться в комплексе по различным направлениям. Родителям в письменном или устном  виде предоставляются доступные рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи, которым они самостоятельно смогут следовать и  выполнять со своими детьми перед поступлением в школу.

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений письменной речи.

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все

звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом. Если ваш ребенок говорит абсолютно «чисто», не помешает обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, аквалангист, велосипедист и т.д.

 Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи. Это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:

-произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [л]». Так можно «играть» с любым звуком речи;

-попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [с] (или любой другой звук);

-предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук;

-произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лейка, лапка, моль, мир, мяч, лужа, река, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.);  в конце слова (моль, угол, якорь, мотор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (калина, коляска, корабль, жареный, косилка, косынка);

-предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыка языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий, и могут происходить, например, на прогулке:

1.Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама гладит белье», «Петя пьет вкусный чай», «Папа едет на машине». Назови первое и последнее слово в предложении.

2.Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3.Придумай предложение с маленьким словом «под» (так можно придумывать  с любым предлогом), например: «Гриб растет под березой».

4.Придумай предложение с первым словом "добрый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Добрый...», «Добрый пес ...», «Добрый пес играл...», «Добрый пес играл с ...», «Добрый пес играл с  котенком».

5.Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: водопроводчик, велосипедист, метрополитен и др. Можно использовать любые длинные слова.

6.Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ши-(на), ко-ро-(ва), кар-тош-(ка) и др.

7.Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: звон, кот, крот, тень (слова с

одним слогом); лиса, зима, ручка, урок, лента (слова с двумя слогами); малина, работа, молоко (слова с тремя слогами).

8.Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: урок, аист, очки, ананас, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: стол, пенал, сумка, шкаф и т.д.)

9.Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10.«Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [р] в слове «ракета» (в начале), в слове «карандаш» (в середине), в слове «удар» (в конце)».

11.«Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: о с н (нос), и а л с (лиса), р к т о (крот), о к ш к а (кошка).

Задания для развития зрительно-пространственных представлений:

1.Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать правой рукой левое ухо, левой  рукой правый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

2.На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы

и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около магазина», «Автобус едет слева от девочки», «Цветы растут справа  от дерева» и т.д.

3.«Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

4.«Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5.Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6.«Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7.«Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

1.«Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе.

2.Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3.Собирание мелкого конструктора и мозаики.

4.Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

5.Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

6.Раскрашивание изображений и рисование.

7.Лепка из пластилина и глины.

8.Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9.Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

10.Вышивание.

Список литературы:

1.Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего

школьного возраста. –М.: АСТ:Астрель, 2009.

2.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.–СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

3.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. –М.: АРКТИ, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников

Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Основной целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений письменной речи у будущих первоклассников»

В статье раскрыта роль профилактики нарушений писмьенной речи у будущих первоклассников....