Статья «Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников»
статья по логопедии

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова М.А.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 342

Статья

«Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников»

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

            Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, и самое главное - осознание читаемого текста. Вместо «Мишина машина» ученик читает «мыши на машине», что приводит к непониманию прочитанного.

            Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

        Цель речевой разминки:

привить учащимся определенную культуру пользования речевым аппаратом, и воспитать у учеников чувство ответственности за произносительную сторону речи.

Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Задачи речевой разминки:

  • совершенствование четкости произношения;
  • развитие дикции, правильного дыхания;
  • установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов («что вижу, то и читаю»);
  • дифференциация сходных единиц чтения (сходных звуков по артикуляции);
  • накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;
  • слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;
  • совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.

Кроме этого, речевые разминки помогают преодолевать младшим школьникам неуверенность в своих возможностях. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения («Подышим, подышим...»), так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.

Примеры упражнений:

Делаем вдох носом и произносим на выдохе.

  •   Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
  •  «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

  •  «Транспорт»: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.
  •  «Посчитайте от 1 до 10» с постепенным увеличением (замедлением) темпа.
  • «Ножницы» – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».

Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения («Разомнем язычок»), цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении. Примеры артикуляционных упражнений Вам подскажем школьный логопед. В литературе для родителей Вы тоже можете найти различные артикуляционные комплексы.

На третьем этапе речевой разминки, его иногда называют «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.

            Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

            ла – ра                          ма – мя            дом - том

            ло – ро            мо – ме           Дима - Тима

            лу – ру             му – мю          кадушка – катушка

  1. Чтение слогов по подобию:

            а          о          у

            ма        мо       му

            са        со        су

            ла        ло        лу

            Предлагая эти упражнения, мы обращаем внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

            сом                 Маша              шапка

            лом                 Даша              лапка

            ком                 Паша              папка

            В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

  1. Чтение слогов и слов с подготовкой:

            о – то – сто – стол                с – то – сто – ит

            у – ту – сту – стул                с – та – ста – ли

            а – ра – вра – враг                с – ня – сня – ли

            Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.

  1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:

            кто – кот        следы – слезы           мука – муха               лыжи – ложись

  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

            лес – лесок                            шел – пошел

            трава – травка                       нырял – нырнул

            решила – решала                  увидел – увиделся

  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

            прошел                      увял

            проделал                    увел

            просмотрел                увез

            Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.

На четвертом этапе, в литературе можно встретить название «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания чистоговорок и скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов.

Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.

           Чтение скороговорок, двустиший:

            Был у бабушки баран

            Бил он бойко в барабан.

 

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

 

Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

И другие.

 

            Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

Параллельно с отработкой правильности чтения слов речевая разминка может способствовать накоплению словарного запаса, уточнению значений малознакомых и редко встречающихся слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения младших школьников

Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...

Статья «Пути совершенствования техники чтения»

В статье рассказывается о том, как добиться хороших результатов  по совершенствованию техники чтения....

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

совершенствование техники чтения и развитие речи учащихся

3вуковая разминка1. Артикуляция.Гласные: а, о, у, ы, и, з.Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиз, аиуоэ.Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.2. Слова, трудные для произ...

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....