Развитие устной речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья - единая цель для специалистов ДОУ и ОУ
статья по логопедии

Барсукова Елена Арсентьевна

Как избежать дисграфии и дислексии в школе? Как связаны речь и интеллект? Зачем идти в логопедический детский сад?  Эта статья поможет посмотреть на развитие устной речи в дошкольном возрасте как на важнейший источник дальнейшего развития и становления ребенка, ответить на частые родительские вопросы, еще раз убедиться в том, что именно благодаря речи идет интеллектуальное становление и взросление ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ustnaya_rech_barsukova.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Барсукова Елена Арсентьевна,

Учитель, учитель-логопед, высшая кв.категория

ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга

Развитие устной речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья - единая цель для специалистов ДОУ и ОУ

Устная речь  наравне с внешностью является визитной карточкой любого человека. Коммуникация начинается с обмена взглядами и первыми репликами между собеседниками. Часто говорят, что первое впечатление самое сильное, самое верное. В современном мире все происходит стремительно, порой нескольких фраз достаточно, чтобы сложилось мнение о собеседнике.

Устную речь формирует речевая среда. Все мы знаем, что усваивается речь по подражанию. Поэтому наиважнейший период – ранее детство. От того, какие образцы нормативной речи получал ребенок, зависит его речевое развитие в целом.  Мы понимаем, что это речевая среда семьи и детского сада. Продолжает совершенствоваться устная речь и в дальнейшем, особенно с освоением навыков чтения и письма. Младший школьник  получает больше речевых эталонов из художественных текстов, делает первые попытки выражать мысли в самостоятельной письменной речи.

При кажущейся простоте устная речь имеет довольно сложные механизмы. Речевое высказывание, прежде чем превратиться в фразу, проходит несколько стадий своего развития и требует участия многих психических функций. Принято выделять экспрессивную (устную) и импрессивную ( внутреннюю) речь. Рассмотрим модель движения от мысли к слову, которую первым среди ученых создал Лев Семенович Выготский:

  1. Мотив (Появляется потребность передать информацию, побудить к действию, задать вопрос)
  2. Мысль  Мысль рождается в схемах, планах. Наиболее субъективная стадия, т.к. связана с мышлением и жизненным опытом данного человека.

Первый и второй этапы относятся к доязыковому периоду. Здесь принимает участие и эмоционально-волевая сфера и наиважнейшим психическим процессом является мышление.

       3. Внутренняя речь Основное содержание этого этапа - «диалог мысли и слова». Этот этап охватывает 2 фазы построения высказывания:

- фаза перехода от мысли к плану внутренней речи;

- фаза перехода от плана внутренней речи к семантическому плану.

      4. Семантический план (опосредование в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису). Поиск слов для передачи значения.

      5. Внешняя речь (словесное синтаксирование).

Синтаксирование может быть смысловым (психологическим) и фазическим. Смысловое синтаксирование связано с правилами смыслового развертывания. В речи выделяется смысловым или логическим ударением. Фазическое синтаксирование связано с правилами того или иного языка, которым владеет говорящий. Сюда входит моторная (кинетическая) программа речи. Органы артикуляции занимают нужное положение.

 Позже многие ученые создавали подобные модели  речевого высказывания и к этапу уже непосредственно говорения добавился этап слухо-речевого контроля. На этом этапе говорящий может вносить коррективы в свой речевой замысел уже в ходе звучания высказывания.

Зная этапы формирования речевого высказывания специалисты могут легко сформулировать предпосылки для успешного формирования устной речи у ребенка. Многие виды логопедической диагностики сводятся к базовым критериям оценки сформированности устной речи. Наряду с  правильным звукопроизношением, объемом словарного запаса, грамматическим оформлением высказывания важную роль играет такой показатель, как умение правильно строить высказывание в соответствии с задачей речи. Эта способность говорит о том, что ребенка в состоянии понять окружающие, что его высказывание, а значит его мысли, дойдут до других людей, коммуникация будет успешной. Так на первый план выступает коммуникативная функция речи.

Если вспомнить слова Льва Семеновича Выготского о том, что речь – основа мышления, то мы придем к выводу, что наряду с коммуникативной функцией она выполняет и познавательную функцию, а также участвует в процессе обработки полученной информации. По Выготскому, мысль рождается из некоторого конфликта, решает какую-то задачу (как выразить ту или иную мысль). «Мысль не выражается в слове, а совершается в слове».

Обо всем этом редко задумываются родители, возможно даже недооценивают важность развития устной речи ребенка для формирования познавательной сферы в целом, для развития вербального интеллекта их ребенка. Зато такую цель обязательно ставит перед собой дошкольное образовательное учреждение. Наиболее продуктивно строится работа в специальных логопедических детских садах. Если говорить о развитии устной речи там, то нужно представить многообразную систему работы сразу нескольких специалистов с каждым ребенком. Ведущим специалистом является безусловно логопед. Он проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Каждый ребенок ежедневно получает помощь логопеда в разной форме. Логопед взаимодействует с воспитателем группы и рекомендует лексическую тему на неделю, а также задания и игры по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и связного высказывания. Для осуществления связи с родителями проводятся еженедельные индивидуальные консультации. Так же существует тетрадь обратной связи логопеда и родителей, в которую заносят рекомендуемые для занятий дома упражнения. Логопед принимает участие в подготовке детей к праздникам и выступлениям, подбирает материал, соответствующий речевому развитию. Нередко логопед работает в тесной связи с учителем-дефектологом и педагогом-психологом, что позволяет достигать общих целей разными средствами.

При такой усиленной работе над совершенствованием устной речи параллельно решается еще одна не менее важная задача – подготовка к освоению письменной речи в школе. Одним из речевых умений необходимых для этого является способность к фонематическому и языковому анализу. Подразумевается умение определять наличие звука в слове, его позицию в слове, последовательность звуков в слове. Без этого умения формирование навыка письма и чтения будет затруднено, в судьбе ребенка появятся слова «дисграфия» и «дислексия» - стойкие специфические нарушения письма и чтения. Сегодня письменная речь нужна не только на уроках русского языка, для чтения книг, или чтобы написать сочинение на экзамене. Если мы оглянемся вокруг, то увидим людей, которые общаются в переписке, живого общения становится все меньше. Сегодня человек сталкивается с огромными объемами текстовой информации, которую он должен быстро проанализировать, выделить существенное, сравнить с прочитанным ранее. А это значит, что дискомфорт ребенка  с нарушениями письменной речи - дисграфией и дислексией только усиливается.

Характер этих специфических нарушений может быть разным в зависимости от того, какой компонент устной речи либо неречевых психических функций был недостаточно сформирован у дошкольника. Стоит помнить, что предпосылками успешного овладения письменной речью являются правильное звукопроизношение, фонематический слух (различение близких по звучанию фонем языка), способность к языковому анализу и синтезу (количественному и позиционному) на уровне звука, слога, слова и предложения. Эти умения относятся к речевым. Неречевые умения также важны для овладения навыком письма. Это все то, что в дальнейшем поможет сложиться звуко-буквенным связям, усвоить зрительный образ буквы и ее положение на строке, в пространстве. Сюда относится зрительное внимание и память, зрительно-пространственные ориентировки (на листе, в схеме тела, в пространстве), зрительно-моторная и слухо-моторная координация, способность к самоконтролю и саморегуляции. Все эти базовые умения и способности безусловно являются задачами педагогического воздействия в дошкольном учреждении. Об этом не стоит забывать родителям, которые начинают учить читать своих детей без должной подготовки, начиная сразу с азбуки и букваря. Так перед педагогом как школы, так и детского сада встает еще одна важная задача – просветительская. Родители детей нуждаются в консультативной помощи, в доступных и понятных материалах о развитии их ребенка. Это позволит им избежать множества ошибок при выборе образовательного маршрута для их ребенка.

В заключении хочется сказать, что грамотная красивая речь - это ключ к многим дверям. От педагогов и родителей зависит, сколько из них окажутся запертыми, а сколько ребенок сможет распахнуть перед собой, шагая по жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» для детей 7 - 9 лет

Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения.  Программа строится в...

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)

«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....

Статья по теме:"Оптимальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования, в том числе и детям ...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), имеющих ЗПР.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР),   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной ко...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья,   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной коррекци...