Как хорошо уметь читать
консультация по логопедии (1 класс)

Корепанова Светлана Валериевна

В косультации раскрываются вопросы чтения, как сложного психофизиологического процесса, в котором принимают участие различные анализаторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать»

Чтение - это одна из разновидностей речи (письменная).

  • Научившись читать, ребенок  развивает свою речь.
  • Читая и запоминая новые слова, ребенок увеличивает словарный запас.
  • Чтение помогает  запомнить правильность  построения предложений, и ребенок сам начинает строить свою речь правильно.
  • многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок  запоминает его начертание, это поможет ему в будущем правильно писать.
  • Чтение - это новый вид получения информации, теперь ребенок может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Чтение -  это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Этот процесс является сложным умственным трудом. На этом этапе ученик тратит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий.

Чтение – это навык, который нужно сформировать и автоматизировать.

Процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Как сложный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций:

1)  опознание буквы в ее связи с фонемой;

2)  слияние двух букв в слог;

3)  слияние нескольких слогов в слово;

4)  слияние  нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая.

В техническую сторону чтения включены:

способ чтения (побуквенный, послоговой, смешанный - слог + слово,  целыми словами);

темп;

правильность.

В смысловую сторону включены:

понимание прочитанного;

  • выразительность.

Техническая сторона чтения.

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные.

Некоторые читают слогами, другие по слогам и целыми словами, третьи целыми словами, четвертые – обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов. И чем несовершеннее метод, тем медленнее читает ребенок. Если ребенок читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой.

Образно навык чтения можно  представить в виде лесенки, по которой поднимаются дети.

Дети  по - разному справляются с этой задачей, кто – пробегает их быстро, а кто -  то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке.

1 этап – слоговое чтение

Для усвоения слитного чтения слогов ребенок должен соотнести букву с определенным звуком, т.е. ребенок должен знать все буквы и называть их без запинки. Кроме того, нужно убедиться, что ребенок правильно называет звуки. Умение правильно называть звуки поможет быстро сливать звуки в слоги и слова. Грубой ошибкой считается, когда ребенок сливает слоги: Пэ-А, Пэ-А. К сожалению, эта ошибка часто присутствует у дошкольников (побуквенное чтение). Таким образом, на 1 этапе первоклассник видит букву, переводит ее в звук, произносит его протяжно, в то же время переводит в звук следующую букву и произносит ее, стараясь не делать паузы между двумя звуками, и происходит чудо -  получается слог. Чем лучше ребенок знает буквы, умеет произносить звук, быстро переключается с одного звука на другой, тем легче будет протекать процесс чтения.

Если ребенок нетвердо знает буквы, то он может делать ошибки в виде замен букв, имеющих одинаковые элементы.

Бывают замены, когда ребенок слабо различает не буквы, а звуки. Тогда появляются замены  звуков, сходных по звучанию. Бывают замены, связанные с неправильной артикуляцией отдельных звуков. Все эти проблемы встречаются только на первом этапе.  Но есть еще одна проблема – низкий самоконтроль.

Обычно – это беда шустрых, невнимательных детей. Поэтому они часто пропускают слоги, переставляют буквы, перескакивают через строчку.

Этапы овладения чтением

БУКВЫ (Г, С )

Слоги

Слова

1.СГ, ГС (ма, ри, ут) 

1. СГСГ и ГССГ (мо-ре, иг-ра). СГСГСГ(со-ро-ка) 

2. СГС (тол, пои, сын) 

2. СГС (сон, конь, пень) СГСГС, СГССГ (доч-ка, му-сор) СГСГСГС (ко-ро-бок) 

3. ССГ, ГСС, Г (пре, утр, пти, 

ГСС, СССГ

взры...) 

З.ССГС, СГСС, СССГС... (стол, серп, взрыв...) ССГССГСГ (квар-ти-ра) СГССГССГ (сол-ныш-ко) 

Слова сложной структуры

2 этап

Чтение по слогам и целым словом.

Этот способ чтения является для ребенка достаточно сложным, так как он должен совершить сразу несколько действий:

  • прочитать последовательно слоги, входящие в состав слова;
  • объединить их в слово;
  • понять его значение;
  • постараться читать так, как оно произносится, а не так, как пишется.

Как правило, ошибки на этом этапе возникают из-за того, что ребенка начинают подгонять, чтобы увеличить скорость, или требуют читать целым словом. Если ребенок не готов выполнить эти требования, он начинает читать быстро, но с ошибками, или читать еще медленнее, повторяя слово дважды, сначала про себя по слогам, а потом вслух целиком. Могут возникать пропуски, перестановки, замены букв, ошибки в окончании слов. Здесь нужно снизить темп чтения.

3 этап

Чтение целым словом и по слогам

Здесь ребенок читает слова целиком и лишь отдельные слова по слогам. У ребенка появляется способность увидеть слово целиком.

 Чтение становится плавным, не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

Скорость чтения

Ориентировочные показатели темпа (скорости) чтения учащихся начальных классов.

1 класс – 26-30 слов в минуту

2 класс – 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия)

             - 40-60 слов в минуту (в конце второго полугодия)

3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия)

             - 66-76 слов в минуту (в конце второго полугодия)

4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия)

  • 86-96 слов в минуту (в конце второго полугодия)

Правильность чтения

Это чтение без ошибок: пропусков, замен и искажений букв, слогов, окончаний.

На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слога, ребенок делает паузу перед прочтением слога.  В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Могут обнаружиться ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Эти ошибки обусловлены невнимательностью, непоследовательным движением глаз. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад.

Осознанность

Обучая ребенка читать, мы обращаем его внимание на понимание прочитанного, ведь ребенок учится читать, чтобы узнавать что – то новое.

Понимание прочитанного подразумевает понимание ребенком значения всех слов  в тексте. Это требует от него определенного словарного запаса, уяснения смысловой связи в предложении и между предложениями. То есть понимание текста зависит от уровня развития речи.

Это обоюдный процесс - чем больше ребенок читает, тем лучше развивается его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание прочитанного.

Особую роль в понимании содержания текста играет выразительность.  Дети очень любят, когда книги читаются эмоционально, с яркими интонационными акцентами. Выразительность является одним из компонентов навыка чтения и научиться читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы все другие стороны чтения – способ чтения, темп, правильность, понимание уже были сформированы, т.е. техника чтения должна быть автоматизирована.

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...