Как преодолеть трудности в обучении чтению
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Корепанова Светлана Валериевна

В презентации раскрываются вопросы чтения, как сложного психофизиологического процесса, в котором участвуют различные анализаторы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как преодолеть трудности в обучении письму Учитель – логопед Корепанова Светлана Валериевна

Слайд 2

Что такое письменная речь? Письмо - это сложный психофизиологический про­цесс. В его акте принимают участие зрительный, рече -двигательный, речеслуховой и двигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Этот процесс является сложным умственным трудом, требует от школьника много времени и усилий на осознание выполняемых им действий. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы передать устную речь с помощью письменных знаков – букв, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи, строго сохраняя их последовательность в слове.

Слайд 3

Условия формирования навыка письма Обязательным условием должно быть чёткое и правильное произношение Вашим ребёнком всех звуков речи. Если ребенок не произносит какой-либо звук, то следует его поставить у логопеда , иначе на письме ребенок будет допускать ошибки именно с этой буквой. (например, ребенок в речи заменяет звук [р] артикуляторно более простым звуком [л] и пишет вместо рыба — « лыба »).

Слайд 4

Условия формирования навыка письма Необходимо знакомить ребенка не только с буквами, но и со звуками. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим. Навык письма у ребенка будет формироваться только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности, определять количество и место звуков в слове (начало, середина, конец слова).

Слайд 5

Условия формирования навыка письма Письмо подразумевает понимание ребенком значения слова, которое ему надо написать. Это требует от него определенного словарного запаса, понимания смысловой связи в предложении и между предложениями. Письменная речь зависит от уровня развития устной речи. Обратите внимание, как ребенок пересказывает, составляет рассказ, есть ли ошибки в построении фраз, нарушается ли грамматическая связь слов.

Слайд 6

Условия формирования навыка письма В процесс письма включен двигательный анализатор, поэтому большое значение имеет развитие общей моторики, которая влияет на общую физическую выносливость во время письма, поддержания рабочей позы, развитие мышц пишущей руки, мышц предплечья, запястья и пальцев.

Слайд 7

Несформированность зрительно – пространственных представлений Огромное значение в процессе письма имеет сформированность зрительно – пространственных представлений о форме и величине предметов и об их расположе­нии в пространстве, по отношению друг к другу, представлений «право- лево».

Слайд 8

Операции письма психологический уровень Мотив – (зачем, с какой целью я буду писать?) Замысел (о чем я буду писать?) Регуляция деятельности – как я пишу (быстро или медленно, красивым почерком или некрасивым) Осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Слайд 9

Операции письма технический уровень Возникает вопрос «как писать?» Анализ предложения - каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова. Анализ звукового состава слова - определение последовательности звуков в слове. Перевод фонем в графемы - соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть дифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Перевод графем (букв) в кинемы - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. Зрительный контроль, чтение написанного.

Слайд 10

Виды ошибок 1 . Ошибки, связанные с фонематическим восприятием. замены букв, обозначающих звуки близкие по акустико – артикуляционным признакам. Звонкие и глухие парные согласные : « тавно », « медет », « кослик », « зказка », « попеда », « бодарил », « шдёт », « жумно », « собага », уколок », « портвель », « фьюга ». Свистящие и шипящие: « шиски », « шажали », « привежли », « нещёт », « сенок ». Сонорные: « хородный », « крюч », « лабота ». Аффрикаты: « стущал », « роча », « сквореч », « процитал », « утитель », « куриса », « пцицы ». Заднеязычные: « черёмука », « когоз », « гороговый ». Гласные: о – у: « рочей », « голобь », « дедошка ». ё – ю : « клёква », « тюплый », « салёт », « лёбит ».

Слайд 11

Виды ошибок 2 . Ошибки, связанные с фонематическим анализом и синтезом: пропуски, добавления и перестановки букв и слогов, замены слов по звуковому сходству. Пропуски букв, обозначающих гласные звуки (огороде – “ огорде ”, молодой – “ малдой ”, кисель – “ кисл ”). Пропуски букв, обозначающих согласные звуки (дыню – “ дыю ”, страна – “стана”). Пропуски слогов ( кродил , электровозы – “ электрозы ”, колокольчики – “ колкочи ”). Вставки букв: девочка – “ девочика ”, дружно – “ дуружно ”, гуляем – “ гулямем ”. Вставки слогов -« бабабушка » (бабушка), « клюкиква » (клюква); Перестановки букв и слогов - « онко » (окно), « звял » (взял), « пеперисал » (переписал); Персеверации букв и слогов - когда вместо нужной буквы или слога ребенок воспроизводит уже написанную букву или слог (магазин – “ магазим ”, за машиной – “за зашиной ”). Антиципации букв и слогов – такое написание слова, когда буква или слог заменяется последующей буквой или слогом: на деревьях – “на девевьях ”, под крышей – “ дод крышей»

Слайд 12

Виды ошибок 3 . Ошибки, связанные с анализом структуры текста: отсутствие границ предложения, слитное написание предложений, написание каждого предложения с новой строки. «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»; 4 . Ошибки, связанные с анализом структуры предложения : слитное написание слов, деление, пропуск слов. слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), « виситнастне » (висит на стене), « у стала» (устала); слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - « вкармане », «при летели», «в зела» (взяла), « подороге ». 5. Ошибки, связанные с лексико - грамматической стороной речи: аграмматизмы «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями.

Слайд 13

Виды ошибок 6 . Графические ошибки букв – смешения букв, вызванные оптическим либо кинетическим сходством. Оптически смешиваются буквы: с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д Кинетически смешиваются буквы: о-а, б-д, и-у, У – Ч, п-т, П – Т, л-м, Л – М, х-ж, ч-ъ, Г – Р, н-ю, и-ш, л-я, Н – К. В указанных смешениях обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Примеры смешений букв по кинетическому сходству: о-а - « б о нт », « ур а ки », « гл о зки » б-д – « лю д ит », « ры д оловы », « у б ача » и-у – « пр у рода », « м и ха », « кук и шка » т-п – « с т асли », « с п анция », « с т ешил » Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.

Слайд 14

Формирование навыка письма В формировании навыка письма можно выделить три основных этапа: первый - аналитический, включающий овладение основ­ными элементами действия, очень медлен­ное, поэлементное выполнение каждого действия. Каждый элемент буквы выполняется раздельно; Делается пауза между отдельными элементами действия. Пауза необходима для оценки того элемента дей­ствия, который уже выполнен, и для про­граммирования следующего действия. второй - синтетический - объединение отдельных элементов в целост­ное действие, связность в письме букв. третий - автоматизация - сформированное целостное действие, выпол­няемое без фиксированного внимания на отдельных элементах.

Слайд 15

Звуко -буквенный анализ В школе дети овладевают наиболее сложной формой фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Формирование фонематического анализа проводится одновременно с письмом. Желательно, чтобы ученик писал под контролем взрослого, проговаривающего вместе с ребенком то, что он пишет. Слова для фонематического анализа необходимо подбирать по принципу «от простого к сложному».

Слайд 16

Звуко – буквенный анализ слов Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, на первом ( кот ), на втором ( окно ), на третьем месте ( мак ). Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па - пар, пары, парад, паруса; ко— кот, козы, кошка, корова. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками ( дом, дым, рак, мак ), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка). Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово.

Слайд 17

Звуко – буквенный анализ слов Добавлять звук в начале слова. Например: рот— крот, мех- смех, челка — пчелка, Оля — Коля, Аня — Ваня, осы — косы, луг—плуг, игры—тигры, дочка—удочка, еда—беда, пушка — опушка; Добавлять звук в конце слова. Например: бок — бокс, вол — волк, пар — парк, пол — полк, стол — столб, лис — лист; Изменять один звук слова (цепочка слов): сом—сок—сук-суп—сух—сох—сор—сыр—сын—сон; коса—роса—роза—Рома— рама—мама—Маша—Саша—каша; Переставлять звуки: пила — липа карп — парк кот —кто палка — лапка гора — рога дар — рад кукла — кулак рыбак — рыбка мода — дома волос—слово ручка —круча Мара —рама Составить из букв слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира).

Слайд 18

Звуко – буквенный анализ слов

Слайд 19

Фонематическое восприятие Сравнение звуков по артикуляции и звучанию ( сходство и различие). Сравнение артикуляционных профилей (графическое изображение звуков). Анализ слогов, в которых есть заданные звуки (сначала открытые слоги с одинаковым гласным: та-да, да-та-да; далее — открытые слоги с разными гласными: ты-да, ту-до- ды ; после этого — закрытые слоги: дот, дут…); Работа с парными картинками.

Слайд 20

Фонематическое восприятие Добавить пропущенные буквы п и б. б - ыль , …ой, …ил, за… ирать . п Игра «Отгадай слово». Какую профессию я загадала, если в ее названии слышится звук ш (штукатур), звук ж (художник). Игра «Кто больше?» Необходимо придумать как можно больше слов, начинающихся на буквы В, Ф, сразу оба звука. Добавить пропущенный слог ба или па. ры -, Лю -, сдо -, -ран, - зар , тро -, ли-, -латка, - лец , -рус, - бушка . Читать слоги, слова, словосочетания, предложения и тексты, насыщенные изучаемыми буквами, четко произносить при чтении соответствующие звуки.

Слайд 21

Оптические ошибки написания букв Если ребенок затрудняется в зрительном различении букв, то работу с ним надо начинать не с букв, а с более простых зрительных задач. Например, сравнить парные картинки с изображением одно и того же предмета, но с изменением некоторых деталей.

Слайд 22

Оптические ошибки написания букв Также необходимо проведение специальной работы по уяснению пространственных отношений «верх» - «низ», «вверху» - «внизу», «выше» - «ниже», «справа» - «слева». «Какие фигуры находятся вверху от прямоугольника? А какие внизу? Какие справа? Какие слева? Где находится квадрат? А где находится треугольник?»

Слайд 23

Оптические ошибки написания букв Сравнение двух смешиваемых букв с описанием имеющихся между ними различий. Например, у буквы и два кручочка , у буквы ш – три; у буквы р – палочка длинная, а у п – короткая; у бувы в петелька направлена вверх, а у д – вниз. Конструирование (складывание букв из элементов). Реконструирование букв (переделка одной буквы в другую. «Что нужно сделать, чтобы из буквы ы получилась буква з ?»

Слайд 24

Оптические ошибки написания букв «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов. Узнавание букв. Нахождение спрятавшихся букв.

Слайд 25

Зеркальное письмо Начинать работу надо с четкой дифференциации правой и левой руки. Затем учим ориентироваться в собственном теле (находить правое ухо, левый глаз и т.д.). Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой руки. Затем учим определять местонахождение предметов по отношению друг к другу (тетрадь справа от ручки). И только после этого ребенок сможет понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку или овал.

Слайд 26

Зеркальное письмо Для выявления зеркальности можно использовать рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы. Предложите ребенку показать правильно написанную букву; Расскажите, как можно «переделать» зеркальную букву в правильную. Зачеркните все зеркально написанные буквы; Переведите все правильно написанные буквы из печатного шрифта в рукописный.

Слайд 27

Зеркальное письмо В русском языке существую 11 букв, которые полностью симметричны, в силу чего их невозможно написать «зеркально» : А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш . Ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв приписываются справа. Это относится к буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Таким образом, ребенку остается только запомнить лишь 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: З, Л, У, Ч, Э, Я, И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей реб...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей реб...

"Как преодолеть трудности при обучении чтению"

Презентация может быть использована при проведении родительского собрания в 1-2 классе...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Как повысить технику чтения...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

упражнения, заданияпредназначено для учащихся 1-4 классов...

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.Чтобы преодолеть ошиб...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

  При обучении чтению могут возникнуть проблемы  ? Несколько советов помогут справиться с ними....