Как преодолеть трудности в обучении письму
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Корепанова Светлана Валериевна

В презентации раскрываются вопросы: что такое письменная речь, операции письма, условия формирования навыка письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как преодолеть трудности в обучении чтению Учитель – логопед Корепанова Светлана Валериевна

Слайд 2

Значение чтения Научившись читать, ребенок развивает свою речь. Читая и запоминая новые слова, ребенок увеличивает словарный запас. Ребенок запоминает правильность построения предложений и сам начинает строить свою речь правильно, то есть развивается связная речь. Многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок запоминает его, это поможет ему в будущем грамотно писать. Чтение - это новый вид получения информации , теперь ребенок может самостоятельно узнавать интересующие его сведения. С помощью книги ребенок получает эмоциональную поддержку , когда книга становится другом.

Слайд 3

Когда можно начинать учить ребенка читать? Можно начинать знакомить ребенка с буквами с 4 лет, тесно связав обучение с ведущим видом деятельности – игрой. В 6 – 7 лет у ребенка уже возникает потребность научиться читать, ему интересен процесс чтения – возникновения из букв – слова. Если же интереса нет (при условии нормального развития), то, скорее всего, взрослые в этой семье книги не читают. Постарайтесь стать для ребёнка примером. Откажитесь от телевизора и гаджетов в пользу книги.

Слайд 4

Условия формирования навыка чтения Обязательным условием в начале обучения должно быть чёткое и правильное произношение Вашим ребёнком всех звуков речи. Если у ребенка нарушено произношение каких-либо звуков, то следует их поставить у логопеда , иначе при чтении у ребенка произойдет закрепление нарушенных звуков и фонематического слуха.

Слайд 5

Условия формирования навыка чтения В начале обучения, в первую очередь, ребенка надо познакомить со звуками, а не буквами . Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим. Многие родители делают ошибку, начинают сначала учить буквы. Знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения.

Слайд 6

Условия формирования навыка чтения Навык чтения у ребенка будет формироваться только после овладения навыком звукового и слогового анализа и синтеза слогов слов, предложений. Ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности, определять количество и место звуков в слове (начало, середина, конец слова).

Слайд 7

Первый этап обучения чтению – знакомство с гласными звуками и буквами Начинаем с ряда гласных звуков ( А, У, О, Ы, И) Выделяем звук из ряда других звуков, слогов, слов, в предложениях. Игры со звуками: Хлопни, если услышишь звук А (ау, уа , иуа , ауэи ), в словах (аист, луна, астра, Аня, река), в предложениях, небольших стихах. Выделяем звук в слове глядя на картинку (луна, шар, лиса, бант). Добавь в слово звук а (спин…, лун…, мух…, рук…, …. ист , …. пельсин ). Добавь в предложение слово со звуком а (на полке стоит …(кукла, ваза). Девочку зовут (Маша).

Слайд 9

Первый этап обучения чтению – знакомство с гласными звуками и буквами Затем знакомим с буквой. Рисуем ее, выкладываем из палочек, мозаики, лепим. Когда познакомили с двумя гласными буквами - попробуйте сложить буквы вместе. Спросите, на что похоже прочитанное (АУ – Маша заблудилась в лесу, ИА – так кричит ослик).

Слайд 10

Знакомство с согласными звуками и буквами Начинаем знакомить с согласными звуками Т, П, М, Н, К, С. Начинаем с тех звуков, которые ребенок правильно произносит. Даем характеристику звука, что это согласный звук, может быть твердым или мягким, звонким, глухим. Работаем по той же схеме, что и с гласными звуками.

Слайд 11

Знакомство с согласными звуками и буквами Игры со звуками: находим звук среди других звуков ( т,п,н,м,т,т,к ), слогов. Повторение цепочки слогов (то-то-ту, ту-та-ту, та-та-то, ты-ты-ту, ту-та-ты) Выделяем звук в словах на слух (самолет, ракета, танк). Определяем место звука в слове (начало, середина, конец). Раскладываем картинки в три группы, когда звук стоит в начале слова, середине и конце слова. Знакомим с буквой. Рисуем ее, выкладываем из палочек, мозаики, лепим.

Слайд 12

Звуковой анализ и синтез слогов сначала открытых слогов, затем закрытых (закрытые: ом, ан, открытые – сы , но) Например, слог ат . Спрашиваем, какой первый звук в слоге, какой это звук? какой второй? Какой это звук? Сколько всего звуков? Произнеси этот слог. Составь слог из букв. Прочитай, что получилось?

Слайд 13

Слоговое чтение При знакомстве с буквами не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: тэ, пэ. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК». Правильное чтение - это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Слайд 14

Слоговое чтение Чтобы читать по слогам было проще, можно использовать кубики со слогами, слоговые таблицы.

Слайд 15

Слоговые таблицы

Слайд 16

Чтение слова Перед чтением слов по слогам необходимо поупражняться в разделении слов на слоги: Выделение первого и второго слогов в двусложном слове с открытыми слогами. Добавление второго слога в слове. Придумывание ребенком слов в два слога.

Слайд 17

Слоговой анализ Разделите по слогам, одновременно хлопая в ладоши. ма — ма Ма — ша Ле — на ле — то па — па Ди — на Назовите первый и второй слоги. кино кони ноги маки Миша раки рама косы

Слайд 18

Слоговой анализ Добавь слог: ра .. Са .. ку.. ла.. во.. но.. шу.. Во… Придумайте сами слова в два слога. Затем переходим к делению на слоги двусложных слов, имеющих в своем составе три звука (о — сы , И— ра ).

Слайд 19

Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши. И — ра у — сы о — сы и — ва у — хо О — ля Прочитайте эти слова и разделите на слоги. ура оса Аня имя Ася Аля Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги. уши это бои ухо эхо она

Слайд 20

Слова в один слог дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги (до-м, ша -р, со-м). Закрепление этого поня тия дается на картинках. Ученик сам называет картинку и гово рит, можно ли разделить слово на слоги. Объясняйте так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово», отделяйте чёрточкой последнюю букву.

Слайд 21

Назовите картинку и скажите, из скольких слогов состоит каждое слово.

Слайд 22

От анализа двусложных слов тут же переходим к чтению двусложных слов, которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется. — ша ма — ки — ма

Слайд 23

Складывание слов из слогов - карточек Тарас — Та рас тулуп — ту луп капли — кап ли кукла — кук ла горшок гор шок столик сто лик мостик — мос тик кустик — кус тик листик — лис тик старик — ста рик хлопок — хло пок кошка кош ка

Слайд 25

ма па У ша ши ра та ла на Выбирайте слоги и составляйте из них слова. Образец. Маша, лапа, ура, уши, рама, наши. Образец. Вата, парта, нора, ворона, воробей, яма, Юра. во на ра ва та РО пар я ли ю бей ца но У се ма

Слайд 26

Затем подводим ученика к самостоятельному делению слов на слоги, в предложениях, стихах и в рассказах. Добавление слога в слове; Нахождение из стихов слов в один, два, три и четыре слога.

Слайд 27

Чтение предложений в два, три, четыре слога сорока ворона собака машины вагоны молоко лошади сухари заводы Де- ти ре- ша -ли за-да- чи . Ма-ма ку-пи-ла су-ха- ри . Ду-ся ку- ша - ет ма -ли-ну. Па-па чи -та- ет га- зе -ту. На- ша ро - ди -на бо -га-та. Ни-на ку-пи-ла яб-ло-ки .

Слайд 28

Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги Девочка пасла корову. Корова щипала траву. Наступило жаркое лето. Дети много купаются. В лесу кукует кукушка. В саду поёт соловей. Наташа купила арбуз. Она любит арбузы. Дети жили в лагере. Там было весело. Туристы сидели у костра. Они пели песни.

Слайд 29

Понимание прочитанного Когда ребенок будет медленно, но верно читать по слогам, начинайте интересоваться, о чём же он там читает. Часто бывает, что ребенок не понимает какое слово прочитал. Всё потому, что чтение — невероятно сложный процесс . Ребёнок полностью сосредоточен на том, чтобы вспомнить букву, слог. До смысла он просто не добирается. Задайте наводящие вопросы, попросите его прочитать предложение ещё раз. Понимание прочитанного подразумевает понимание ребенком значения всех слов в тексте. Это требует от него определенного словарного запаса, уяснения смысловой связи в предложении и между предложениями. То есть понимание текста зависит от уровня развития речи. Это обоюдный процесс - чем больше ребенок читает, тем лучше развивается его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание прочитанного.

Слайд 30

Правильность чтения Это чтение без ошибок: пропусков, замен и искажений букв, слогов, окончаний. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слога, ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве и может делать ошибки в виде замен букв, имеющих одинаковые элементы. Бывают замены, когда ребенок слабо различает не буквы, а звуки. Тогда появляются замены звуков, сходных по звучанию. Бывают замены, связанные с неправильной артикуляцией отдельных звуков.

Слайд 31

Ошибки при чтении: Могут обнаружиться ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Эти ошибки обусловлены невнимательностью, непоследовательным движением глаз. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Обычно – это беда шустрых, невнимательных детей. На этапе чтения слов могут возникать ошибки из-за того, что ребенка начинают подгонять, чтобы увеличить скорость, или требуют читать целым словом. Если ребенок не готов выполнить эти требования, он начинает читать быстро, но с ошибками, или читать еще медленнее, повторяя слово дважды, сначала про себя по слогам, а потом вслух целиком. Могут возникать пропуски, перестановки, замены букв, ошибки в окончании слов. Здесь нужно снизить темп чтения.

Слайд 32

Ошибки при чтении: Также проблемы с пониманием могут возникнуть, если ребёнок не узнаёт слово. Например «гвоздь» мы произносим как « гвосьть », «дуб» — « дуп ». Дети часто не узнают слова, в которых согласные «оглушаются» в середине или в конце. Не надо объяснять им, что согласные могут «оглушаться», просто соберите несколько примеров таких слов, пусть почувствует язык.

Слайд 33

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно давайте ребенку отдохнуть. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не успевают за требованиями взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение. Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей реб...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей реб...

"Как преодолеть трудности при обучении чтению"

Презентация может быть использована при проведении родительского собрания в 1-2 классе...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Как повысить технику чтения...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

упражнения, заданияпредназначено для учащихся 1-4 классов...

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.Чтобы преодолеть ошиб...

Как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы эти мечты стали реальностью, научите ребенка говорит...