Методика выявления дизорфографии
презентация к уроку по логопедии (4 класс)
В презентации раскрываются вопросы дифференциальной диагностики дизорфографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_dizorfografiya.pptx | 242.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация дизорфографии Морфологическая – стойкие и множественные ошибки проявляются при написании орфографически сложных слов. Ученик затрудняется на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило. Прежде всего, это касается правильности написания безударных гласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Синтаксическая – частые ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно данная форма выражается неумением правильно расставить знаки препинания между частями и отдельными членами предложения. Смешанная – имеют место систематические грамматические и пунктуационные ошибки, которые не исчезают самостоятельно.
Степень выраженности дизорфографии : С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) различают три степени дизорфографии : Легкая степень . В письменных работах выявляется более 15% орфографических ошибок. Средняя степень . Количество ошибок на письме составляет 30%. Тяжелая степень. Ученик допускает более 50% ошибок.
Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии , – ученики начальной и средней школы, хотя и в старших классах, дизорфография тоже встречается. Дизорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса, когда школьники начинают изучать и применять на письме грамматические правила.
Выявление учащихся с дизорфографией Выявлением учащихся с дизорфографией занимается логопед школьного логопункта ; В начале учебного года специалист проводит обследование учеников начальной школы. У учащихся 2, 3 и 4 классов анализируются письменные работы. При изучении письменных работ учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения.
Орфограммы, изучаемые в 1 классе Заглавная буква в начале предложения; Заглавная буква в именах собственных; Орфограммы жи – ши, ча – ща, чу – щу ; Перенос слов.
Орфограммы, изучаемые во 2 классе Безударные проверяемые гласные в корне слова (ковёр – коврик, стрела – стрелы); Слова с удвоенными согласными; Правописание слов с мягким знаком в конце и в середине слова; Правописание буквосочетананий ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ( мо щн ый, по чт а, бо рщ); Правописание слов с парным согласным звуком в конце слова или перед согласным (ду б , ду б ки, ска з ка); Разделительный мягкий знак; Правописание предлогов со словами.
Орфограммы, изучаемые в 3 классе Правописание в приставке : безударного гласного звука (пришел, переписать); парного согласного звука (сделать, подходит); Правописание в корне: безударного гласного звука (дарить, дворы, солить); парного согласного звука (четверг, обед, грузчик); Правописание в суффиксе: безударного гласного звука (маленький, берёзонька, вазочка); парного согласного звука (пирожок); Правописание в окончании: безударного гласного звука (из земляники, за обедом); парного согласного: ( звуков, грибов); Непроизносимые согласные в корне слова ( поз д ний, солнце, сердце); Разделительное написание предлогов со словами и слитное написание приставок ( по ехать по дороге, у видеть у дома); Разделительный твёрдый знак; Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (печь, гараж); Правописание не с глаголами.
Орфограммы, изучаемые в 4 классе Правописание безударных падежных окончаний имени существительного. Определяем по таблице падежных окончаний 1, 2, 3 склонения; Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного (летел в небе безоблачном; синему, красивого, песчаному); Правописание предлогов с личными местоимениями (к нам, от меня, пере тобой, о вас, обо мне); Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2 лица единственного числа (звонишь, спишь, идешь); Правописание безударного личного окончания глагола (жар(ю-я)т, вид(ю-я)т); Правописание - тся – ться в возвратных глаголах (учиться, научиться).
Методика диагностики дизорфографии Анатомическое строение артикуляционного аппарата; Исследование состояния экспрессивной речи Состояние звукопроизношения; Характер повторения слов различной звуко -слоговой структуры; 3. Активный словарь; объем и качество номинативного словаря (в процессе беседы по окружающим предметам и по лексическим темам); умение называть действия по предъявленному предмету; умение подбирать определения к слову, обозначающему предмет; умение называть слова-синонимы; умение называть слова-антонимы; умение объяснять значения слова; умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях;
4. Различение имен существительных, имен прилагательных и глаголов умение распределять слова на группы; Речевой материал — слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый побывала. умение определять грамматическую категорию слова в предложении; Речевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (Второй класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов. (Третий класс). Инструкция: прослушай предложение, запиши его и с помощью грамматических вопросов разбери по членам предложения.
5. Грамматический строй речи Исследование словоизменения: умение употреблять существительные в единственном и множественном числе; умение употреблять предложно-падежные конструкции; умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе; умение дифференцировать единственное и множественное число глаголов настоящего времени; умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида; умение дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам;
Исследование словообразования умение образовывать притяжательные прилагательные; умения образовывать названия детенышей животных; Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками: умения определять род имен существительных по конечной части слова ...тон …та …но …во …ген …по Инструкция : подставь слова (он, она, оно) к словам, в которых пропущены первые буквы. понимание грамматического значения суффиксов Речевой материал — слова с известными суффиксами, образованные от незнакомых слов: лар (зверь), ларенок , ларище ; лафит (сладкий квас), лафитница ; кашемир (красивая материя), кашемирщик .
Исследование умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов Умение подбирать родственные слова Речевой материал — слова: лес, рыба, зима, морской, домашний, грибной, красить, солить, бегать. Умение отбирать из группы слов родственные Речевой материал — слова: лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел Умение определять лишнее слово Речевой материал — слова: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники. Умение находить в словах общую морфему Речевой материал — слова: пришел - приехал, книжка — книжный, глазище — домище, парты — столы, слоненок — тигренок. Умение производить морфологический анализ слов Речевой материал — слова: книга, прекрасный, перешел, темно, меня.
6. Понимание и воспроизведение текста Исследование умения пересказывать текст; Исследование умения работать с деформированным текстом; Составление предложений из слов. Речевой материал — деформированные предложения рассказа «Рыбалка»: — и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку; — ребята на рыбалку утром отправились; — сварила Аня уху вкусную; — червяков накопали а еще они вечером; — костра для Трезор принес палок несколько; — за бежал ними Трезор; — сделали там они из удилища палок; — шла через дорога лес. Составление текста из предложений, данных в беспорядке.
Исследование слуховой функции и восприятия речи Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты); Слуховое внимание; Восприятие речи (определяется учителем-логопедом по результатам выполнения ребенком специальных заданий и в ходе проведения беседы); Исследование зрительно – пространственных функций 1. Состояние биологического зрения ребенка ( заключение о состоянии биологического зрения ребенка выписывается из медицинской карты); 2. Оптико-пространственный гнозис и праксис; 3. Состояние зрительных функций (проверяется на материале элементов букв и букв алфавита) исследование знания букв, буквенного гнозиса: Ученику показывают печатные буквы алфавита и предлагают их назвать. Аналогичное задание проводится и с рукописными буквами. Демонстрируются как изолированные буквы, так и ряды букв, сходных по начертанию. исследование умения конструировать и реконструировать буквы. Материал — элементы букв .
Исследование зрительной и слуховой памяти Умение воспроизводить ряд геометрических фигур Материал — 4 карты с различно расположенными геометрическими фигурами: квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником. Инструкция. Логопед просит ученика рассмотреть предложенные поочередно карты, запомнить расположение геометрических фигур. Затем изображения убирают и учащемуся предлагают нарисовать их самому, располагая по порядку. Умение воспроизводить ряд букв Материал — карточки с напечатанными на них сериями строчных и прописных букв: а) А, И, П, В, Л, Д, У, Щ; б) п, ы, р, п, ц, о, и, д, х; в) А, ы, Ч, Ц, л, Л, 3, ж. Инструкция. Учащемуся предлагается внимательно рассмотреть ряд букв и запомнить его. Затем карточка убирается. Учащийся отбирает в кассе буквы и воспроизводит их последовательность.
Умение воспроизводить ряд слов Речевой материал — слова: а) оценки, перчатка, синица, опускается, тихо, аккуратная, белый; б) осень, тяжесть, мокро, нигде, лижет, грохотать, пестрая. Инструкция. Перед началом исследования учащийся получает задание прослушать произнесенные логопедом семь слов, запомнить их, затем повторить. Затем слова произносятся логопедом еще два раза. Учащемуся предлагается воспроизвести их снова. Умение воспроизводить предложения Речевой материал — предложения: Вечером мы смотрели интересный фильм. Ранней весной на проталинах зазеленеет нежная травка. Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками. Инструкция: внимательно прослушай и повтори каждое предложение.
Исследование особенностей ручной моторики Определение ведущей руки; Выполнение пробы Хэда ; Оптико-кинестетическая организация движений пальцев; Динамическая организация движений пальцев; Состояние графомоторных навыков; Наличие леворукости. Исследование особенностей речевой моторики Определение особенностей движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам: наличие или отсутствие движений; тонус арктикуляторных мышц; характер движений артикуляторных органов (нормальная активность, заторможенность, расторможенность); объем движений; точность движений; длительность выполнения движений, способность удержать артикуляторный уклад в заданном положении в течение определенного времени; переключаемость движений; темп; замены одного движения другим.
Исследование особенностей динамической стороны речи темп (нормальный, замедленный, быстрый) и ритм речи (нормальный или отмечается дисритмия ); употребление ударения (словесного, логического); употребление пауз в потоке речи; особенности голоса (его громкость, высота, тембр); употребление основных видов интонации, и их оттенков; выразительность речи (нормальная, монотонная, маловыразительная).
Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи (акустический анализ) 1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением; дА - да, да - дА , ро — рО , рО — ро , лУ — лу , лу — лУ . Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением; Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением . Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
2. Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем) Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова- квазиомонимы . Ребенок показывает то или иное изображение. 3 . Исследование ударения в слогах и словах Умение находить ударные и безударные гласные в слогах Материалом исследования служат слоги: дА -то; аш -ли- нО ; ва - зА -су- ры ; крУ -да-па- мон . Инструкция: внимательно прослушай слоги, определи ударный слог и назови в нем гласный звук. Умение находить ударение в словах Исследование умения определять ударный слог в словах. Речевой материал - слова: месяц, километр, букет, существительное, лесовичок , унесенные. Инструкция: внимательно прослушай слова, раздели их на слоги и назови ударный слог в каждом слове. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах. Речевой материал — слова: школа, средства, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный. Инструкция: внимательно прослушай произнесенные слова и назови ударный звук. Исследование умения выделять ударный гласный в письменных упражнениях. Речевой материал — слова: машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание. Инструкция: внимательно прослушай слова, затем запиши только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку, например, вместо слова машина — аИа , рубашка — уАа и т.д.
1. Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложении Анализ структуры предложения Речевой материал - предложения: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы. (Второй класс). На улице идет дождь. В класс пришел новый ученик. В саду созрел новый урожай. На уроках школьники узнают много интересного. (Третий класс). Инструкция. Логопед читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов. Составление предложения из слов, данных в беспорядке Данное задание позволяет уточнить, насколько правильно ученик устанавливает смысловую и синтаксическую связь между словами. Речевой материал — слова: в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба. Инструкция: внимательно прослушай слова, постарайся изменить некоторые из них, порядок их расположения и составить предложение.
2. Деление слов на слоги Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги Речевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (второй класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (третий класс). Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником. Речевой материал - слова: лист, компот, вермишель, сороконожка (второй класс); тумба, сковорода, примчался, велосипедист (третий класс); карточки с цифрами. Инструкция. Педагог говорит: «Сейчас я буду называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов». Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником. Речевой материал — слова: дать, правило, жаворонок, красивее. Инструкция: внимательно прослушай слова и скажи, сколько слогов в каждом из них.
Анализ слоговой структуры слова на основе представлений Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках Материал — картинки со следующими изображениями: мяч, лодка, парашют, самосвал; карточки с цифрами. Инструкция: внимательно рассмотри картинки и определи, сколько слогов в названиях предметов, изображенных на этих картинках (предметы вслух не называются, задание выполняется посредством выкладывания определенной цифры). Определение количества слогов с помощью цифр Материал — картинки с изображениями следующих предметов: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами. Инструкция: внимательно рассмотри картинки, определи количество слогов в словах и положи под каждую картинку соответствующую цифру. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (второй класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (третий класс). Инструкция: внимательно прочти слов а, напечатанные на карточках, а затем раздели их вертикальными черточками на слоги.
Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: собирать, покрывать, прогремел, наступила. Инструкция: внимательно прослушай слова, напечатанные на карточке, и раздели их на слоги с учетом правил переноса, затем объясни выполнение задания. Исследование умения делить слова на слоги в предложении Речевой материал — предложения: Кошка пьет из миски молоко. (Второй класс). Солнечные лучи лились ослепительным потоком. (Третий класс). Инструкция: внимательно прослушай предложение и запиши его, проговаривая вслух по слогам.
3. Фонематический анализ, синтез, представления Выделение звука на фоне слова. Речевой материал — слова: окно, крыша, дом, кора , шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы. Определение первого и последнего звуков в словах Речевой материал - слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый. Определение количества звуков в словах. Речевой материал — слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик. Определение места звука по отношению к другим звукам слова. Речевой материал — слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник. Инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет определенный звук, затем просит учащегося определить место данного звука в слове. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук. Материал — набор картинок, на которых изображены сыр, куст, корова, молоток, ложка, лимон, цыпленок, сито, халат, носки, кольцо, крыша, карандаш и т.д. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений). Материал — карточки с цифрами 3,4,5,6,7 и схемы слов с обозначением количества звуков. Инструкция: придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указано на карточке или схеме.
4 . Определение характера звука в словах Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах Речевой материал — слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь. Инструкция: внимательно послушать последовательно произнесенные логопедом слова и назвать сначала гласные, а затем — согласные звуки, входящие в эти слова, объяснить свой выбор. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости Речевой материал — слова: дочка, подушка, квадрат, браконьер, правило. Инструкция: определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных логопедом словах по вопросам: «Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?». Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания. Инструкция: вспомни и назови способы обозначения мягкости согласных на письме, приведи примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими согласными звуками.
Исследование процесса чтения Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных), слов (односложных, двусложных, многосложных простых и сложных по звуко -слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста. Определить понимание прочитанных ребенком слов, предложений, текста. Определить скорость чтения. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое , целыми словами).
Исследование процесса письма Определить количество и характер ошибок: при списывании (с печатного и рукописного текста); при письме под диктовку; при изложении; при письме предложений или текста с дефектно произносимыми и не дифференцируемыми учащимся на слух звуками; при письме предложений или текстов с оптически сходными буквами.
Исследование орфографических знаний, умений и навыков Исследование состояния письменной речи 1.1. Состояние письменной речи на материале диктантов Речевой материал — тексты диктантов «На даче» (второй класс) и «Речка Яблонька» (третий класс). После окончания выполнения задания логопед просит проверить написанное и подчеркнуть в словах пройденные орфограммы. 1.2. Исследование состояния письменной речи в изложении, сочинении А. Исследование навыков письменной речи в изложении (второй класс). Речевой материал — текст изложения «Муравей и голубка». Инструкция: внимательно прослушай текст и ответь на вопросы. Составляется план, текст прочитывается снова. Б. Исследование состояния письменных навыков в сочинении (третий класс). Материал — картинка «На рыбалке». Мальчики ловят рыбу. Девочка набирает в котелок воду. Мальчик разжигает костер. Собака несет в зубах палку. Инструкция: рассмотри картинку, составь небольшой рассказ и самостоятельно его запиши. 1.3. Исследование состояния письменной речи на материале слов из словаря.
2. Исследование состояния орфографических знаний, умений и навыков 2.1. Исследование знания букв алфавита Речевой материал — печатные и письменные буквы алфавита. Инструкция. Учащемуся последовательно предлагаются печатные, затем письменные буквы (строчные и прописные). Даются следующие задания: а) показать названную букву; б) назвать предъявленную букву; 2.2 Исследование знания основных терминов («звук», «буква», «слог», «слово», «предложение») и умения их применять. Речевой материал - предложения: 1. На город опустилась ночь. (Второй класс). 2. Возле дома распустилась сирень. (Третий класс). Инструкция: внимательно прослушай предложение и ответь на вопросы: — Скажи, что я сейчас произнесла? — Сколько в этом предложении слов? — Сколько в слове ... слогов? — Сколько в слове ... звуков? букв? — Перечисли звуки слова .... Затем предложение записывается, и детям предлагается найти в нем слово, в котором звуков было бы меньше, чем букв (и наоборот), и объяснить свой выбор.
2.3. Исследование знаний о частях речи Речевой материал — карточки со словами: квартира, глубокий, синий, пробежал, он; памятка для выполнения морфологического разбора различных частей речи (для вторых и третьих классов). Данное исследование проводится с помощью общепринятых в методике преподавания русского языка приемов и методов, применяемых на втором и третьем годах обучения в школе. 2.4 Исследование запоминания формулировок орфограмм В вышеописанных заданиях логопед выясняет знание формулировок пройденных орфограмм, насколько полно ученик передает содержание правил своими словами, умеет ли выделить их отличительные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием; определение «опасных» звуков, их сочетаний, морфем) и на их основе прогнозировать в них орфограммы. 2.5 Исследование усвоения способов проверки орфограмм Речевой материал — слова с пропущенными буквами на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный, разбежались. Инструкция. Ученику предъявляется карточка с напечатанными на ней словами с пропущенными буквами. Учащийся должен внимательно прочитать слова, вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова, ответить на дополнительные вопросы (например: «Каким еще способом можно проверить написание этого слова?»).
2.6 Анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в диктанте Речевой материал — тексты диктантов «На даче» и «Речка Яблонька» 2.7 Исследование умения соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие Речевой материал — слова: широкий, мяч, дочь, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса. Инструкция: прослушай слова и запиши их, объясни разницу в написании и произношении, укажи соответствующую орфограмму. 2.8 Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма Речевой материал — все вышеописанные упражнения. Инструкция. Перед началом диагностической работы ученик получает инструкцию проговаривать вслух записываемые им слова и предложения по слогам. В дальнейшем фиксируется, использует ли ученик данный прием при выполнении задания. 2.9 Исследование умения находить заданные буквосочетания в отдельных словах, предложениях и тексте Речевой материал — слова: широкий, чаша, щука, срочный, сорока, здравствуй, солнце, радостный (второй класс); животное, чудовище, ненастный, грустный, лестница, одиннадцать (третий класс); Инструкция: внимательно прослушай и запиши слова, выдели в них сочетания жи , ши, ча , ща, чу, щу , чн , чк , стн , стл и др.
Проводилась ли коррекция дефекта, ее результат. Логопедическое заключение - степень выраженности дизорфографии (тяжелая, средняя, легкая); - характер дизорфографии (нарушение ведущего принципа правописания: морфологического, фонематического, традиционного или принципа графики); - другие нарушения устной и письменной речи (степень нарушения чтения и письма (аграфия, дисграфия , алексия, дислексия; характер нарушения чтения и письма (вид дислексии, дисграфии ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики выявления самосознания, самооценки и эмоционального состояния школьников.
Игровые ситуации для выявления уровня самосознания, самооценки и эмоций школьников....
Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».
Экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»....
Методика выявления интереса и отношения к природе в начальной школе
В школе каждый год проводится тестирование учащихся по определению уровня экологической культуры, где выявляется отношение к природе, интерес к ней. Но в начальной школе учителя столкнулись с проблемо...
Методики выявления уровня готовности ребенка к школе
В изложенном материале содержатся методики по выявлению уровня готовности ребенка к школе. Эти методики могут быть использованы в работе учителей начальных классов на этапе подготовки детей к школе....
Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников
Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников...
Методика выявления интерессов обучающихся для внеурочной деятельности
Методика выявления интерессов обучающихся для формирования индивидуального маршрута внеурочной деятельности...
Методика выявления способностей у учащихся начальной школы.
Методика выявления способностей у учащихся начальной школы....