Статья: «Образовательные и воспитательные технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ»
статья по логопедии

Караваева Элина Владимировна

О логопедическом сопровождении в обучении детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Образовательные и воспитательные технологии логопедического сопровождения детей с ОВЗ»

В новых образовательных стандартах идёт речь об обеспечении равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Модель интеграции ориентирована на включение ребенка с ОВЗ в обычные образовательные школы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья. Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-деятельностный, личностноориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до Вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий. Выбор инновационных технологий в образовании детей с ОВЗ - это выбор траектории развития ребенка как основы его успешной социализации.

Задачи:

 Определение уровня и возможностей школьников с ОВЗ;

 Выявление имеющихся проблем и формирование системы социальных потребностей;

 Создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения условий жизнедеятельности всех категорий детей.

Дети с ОВЗ имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Поэтому нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные образовательные технологии.

Одной из важных сторон обучения детей с ОВЗ играет логопедическое сопровождение. При этом в сегодняшних условиях логопед должен заниматься не только проблемами речи, но и играть одну из важных ролей в обучении и воспитании детей с проблемами, ведь это педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни. Деятельность учителя-логопеда многогранна и касается всех сфер жизни общества, для которого он и «шлифует» доверившиеся и раскрывшиеся ему детские души. В его работе в одно целое невольно объединяются педагогика и психология, социология и искусство, медицина и филология.

Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.

Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные образовательные технологии:

- Диалогового обучения, - Информационно- компьютерного обучения - Опережающего обучения - Игрового обучения.

 Здоровьесберегающие технологии: песочная терапия, пальчиковая гимнастика, дельфинотерапия, логоритмика, сухой бассейн, гимнастика для глаз.

Говоря о новых подходах к развитию и обучению наших «подопечных», хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека – это ключевая его задача и основной результат.

Речь идет о коучинге. Этот вид работы с клиентом многие называют особым видом психологического консультирования, но предпочтительнее и точнее коучингом было бы назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научении его учиться и жить осознанно. Отличие коучинга от психологии заключается в основном в том, что коучинг — это работа с человеком реальным с установкой на завтра. Коуч не работает с прошлым клиента. Гораздо важнее для этого специалиста конкретные шаги, которые делает его клиент в надежде получить результат уже в скором «завтра».

Эффективность данного направления работы очевидна, ведь нам нужны понятные и быстрые результаты, причем итог работы коуча с клиентом – это творческий прорыв последнего, расширение его перспектив для дальнейшего роста. Основная психологическая техника, применяемая коучами – техника четырех шагов.

Первый шаг - человек осознает ту психологическую ситуацию, в которой он изначально находится. Второй шаг – человек подробно представляет себе ту ситуацию, в которой он хотел бы оказаться в итоге и принимает соответствующее решение. Третий шаг заключается в детальной проработке своих действий, по достижению намеченного результата. Четвертым шагом является применение всех этих планов на практике.

Обучение будет успешным только тогда, когда содержание обучения будет соответствовать потребностям и интересам учащегося. Очень легко любить детей, которые сами тянутся к знаниям, легко их усваивают и дают нам положительный результат. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, понимаешь, что именно люди этой благородной профессии, как никто умеют любить детей с ОВЗ и делать из них полноценных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.

В статье рассказывается о целях, задачах и специфике работы на школьном логопункте с детьми с ОВЗ. Материал представлен в рамках научно-практической конференции "Возможности организации здоровьеформир...

Тема: «Современные методы обследования и технологии коррекции речи у дошкольников и младших школьников. Модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ»

Данный материал поможет руководителям методических объединений учителей-логопедов составить план работы ММО на год....

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...