Технология проблемного обучения как одно из условий формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов
консультация по логопедии

Задонская Юлия Михайловна

В данном материале доступна информация для учителя ,как успешно создать условия для формирования профессиональной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения как одно из условий формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов

Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли –

это поручить другой женщине, родить твое дитя.

1сентября 2011года вступили в силу Стандарты второго поколения, и этот документ является основополагающим для деятельности современного учителя. «Новый» ученик новой школы значительно отличается от того ученика, каким его видели ранее. И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же, выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того чтобы достичь принципиально нового уровня обучения, необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых является формирование УУД (универсальных учебных действий).

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. [2, c. 321]

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы, который должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

В начальных классах решается приоритетная обще учебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Решение этой задачи невозможно без деятельностного подхода в обучении, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип помогает использование технологии проблемного обучения.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем.

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг. В работах М.И.Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лерненра и польского ученого В.Оконь проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, который сочетает в себе самостоятельную систематическую деятельность по усвоению знаний на основе целепологания и принципа проблемности. На современном этапе проблемное обучение является уровнем развития практической педагогики. [4, c.1]

Сегодня проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Целями проблемного обучения являются:

- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;

- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

- развитие индивидуальных способностей учащихся.

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы. [1, c.22]

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Среди достоинств, проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.

Основы классно-урочной формы традиционного обучения были заложены ещё 400 лет назад. При такой форме организуется классно-урочное обучение и знания ученики приобретают в готовом виде. Затраты времени для такого способа передачи знаний меньше, чем требуется для организации проблемного обучения. Данный метод ориентирован в основном на память учащихся. Главное запомнить информацию и уметь её воспроизводить в подобных ситуациях. Мыслительная деятельность при таком подходе к обучению развивается слабо. Противоречия, возникающие в процессе традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых и педагогов.

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения. Если урок построен на традиционном способе обучения, то новые знаний в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее. Ученикам нужно же получить знания в готовом виде, осмыслить, запомнить и воспроизвести. При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём решения проблемных вопросов.

Для традиционного обучения характерно преобладание наглядно-иллюстративного метода, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Деятельность учителя при проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы и управление учебными действиями учеников.

При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие самостоятельности: учащиеся самостоятельно ищут пути решения проблемы, проводят самоконтроль и самооценку.

При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами. [3, c. 196]

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Познавательная деятельность на уроке в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Действия учителя:

1.Создает проблемную ситуацию.

2.Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.

3.Организует поиск путей решения проблемы.

4.Организует проверку истинности полученных знаний.

5.Организует обобщение результатов, получение выводов и их практическое применение.

Действия ученика:

1.Осознает противоречия в изучаемом явлении (процессе).

2.Формулирует проблему.

3.Выдвигает предположения (гипотезы), объясняющие противоречия, причины явления.

4.Ищет пути решения проблемы: изучает новый материал, открывает новые знания, проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

5.Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания на практике.

Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задние ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана. Несомненными достоинствами этой педагогической технологии является создание условий для высокой самостоятельности учащихся и формирования познавательного интереса и личной мотивации учеников. Знакомство с педагогическими инновациями обогащает деятельность учителя, позволяет ему отобрать для себя те подходы, которые близки ему в силу личностных особенностей и реально применимы к конкретной ситуации обучения и воспитания школьников. Кроме того, деятельность современного учителя не может сводиться лишь к внедрению чужих педагогических идей и разработок. Поэтому компетентный учитель ведет постоянный педагогический поиск и может рассматривать свою учительскую работу как систематическую исследовательскую деятельность в стенах школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ...

Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...