Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.
статья по логопедии

В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipkina_n.a._1.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда с детьми   на логопедических занятиях.

учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49»

Сипкина Н.А.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями средствами ИКТ во многом зависит от степени готовности методик для специалистов и опыта  использования компьютерных технологий. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения  ИКТ в коррекционный процесс.

Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс.

С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

  • Новые возможности для творческого развития детей.
  • Повышает привлекательность содержания материала.
  • Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения.
  • Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С другой стороны:

  • Компьютер может стать средством отвлечения внимания детей.
  • Использование компьютеров приведет к тому, что целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера.
  •  Дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером.

 

  Учитель-логопед, эффективно применяя ИКТ на логопедических занятиях:

       - управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;

       - мотивирует познавательную деятельность ребёнка за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к логопедической работе;

       -  создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализует в системе гуманных учебных взаимоотношений.

  Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс  обучения грамоте школьников, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств.  А, поскольку, у школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится  целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Приоритетная задача применения  ИКТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых   средств развития активной творческой деятельности.

  Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами обучения детей с речевой патологией,  определяют эффективность использования  новейших информационных технологий  в коррекционной работе. 

Эффективность использования развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребёнка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставлять  воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. 

Необходимо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников с речевыми нарушениями.

  Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

        Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребёнка.

        Одним из важнейших преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Ребёнок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают успешность обучения ребёнка.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребёнок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности. 

Эффективное применение развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях даёт положительные результаты:

  • вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой;
  • активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
  • тренирует память, внимание и сообразительность; способствует общему развитию ребенка;
  • помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «слово», «слог»;
  • тренирует навык правильного написания букв, способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова, овладения навыками чтения; учит составлять предложения из отдельных слов;
  • у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов;
  • учащиеся меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;
  • у ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе. Он получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность детей.
  • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.
  • Повышать интерес к обучению (мотивация).
  • Осуществлять дифференцированный подход.
  • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей.
  • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

 

Таким образом, есть основания утверждать, что оптимальное сочетание использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи обучающихся  с традиционными методами и приёмами логопедической работы позволяет более эффективно устранять речевые недостатки.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...

Методическое пособие по технологии и методике проведения коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками отделения дневного пребывания несовершеннолетних с применением метода нейропсихологической коррекции

Данная методика предназначена для организации и построения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими те или иные нарушения в психическом, психоречевом развитии....

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...