Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
презентация к уроку по логопедии

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sipkina_n.a._prezentatsiya.ppt328.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49» Сипкина Н.А.

Слайд 2

Основные понятия Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии.

Слайд 3

Основные понятия В логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез . Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечёт изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом.

Слайд 4

Несформированность звуков выражается в: - замене звуков более простыми по артикуляции (звонкие заме­няются глухими, рил звуком л' и йот, с—ш или ф и т.п) ; - несформированности процесса дифференциации звуков (вмес­то нескольких артикуляционно близких звуков ребёнок произно­сит неотчётливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и т.п.); - в том, что некоторые звуки ребёнок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет; - нестойком употреблении звуков в речи. Одно и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном по­вторении произносит различно.

Слайд 5

Всё содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии. Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений. Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка. Патогенетический принцип предполагает учёт механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы. Принцип поэтапного формирования умственных действий предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свёртывание. Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребёнка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Слайд 6

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н.А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов: узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие элементарного звукового анализа.

Слайд 7

Нужно учитывать следующие положения. Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребёнка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. После того, как ребёнок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребёнка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание, направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривания ребёнка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Слайд 8

Подготовительный этап Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия. В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по развитию речевого слуха. 1. Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям: восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий; дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...); дифференциация по темпу (быстро – медленно); дифференциация по ритму (ритмические рисунки); дифференциация по силе звучания (громко – тихо). 2. Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям: дифференциация по тембру; дифференциация по силе голоса; дифференциация по интонации; дифференциация по высоте. Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.

Слайд 9

Основной этап Цель: развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности: дифференциация слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие элементарного звукового анализа.

Слайд 10

Различение близких по звуковому составу слов Дидактическая игра “Лишнее слово”. 1-й вариант. Педагог чётко произносит слова и предлагает ребёнку назвать слово, отличающееся от остальных: канава, канава, какао, канава; утёнок, котёнок, утёнок, утёнок; ком, ком, кот, ком; 2-й вариант. Педагог произносит слова и предлагает ребёнку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; каток, моток, дом, поток и т. д.

Слайд 11

Дидактическая игра “Моё слово” Педагог предлагает ребёнку три картинки, просит назвать предметы, изображённые на них, а затем произносит слово и предлагает ребёнку определить, какое название предмета с картинки похоже по звучанию на произнесённое педагогом: картинки: мак, дом, ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка); картинки: ложка, точка, паук (слова для сравнения: часы, кошка, бочка, сундук); картинки: печка, огонь, рубашка (слова для сравнения: конь, черепашка, свечка, забор)

Слайд 12

Дифференциация слогов Дидактическая игра “Телефон” Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет слог или серию слогов (например: су–су–со, па–па–са и т. д., состоящих из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке, и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.

Слайд 13

Дифференциация звуков. На первом этапе логопед может использовать следующие виды заданий: после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д); чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпо ритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки); запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания; прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз); различать на слух голоса товарищей.

Слайд 14

На протяжении второго этапа детей учат различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется, и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия: Различить на слух варианты слов, произнесённые различной силой голоса (громко, тихо). Различить на слух варианты слов, произнесённых различным тембром голоса (мальчик, тётенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т.д.). Различить на слух различные звукокомплексы, произнесённые различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа - как кричит голодный ребёнок, довольный ребёнок, и т.д.). Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т.д.

Слайд 15

На протяжении третьего этапа дети должны научиться различать слова близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаются следующие задания: выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово; подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д. Первоначально используются более лёгкие слова, а затем задания всё более усложняются.

Слайд 16

На четвёртом этапе дети учатся различать слоги. В ходе игр и занятий дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твёрдые и мягкие. На этом этапе широко используются следующие виды заданий: найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог; запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух – трёх элементов и постепенно доводя их число до шести - семи; слоги без стечения согласных: няк, пуль, мят, пиц, мюф, лут, дыс, вые, гумм, ёфъ, ёк, тыпь, геф, деп, вох, эфь, лефь, вик, кась, лёфь, дян, пяф, хил, хуф, вый, фыл, сых, яс, лень, маф. Слоги со стечением согласных: фсен, плись, вость, втот, скум, касть, длаф, фсес, дыст, ность, длин, плык, знун, тисть, здап, зном, скес, дват, скам, твим. добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова. Подбор слогов для называния и дифференциации осуществляется в зависимости от произносительных возможностей детей.

Слайд 17

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причём начинают обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки и птички и объясняет: «Поезд гудит: у-у-у-у, птичка пищит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а». Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлинённо (реагируя на звук дети поднимают картинку), а затем коротко. Затем в ряды гласных включаются другие гласные на которые дети не должны реагировать. Аналогично проводится работа по дифференциации согласных звуков. На этом этапе предлагаются следующие задания: угадать гласный звук по беззвучной артикуляции. выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т.д.;

Слайд 18

Задачей шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Слайд 19

Логопедическая работа ведётся по трём направлениям: 1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребёнка. 2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребёнка: а) дефект произношения отличен от собственного; б) дефект произношения аналогичен собственному. 3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесённого звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определённой последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение: а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных); в) звуков во фразах.

Слайд 20

Игры Угадай, что звучит. Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; ещё раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчётливо произносили его название. Где позвонили? Цель: Определение направления звука. Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.). Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Слайд 21

Игры «Где хлопнули?» Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал. «Улиточка» Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я? Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Слайд 22

Игры Улавливай шёпот Цель. Развивать остроту слуха. Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения. Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шёпотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, ведущий вызывает другого ребёнка. 6. Найди картинку Цель: Развитие восприятия звукокомплексов. Логопед раскладывает перед ребёнком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям даётся задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприяти е артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Слайд 23

Игры «Выдели слово» Цель: выделение заданного звука из слова. Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. «Подбери похожие слова» Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки - пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их - то внятно, чисто, громко.

Слайд 24

Игры «Разноцветные мячики». Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ! Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Ход игры. Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду. Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук следующего. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

Слайд 25

Игры Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой». Цель: развитие фонематических представлений, воображения. Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванов(а). — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растёт? — Ивы. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезёшь родным? — Ириски и игрушки.

Слайд 26

Игры Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребёнок заканчивает слово. Например: Ша - шары, са - санки, шо - шорох, со - сорока, шу - шуба, су - сумка, ши - шины, сы - сырок. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Слайд 27

Игры Какой звук есть во всех словах? Цель: развитие умения выделять общий звук в словах. Логопед произносит три - четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведённых словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щётка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос - с; селёдка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковёр, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Слайд 28

Игры Назови первый звук в слове. Цель: развитие умения определять первый звук в слове. Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог даёт задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить чётко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ). Назови последний звук в слове. Цель: развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие звуки. Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на чёткое произношение изолированных звуков, дифференцирование твёрдых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твёрдый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не чётко произносят звуки, предлагается отчётливо произнести согласные звуки в конце слова.

Слайд 29

Игры Узнай звук Цель: Узнавание заданного звука в словах. Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова. Шутки – чистоговорки Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь - арь- арь - новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д. Скороговорки Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Проворонила ворона воронёнка. Привёз Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревёт Егорка.

Слайд 30

Игры Различай и повторяй Цель: развитие узнавания и дифференциации звуков. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например: “ Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д. “ Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д. “ Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д. Будь внимателен Цель: развитие дифференциации правильного и дефектного произношения. Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно — красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Современная школа  в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовател...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«Развитие приёмов самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста на логопедических занятиях»

       Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок....

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...