"Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями"
статья по логопедии

Пономарёва (Плетникова) Ольга Владимировна

В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма
у детей с речевыми нарушениями

Плетникова Ольга Владимировна

учитель-логопед, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

Цуцура Марина Михайловна

учитель, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия,  оптически грамотное чтение и письма.

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения являются результатом:

  • действия различных отрицательных факторов в пред-
    и постнатальный период развития плода и ребенка, что приводит к задержке
    в формировании определенных функциональных систем, участвующих
    в обеспечении процессов чтения и письма;
  • наследственной предрасположенности, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную неготовность клеткотеменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга;
  • трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что
    не установилась доминантная роль одного из полушарий головного мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате ребенок не овладевает системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева
    и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно
    не усваивают пространственные понятия. Из это следует, что недостаточно сформированно: пространственное восприятие, ориентировка и представление.

Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, может быть выявлена еще
в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным признакам:

  • длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;
  • трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, контурных изображений предметов наложенных друг на друга, а также сложности дифференциации предметов по внешнему сходству;
  • сложности нахождения всех различий в изображениях предметов, узнавания ранее виденных изображений предметов, сюжетных картонок;
  • запаздывание сроков становления ориентирования в собственнм теле, трудности в расположении предметовв пространстве по образцу и по словесной инструкции, сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;
  • трудности копирования геометрических фигур, узоров (неверно передают размеры, пропускают элементы, не дорисовывают или наоборот добавляют лишние элементы);
  • трудности дорисовывания предметов до целого, более длительное время овладения навыков обводки, шриховки (захождение за контур, несоблюдение расстояния между линиями).

Несформированность оптико-пространственного восприятия
и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте.

При овладении буквенными обозначениями у дошкольников
с нарушениями речи отмечаются:

  • более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком;
  • трудности узнавания букв, предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложеных друг на друга;
  • сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных;
  • трудности различения графически верно и невернр изображенных букв;
  • трудности конструирования букв из элементов;
  • при чтении замены букв по графическому сходству;
  • при печатании букв на занятиях или самостоятельно дети могут
    не дописывать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для нее графического символа.

Особое значение приобретает первоначальное ознакомление с буквой. Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.

Изучив проявления и механизмы несформированности предпосылок оптически грамотного чтения и письма можно выделить следующие направления коррекционно-профилактической работы:

  1. Подготовительный период.

Цель: формирование основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма.

Работа должна вестись по следующим направлениям:

1) Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.

2) Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

 3) Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

 4) Формирование ориентировок ребёнка в собственном теле.

 5) Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: а) определение в пространстве расположения предметов по отношению к самому ребёнку; б) определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка; в) определение пространственных отношений между 2-3 предметами.

6) Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, определяющих пространственные ситуации.

7) Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

8) Формирование ориентировок в пространственном расположении букв и цифр.

9) Формирование временных ориентировок и представлений.

10) Формирование знаний о частях суток и их последовательности.

11) Формирование знаний о последовательности времён года.

12) Формирование знаний о днях недели и их последовательности.

13) Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.

14) Развитие зрительно-моторной координации.

15) Развитие тонкокоординированных движений рук.

  1. Основной период.

Цель: формирование обобщенного образа буквы и автоматизация данного навыка на различном графическом материале.

Этапы работы:

1. Развитие буквенного гнозиса.

2. Автоматизация смешиваемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых букв. Вся работа проводится в следующей последовательности:

- Дифференциация графически сходных букв изолированно.

- Дифференциация графически сходных букв в слогах.

- Дифференциация графически сходных букв в словах.

- Дифференциация графически сходных букв в предложениях.

Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп, родители могут отрабатывать эти навыки дома с детьми по индивидуальным тетрадям.

Реализация данного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР позволила сформировать у дошкольников предпосылки оптически грамотного чтения и письма на достаточного высоком уровне.

Список литературы

1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

2. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.

3. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2002.

4.  Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

Трудности в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями.

Процесс чтения - сложный психофизиологический процесс.У детей с речевыми нарушениями часто встречаются фонематическая и оптическая дислексия. Важно знать причины появления дислексии и пути коррекции....

Наглядный материал по профилактике и коррекции оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями.

Методическон пособие. Наглядный материал. Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей....

Дидактические игры и упражнения по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями

В данном материале описываются занимательные упражнения и задания по развитию навыков звукослогового анализа и синтеза. Данный материал будет полезен как школьным логопедам, так и дошкольным логопедам...

статья "Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ"

статья "Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ"...