Различение приставок и предлогов у учащихся начальных классов
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Рязанова Олеся Николаевна

Одной из распространённых проблем в письме у учащихся начальных классов является

слитное написание прелогов и раздельное написание приставок.

В методической разработке представлен алгоритм различения приставок и предлогов и приведены упражнения разной

сложности для закрепления правописания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различение приставок и предлогов у учащихся начальных классов.

В своей работе учителя начальных классов нередко сталкиваются с тем, что дети в конце первого класса пишут предлоги слитно, а приставки раздельно. Такое нарушение требует дополнительной работы со стороны логопеда или учителя, а упражнения по закреплению навыка правописания предлогов/приставок должны проводиться на протяжении всего курса обучения в начальной школе.

В первую очередь необходимо объяснить ребенку, что приставка - часть слова, которая пишется слитно и служит для образования новых слов, а предлог - часть речи, следовательно пишется отдельно и служит для связи слов в предложении.

Далее ребенку объясняется алгоритм определения предлога:

1 Определить часть речи.

2 Если слово глагол, значит это не предлог

Если слово не глагол, а другая часть речи,

значит это или приставка или предлог.

4 Нужно вставить слово - признак.

5 Если смыла нет, то это - приставка

6 Если смысл сохранился, то это –предлог.

Для учащихся 1х классов не употребляем понятия части речи и глагол, а тренируемся играя.

Например:

Мальчик вклеил в тетрадь картинку.

Разбираем слово вклеил. Пробуем вставить слово-признак между в и клеил. Мальчик в красивую клеил в тетрадь. Получилась абракадабра. Смысла нет и звучит некрасиво. Значит это приставка, пишем слитно.

Разбираем в тетрадь. Мальчик вклеил в красивую/большую тетрадь. Можем добавить любое слово признак и предложение не испортится. Значит это предлог, пишем раздельно.

Упражнения для различения приставок и предлогов.

  1. Добавьте приставки к словам в скобках.

Подарок

Младшему брату в подарок хочу (мастерить) скаковую лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или каким-нибудь старьём. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы – «глаза». Из тесёмки (делать) уздечку. Получилась прекрасная лошадка.

  1. З а п и ш и т е слова в два столбика.

(З..) горой, (з..) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (н..) конверте, (н..) резать, (н..) листе, (н..) чертили.

3. С п и ш и т е без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи.

Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.

1) Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. 2) Руку (про) тянешь, так и ложку (до) станешь. 3) (Вы) растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До) води дело (до) конца. 5) Много радости (на) ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (с) делаешь, зря (про) жил день.

Море (за) мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали дырок (во) льду и (за) пустили сети.

4. С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

(За) ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

Я. Козловский

(За) ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

5. С о с т а в ь т е и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги.

Добрести (до, в)

Выехали (из, с)

Зацепился (за, о)

Выполз (от, из)

Вцепился (за, в)

Взобрался (в, на)

город.

село.

скатерть.

нора.

рука.

гора.

6. С п и ш и т е , исправив ошибки.

Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали Птицы стайками са бираться. Са брались по кречяли и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны.

7. С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Бемби ш..л (за) матер..ю по у..кой тр..пе. Это было пр..ятное путешествие. М..лыш увидел бабоч..ку. Она была пр..красна, как цв..ток. Но бабоч..ка (з..) хлопала крылышками, (вс) порхнула и (у) летела.

8. С п и ш и т е пословицы, раскрыв скобки. Приставки выделите

1) Труд и (на) кормит и (на) учит. 2) Счастье тому бывает, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает. 3) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. 4) Дружно (за) дело взяться – и пустыня (за) цветёт. 5) Одна пчела немного мёду (на) таскает. 6) Одной рукой узла не (за) вяжешь. 7) (Без) донную бочку водой не (на) полнишь. 8) Не (раз) грызёшь ореха, не (с) ешь ядра. 9) (На) говорил столько, что (в) шапку не (за) берёшь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове.  Различение приставок и предлогов"....

Различение приставок и предлогов- конспект урока ,3 кл

Конспект урока с применением документ-камеры в 3 классе...

Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."

Цель:  – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня; – мотивировать слитное или ...