Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_na_4.2.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи слабовидящих обучающихся в МБОУ «Школа №2».
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2, ФГОСНОО, проектами ФГОСНОО для слабовидящих обучающихся.
Актуальность оказания логопедической помощи детям с нарушениями устной и письменной речи обусловлена необходимостью восполнения сенсорной недостаточности логопатов, активизации их познавательной деятельности, формировании коммуникативной компетентности. Нарушения устной и письменной речи у школьников с нарушениями зрения, своеобразны по выраженности, симптоматике, структуре, что влечёт за собой определённую неподготовленность детей к обучению и в дальнейшем является причиной неуспеваемости.
Рабочая программа адресована слабовидящим обучающимся 1-4 классов, имеющим нарушения устной и письменной речи различной этиологии и степени тяжести.
Цель коррекционного обучения способствовать устранению нарушений в развитии устной и письменной речи у учащихся, мешающих освоению ими общеобразовательных программ по родному русскому языку.
Задачи коррекционного обучения:
1.Формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
2.Корригировать дефекты произношения.
3.Уточнять значение имеющихся у детей слов; обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
4.Уточнять значения используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов и предложений, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
5.Развивать навыки построения высказывания на основе отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, для выстраивания связной речи в тех или иных целях общения, развивать слуховое внимание и память, логическое мышление.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предназначена для слабовидящих обучающихся и представляет собой адаптированный вариант программно-методического обеспечения курса «Коррекция нарушений речи», составленного на основе: программы И.В.Новичковой «Коррекция нарушений речи»// Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Д.И. Плаксиной. В 2-х ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 123-131; разделов «Коррекция нарушений речи» программы специальных (коррекционных образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) / Под науч. рук.. Р.И. Лалаевой. М.: Просвещение, 1997. С.64-68.
Объём и сроки изучения составляющих модуль курсов рассчитываются в соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом Учреждения. Организации логопедической работы включает проведение обследования две учебных недели в начале и конце учебного года. В период обследования комплектуются группы из учащихся с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями.
Реализация курса рассчитана на 2 часа в неделю (66-68 часов в год) групповых занятий (продолжительность занятия 30 мин) и (или) 2 занятия в неделю (66-68 часов в год) индивидуальных занятий (продолжительность индивидуального занятия 20 мин).
Структура программы включает курсы занятий, направленные на диагностику, коррекцию описанных выше нарушений.
Таблица 1
Структура программы
Курсы занятий по коррекции нарушений речи | Количество часов | ||
Групповые | Индивидуальные | ||
| 2 | 2 | |
Количество учебных недель | 33-34 | 33-34 | |
Количество часов в год | 66-68 | 66-68 |
Особенности программного материала определяются спецификой нарушений речи у школьников с нарушениями зрения.
У многих детей с глубокими дефектами зрения мало опыта общения и взаимодействия с детьми, взрослыми, нет опыта совместной игровой деятельности, ограничены знания о предметном мире, слабо сформированы соотнесенность слова и образа предмета, обобщающие понятия, не сформированы умения выбирать, действовать самостоятельно, принимать решение. Экспрессивная речь отличается крайней ограниченностью, множественными аграмматизмами, отсутствием развёрнутых рассказов. Наблюдаются нарушения слуховой и произносительной дифференциации звуков, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, нарушения звукопроизношения. По-мнению Л.С.Волковой «у большей части детей обширно представлены системные нарушения, при которых имеется совместное расстройство фонетической, лексической, грамматической стороны речи» (Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983). Наряду с речевыми проблемами у данных детей наблюдаются задержка развития ряда важнейших функций, большинство из которых всегда имеет то или иное отношение к формированию речи: не полноценная сформированность праксиса, гнозиса, нарушение координации, ориентировки в большом и малом пространстве.
Задержка развития моторной сферы и пространственной ориентировки у детей с врожденным зрительным дефектом отмечена многими исследователями (М.И. Земцова, А.И.Каплан, М.С.Певзнер, Н.П.Малыгина, И.С.Маргулис, Е.Б.Островская).
Наличие множественных системных нарушений речи и факторов, обусловливающих их развитие, говорит о том, что качественное совершенствовании речи этих детей вне условий коррекционного воздействия затруднено.
Фонетические нарушения речи (ФНР) выражаются в дефектах произношения отдельных звуков без других сопутствующих проявлений, что может не влиять на усвоение учащимися школьных знаний, но может нанести вред при формировании отдельных личностных характеристик. Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков, использования их в речи. Срок работы индивидуален для каждого учащегося (обычно не более двух лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут. Форма работы – проведение индивидуальных занятий.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) характеризуется нарушением не только звуковой стороны речи (дефекты произношения), но и нарушением формирования фонематических процессов, анализа и синтеза звукового состава слова. Коррекционно-развивающая работа включает развитие звуковой стороны речи, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, профилактику вторичного дефекта (дисграфии и дислексии). Коррекционная логопедическая работа осуществляется в ходе проведения индивидуальных и групповых занятий.
Общее недоразвитие речи (ОНР I-IV уровень) представляет собой недостаточную сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. Школьники данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программного материала. Цель коррекционно-развивающей работы: преодоление отклонений в речевом развитии (устранение дефектов произношения и формирование полноценных фонематических представлений; уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи), формирование полноценной учебной деятельности. Коррекционная логопедическая работа осуществляется в ходе проведения индивидуальных и групповых занятий. Планирование коррекционно-развивающей работы осуществляется с учётом вида дефекта и степени его выраженности.
Организация дифференцированной логопедической помощи происходит после проведения первичной диагностики (обследования) в начале учебного года (сентябрь). На основании проверки речевого развития каждого ученика, испытывающего трудности в усвоении навыков по русскому языку и чтения, комплектуются группы из учащихся с однородными нарушениями речи. Дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями и нарушением звукопроизношения (дизартрия, дислалия, ринолалия, алалия и др.) зачисляются на индивидуальные занятия.
В основу программы положены не только общие принципы дидактики, такие как концентрический принцип, но и специфические: принцип единой психологической основы, обеспечивающий единство психологического подхода к ребёнку, обращение к его сознанию, эмоциям, отношениям, ценностям (на уровне возрастных возможностей), а также развития рефлексивных способностей, способностей к самооценке, самопознанию, саморегуляции и самоанализу; принцип комплементарности, призванный обеспечить сочетание и взаимное дополнение разных направлений коррекции на одном занятии; принцип мобильности использования учебной информации, заложенной в программе, с учетом состояния учащихся, оптимальности наличествующих условий, дидактических требований к подаче учебной информации.
Основные формы работы – групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Описание места предмета в учебном плане
Реализация групповых и индивидуальных занятий осуществляется за счет часов, отводимых на реализацию коррекционного компонента в составе часов, выделенных на внеурочную деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные
- формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
- приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
- ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
- наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения "хорошего ученика" как примера для подражания;
- формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов».
Метапредметные
К концу коррекционного обучения учащиеся научатся:
-Различать гласные и согласные звуки и буквы;
-Использовать термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная;
-Называть отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;
-Использовать буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
-Использовать графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;
-Использовать предлоги и приставки;
-Различать основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных и др.).
К концу коррекционного обучения учащиеся получат возможность научиться:
-Моделировать слова, обозначая гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
-Производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
-Образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;
-Определять какой частью речи являются данные слова;
-Писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах собственных)
-Правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции; составлять предложения различных типов; объединять связные высказывания на заданные темы.
Предметные
К концу коррекционного обучения учащиеся научатся:
- адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
- проявлять социальную активность;
- проявлять соучастие, сопереживание, эмоциональную отзывчивость;
- проявлять настойчивость в достижении цели;
-проявлять способность к самоконтролю и саморегуляции в речи (в соответствии с возрастом).
Система оценки достижений планируемых результатов
Оценка достижений планируемых результатов проводится в форме диагностического обследования речи обучающегося в конце года, мониторинга динамики состояния речевой функции в течение года, самооценки обучающегося и оценки его деятельности учителем в ходе занятий.
Обобщенная оценка результатов освоения программы обучающимися может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур.
Результаты освоения коррекционного курса слабовидящими обучающимися не выносятся на итоговую оценку.
Содержание коррекционного курса
На протяжении всего процесса обучения при оказании обучающимся помощи в овладении каждым учебным предметом (русский язык и литературное чтение), наряду с решением общеобразовательных задач, учителем-логопедом проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи и развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью минимизировать или устранить недостатки речевого развития школьников с нарушениями речи, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. В процессе специально разработанной системы занятий предполагается овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи. На занятиях по коррекции нарушений речи осуществляется работа по устранению нарушений как устной речи (дислексия, стертая форма дизартрии, ринолалия и др.), так и письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография), которые составляют ведущее нарушение у данной категории детей. Именно целенаправленная коррекция нарушений речи в младших классах позволит детям более успешно усваивать программу по другим предметам. В связи с отрицательным влиянием нарушений речи на развитие познавательной деятельности, наличием в большинстве случаев минимальной мозговой дисфункции вследствие парциальных органических повреждений мозговых структур у детей с нарушением речи часто отмечаются и нарушения формирования познавательной деятельности: зрительного восприятия, пространственных, временных представлений, восприятия и воспроизведения ритма, недоразвитие вербально-логического мышления. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводит к трудностям овладения не только программой по русскому языку, но и по другим предметам. Это вызывает необходимость при проведении индивидуальных коррекционных занятий оказания индивидуальной помощи детям с учетом особенностей нарушений речи и недоразвития познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам, т. е. коррекцию нарушений речевых и неречевых психических функций и поведения.
Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения младших школьников с нарушениями речи, использование специальных учебных планов и программ, научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение образовательной программой начального общего обучения в соответствии с обязательными требованиями федеральных государственных стандартов.
Коррекция нарушений устной речи предполагает формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звуковой анализ и синтез; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря, преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; умение правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Коррекция нарушений звукопроизношения. Обследование речи учащихся. Подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения (с использованием учебников системы «Школа России». Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация произношения поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости в слогах, в слогах со стечением двух согласных, в словах и фразах.
Автоматизация поставленных звуков в речи.
Дифференциация звуков по месту образования в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах; закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков.Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи. Формирование умения безошибочного употребления звуков речи в разных ситуациях общения
Развитие фонематического восприятия. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа. Последовательное называние гласных. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов и слов. Выкладывание моделей слогов и слов. Преобразование слогов. Слоговой анализ слов. Усвоение понятий «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы предложения. Звуковой анализ слов различной сложности. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный, например; лось, конь, соль т.п.). Преобразование слов за счёт замены звука. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Изображение схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.
Развитие речи. Осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Коррекция нарушений письменной речи включает материал, направленный на устранение проблем при овладении письменной речью, которые препятствуют системному освоению родного русского языка. В норме процесс письма предусматривает достаточный уровень сформированности определенных неречевых и речевых функций: слуховой, произносительной; языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Нарушение и распад какой-либо из этих функций, вызывает нарушение письма – дисграфию (акустическую, оптическую, дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза).
У детей с нарушениями устной и письменной речи обнаруживаются специфические ошибки: пропуск букв и слогов, замены букв; смешение букв, перестановки букв и слогов, вставки гласных букв, раздельное написание частей слова, слитное написание слова с предлогами, союзами. Логопедическая работа носит коррекционно-развивающий характер и направлена на накопление устного речевого опыта, наблюдение за явлениями языка, формирование на этой основе практических языковых обобщений, необходимых для изучения грамматико-орфографических тем. Большое значение придается развитию чувственного опыта детей в области родного языка. Многие знания учащиеся получают, опираясь на свой слуховой и произносительный опыт. На этой основе и благодаря наблюдениям, сравнениям, установлению сходства и различия учащиеся выделяют существенные признаки языковых явлений и овладевают соответствующими понятиями. Коррекционная работа во 2-4 классе соотносится с программным материалом по русскому языку (В.П.Канакина «Русский язык», В.П. Горецкий «Русский язык», утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования второго поколения). Программа включает материал на различение предлогов и приставок, на дифференциацию звуков, на закрепление морфологического состава слова, на выработку умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова, на формирование полноценных фонематических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе и др.
Таблица 2
Методы и приёмы обучения
Практические | Упражнения Подражательно-исполнительские Творческие Речевые Игровые Игры Дидактические Подвижные Творческие Моделирование знаково-символическое |
Наглядные | Наблюдение Рассматривание рисунков, картин, схем, профилей артикуляций Прослушивание магнитофонных записей Показ образца задания, способа действия |
Словесные | Рассказ Пересказ Беседа (предварительная и итоговая), обмен впечатлениями Показ образца Пояснение Объяснение Педагогическая оценка Самооценка |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество | Примечание |
Печатные пособия | |||
| Деревья наших лесов | 1 | Демонстрационный материал |
| Цветы | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Ягоды | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Овощи | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Птицы | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Цветы | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Четвёртый лишний | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Дикие животные | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
| Домашние животные | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
10 | Дидактический материал по автоматизации звуков Ш,Ж,Ч,Щ | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
11 | Дидактический материал по автоматизации звуков Л,Л’ | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
12 | Дидактический материал по автоматизации звуков Р,Р’ | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
13 | 1 | Наглядно-дидактическое пособие |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество | Примечание |
Электронные учебные пособия | |||
| Тренажёр в помощь логопеду «Логопедические пазлы» | 1 | На электронном носителе |
| ФГОС Логопедическая служба «Интерактивные речевые игры» | 1 | На электронном носителе |
| Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры» | 1 | На электронном носителе |
| Тренажёр по русскому языку для начальной школы | 1 | На электронном носителе |
| Играем и учимся. Развитие речи | 1 | На электронном носителе |
| Компьютерная программа «Азбука» «Как мышонок буквы ловил» | 1 | На электронном носителе |
| Компьютерная программа «Странна Лингвиния» | 1 | На электронном носителе |
| Путешествие по звукам. Как звучат инструменты. | 1 | На электронном носителе |
Технические средства и оборудование | |||
| Компьютер | 1 | |
| Принтер | 1 | |
3 | Интерактивный комплекс | 1 | |
4 | Зеркало настенное | 3 | |
5 | Зеркала индивидуальные | 5 | |
6 | Парты одноместные | 6 | |
7 | Стулья | 8 | |
Учебно-практическое оборудование | |||
1 | Тренажёр - планшет «Волшебная ниточка» | 1 | Учебно-игровое пособие |
2 | Ребусы (комп.) | 1 | Учебно-игровое пособие |
3 | Русский язык «Твёрдый и мягкий знак» | 1 | Учебно-игровое пособие |
4 | Игра – занятие Умные клеточки» | 1 | Развивающая игра |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество | Примечание | ||
Книгопечатная продукция | |||||
Т.И. Пименова. Новые скороговорки на все звуки. СПб.: КАРО.2010. 160 с. | 1 | Электронный ресурс: http://lib.sibnet.ru/book/15872 | |||
Е.Н. Рыжанкова. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М.: ТЦ Сфера. 2010. 60 с. | 1 | Электронный ресурс: http://gendocs.ru/v24784/?download2=file | |||
И.А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. СПб.:2007. | 1 | Электронный ресурс: http://lib.sibnet.ru/book/15083 | |||
| 1 | Электронный ресурс: http://lib.sibnet.ru/book/14034 | |||
| 1 | ||||
Поваляева М.А. Справочник логопеда. СПб: Феникс, 2008. | 1 | ||||
Хрестоматия по логопедии: в 2 ч./ под. Ред. Л.С.Волковой. М.: Владос.2008. 600 с. | 1 | ||||
Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983 | 1 |
Литература
1.Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983
2.Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991.
3.Коррекция нарушений речи //программы специальных (коррекционных образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) / Под науч. рук.. Р.И. Лалаевой. М.: Просвещение, 1997. С.64-68.
4.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
5.Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
6.Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
7.Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
8.Новичкова И.В. «Коррекция нарушений речи»// Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Д.И. Плаксиной. В 2-х ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 123-131.
9.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха
К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...
Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха
Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...
Коррекция нарушения чтения у учащихся с нарушениями зрения
Упражнения по коррекции дислексии....
Аннотация на коррекционно – развивающую программу по исправлению дизорфографических ошибок у учащихся 5х классов.
Коррекционно – развивающая программа для учащихся пятых классов предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях.Программа составлена в соответствии с государственными стан...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.
В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:- развитие мышления;- развитие познавательной деятельности;- двигательная и сенсомоторная координация...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (АООП Вариант 5.1)»
Рабочая программа учителя-логопеда...