Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях в начальной школе
статья по логопедии

Шабалина Наталья Валериановна

       В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

     Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний, умений и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях  в начальной школе

       В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

     Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний, умений и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

     В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

       Целью занятий логопеда  в специальной (коррекционной) школе является формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.  Формирование грамматических понятий у детей с ограниченными возможностями здоровья    происходит таким же образом, как и в массовой школе.  В процессе обучения на уроках  должна проводиться работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка, а именно корригироваться дефекты произношения, формироваться фонетико-фонематические представления. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.  Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая неактивность осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной адаптации выпускников. Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь таких детей приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя-логопеда была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.  Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно отсталых детей на всех уроках, занятиях. Так, игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.

             Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу, сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.).  Чтобы привлечь внимание детей к языковому материалу и пробудить интерес к нему, педагогу необходимо поставить учебную задачу и сформулировать тему занятия, причем сделать это нужно так, чтобы было создано подобие проблемной ситуации, которую ученики могли бы решить как самостоятельно, так и с помощью учителя.   В процессе обучения и закрепления грамматического материала нужно научить учащихся   определять грамматическую категорию, не путать ее с другим изученным материалом, правильно использовать в речи. На своих уроках, для этой цели, я использую различные наглядные опоры – алгоритмы, которые создают условия для формирования более конкретных знаний, переносу отработанных умений на новый материал. Использование таких алгоритмов способствуют развитию умений доказывать, строить развернутое высказывание, употреблять сложные предложения, что способствует введению изученных грамматических категорий в речь, а, в конечном счете, способствует совершенствованию речевой практики, формированию коммуникативных навыков у детей, необходимых им для социальной адаптации и интеграции в общество.  При формировании коммуникативных умений учащихся предпочтение необходимо отдавать активной речи ученика, а учителю быть лишь дирижером этого процесса и понимать, что речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения и культуры учителя.

     Основными формами учебной коммуникации, которые могут развиваться на занятиях и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе, являются монолог и диалог, с которыми учащиеся могут работать по специально разработанным правилам, основанными на взаимном уважении и доверии. Такая работа способствует формированию навыков коммуникации, дает возможность учащимся требовательнее относиться к своей деятельности на уроке, развивает навыки самоконтроля. У них прослеживается положительная динамика по формированию коммуникативной функции речи. В результате такой ежедневной работы дети активнее вступают в диалоги, у них повышается мотивация к учению, появляется уверенность на уроке и в жизни. Повышение уровня коммуникации учащихся приводит к упрощению процесса их свободного общения, а в дальнейшем приведет к успешной социальной адаптации.

            Развитие и коррекция речи  в контексте коммуникативного подхода на занятиях  в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и позволяет преодолеть характерный речевой негативизм, стереотипность, бедность речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению норм социального поведения.  Поскольку становление личности лежит в основе и общего, и специального образования, то коррекционно-педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так как вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней. Коррекция является основой, органическим стержнем всей учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе и в системе специального образования.

Список источников:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе, Москва, 2002.

2.Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

3. Плешакова Е. П. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Использование кроссвордов на логопедических занятиях как эффективного средства для успешного средства и коррекции устной и письменной речи детей

Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.Работа с кроссвордами поможет научиться определять место звука в слове, называть звуки по порядку, а значит – предупредить ошибки на пис...

Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"

Цель:1)найти  кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе.

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе....

2019 - Логопедическая диагностика как основа коррекции устной и письменной речи

В данном материале представлена презентация для студентов-логопедов  по ознакомлению с тестовой методикой диагностики устной речи  Т.А. Фотековой...

Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"

Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....