Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
методическая разработка по логопедии

Башарова Айгуль Фиргатовна

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.  Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.  Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильно го соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. 

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

  • подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
  • собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

 

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;

- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.

3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.      Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5.      Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.      Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.

Работа на вербальном материале

1.      Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной . В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый, последний, начало, середина конец, между, за, перед, после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

·         Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.

3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.      Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5.      Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.      Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

·         Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

·         Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

·         Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

·         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

·         Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

·         Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

·         Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

·         Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

·         Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

·         Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

·         Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

·         Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

·         Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

·         Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

·         Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

·         Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-со, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

·         Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

·         Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;

о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;

у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.

·         Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

·         Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

·         «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

·         Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

·         «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

·         Запись слогов различных типов под диктовку;

·         Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

·         Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

·         структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

·         формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

·         в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)

·         переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Литература:

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов

Преодоление нарушений слоговой структуры слов. Диагностика и система коррекционной работы....