Метод наглядного моделирования в коррекции нарушений речи младших школьников
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

Мунтян Надежда Анатольевна

    Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести метод наглядного моделирования или мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.

Главной целью коррекционной работы с детьми стала — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач:

Применение наглядного моделирования способствует решению познавательных задач; формированию представлений о логических отношениях; развитию способности к перспективной абстракции; формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей младшего школьного возраста с нормально развитой речью и детей с речевой патологией. Мнемотехника включает следующие этапы: усвоение и анализ сенсорного материала, и перевод его на знаково-символический язык.

Метод наглядного моделирования позволяет максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.

 

  • помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
  • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
  • учить последовательности, логичности, и связности изложения;
  • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;  
  • воспитать у детей потребность в речевом общении;
  • целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
  • актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
  • закреплять обобщающие понятия;
  • упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
  • упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);
  • упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;
  • закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
  • формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений; анализировать семантику и способы образования сложных слов;
  • способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx443.97 КБ

Предварительный просмотр:

         Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.

        Использования на уроках  литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с детьми с ТНР. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы труднозапоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.

           Предлагаемое учебное пособие для учителей начальных классов разработано на основе методики когнитивно-познавательного развития Е.Г. Карцевой. Оно включает в себя ряд обучающих мнемотаблиц по русскому языку и кодированных стихов по литературному чтению, которые могут быть использованы в форме раздаточного материала.  

Цель работы: экспериментально выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР.

Объект исследования – связная речь детей школьного возраста с ТНР

Предмет исследования – влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи детей школьного возраста с ТНР.

Задачи исследования:

  1. Теоретически изучить проблему развития связной речи в школьном возрасте и раскрыть специфические особенности развития связной речи детей с ТНР.
  2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
  3. Разработать школьного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
  4. Экспериментально оценить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей школьного возраста с ТНР.

Для реализации поставленных целий и задач использовался комплекс методов:

  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме.
  • Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • Наблюдение.
  • Педагогический эксперимент.
  • Обработка количественных и качественных данных по развитию связной речи.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Путешествия
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение ФГОС начального общего образования.
Курсы повышения  квалификации учителей.
Изучение  психолого-педагогической литературы. «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов


Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.


Обобщающий

Подведение итогов
Оформление
 результатов работы

Внедренческий

Распространение опыта работы

Теоретические аспекты изучения метода наглядного моделирования в коррекции нарушений речи младших школьников

Способы развития связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для усвоения родного языка. Формирование связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Процесс развития речи детей дошкольного возраста изучен и описан в работах К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является условием для развития его личности.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место недоразвитие речи.

Логопедическое воздействие преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста, как с речевой патологией, так и без, очень сложный процесс.

Развитие связной речи осуществляется разными способами или, иначе говоря, различными видами речевой деятельности. Это следующие виды:

  • пересказ текста;
  • составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин;
  • составление описательных рассказов по сюжетной картине;
  • составление описательных рассказов;
  • составление рассказов по замыслу и другие.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

При работе с детьми, с нарушениями речи, мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.


Мнемотаблицы по русскому языку:

 Мнемотаблица №1. Словарные слова.  

Сочетания «оро», «оло» и  безударная гласная «о»

Метод работы - составление связного рассказа.

с

в

в

с

х

м

к

к

м

г

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Л

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

бей

на

ка

шо

ко

ва

з

д

           

де

я

М

в

п

к

с

г

л

О

О

О

О

О

О

О

ск

ч

су

нь

ба

да

па

ва

ка

да

ки

ка

та

Мнемотаблица №2. Словарные слова.  Безударная гласная «а»

п

са

р

п

к

л

с

б

к

з

м

г

к

х

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

бо

ль

р

ток

по

ра

ран

вод

ши

р

ль

зе

пус

р

чий

то

ман

ги

бан

даш

на

буз

бом

та

та

   

Мнемотаблица №3.   «Непроизносимая согласная»

 

        ЦА

НИ

                                                       

                        СТ                  РА      НЕ       ПРЕ      НЕ

ЛЕ       СЧА     ГРУ       ДО     СЧА      ЛЕ        НА

               СТ      СТ      СТ     СТ      СТ       СТ

       ЛИВЫЙ   НЫЙ     НЫЙ   НЫЙ   НЫЙ    НЫЙ

Мнемотаблица №4. «Двойная согласная»

ру

сс

Кий

Ро

сс

Ия

ра

сс

Тояние

ка

сс

А

па

сс

Ажир

дре

сс

Ировщик

режи

сс

Ёр

ра

сс

Каз

ка

сс

Ета

кро

сс

Ворд

ба

сс

Ейн

шо

сс

Е

кро

сс

«Литературное чтение»  по теме: В.Г.Сутеев «Ёлка»

сканирование0002

Я  хочу остановиться на теме «Развитие связной речи обучающихся при ознакомлении со сказками с использованием мнемотехники».  Сказка играет огромную роль в развитии связной речи детей и является одним из основных средств формирования речевых навыков благодаря богатству и многообразию метких сравнений, эпитетов, песенок, повторов, диалогов. Если систематически рассказывать детям сказки, в процессе беседы по содержанию сказки обращать внимание на языковые формы, использовать метод мнемотехники на занятиях, то формирование речевых навыков (фонематические, грамматические, лексические) будет происходить успешнее.

Задачи:

Формировать умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.

Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Развивать мелкую моторику при графическом воспроизведении.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать необходимо с мнемоквадрата и мнемосхемы, постепенно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки.

 Сначала дети боятся пересказывать, потому что им кажется, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но со временем понимают – пересказывать по картинкам – это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно этот вид деятельности превращается в игру, и никто уже не боится ошибиться.

Мнемотаблицы можно разрезать и играть в следующие игры:

«Исправь ошибку»

Дети учатся устанавливать правильную последовательность действия. Картинки перепутаны, необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать сказку.

«Найди ошибку!»

Детям предлагается найти ошибку в последовательности картинок.

«Кто потерялся

Нужно вспомнить сказку по представленным карточкам. Выяснить, кого из персонажей  данной сказки нет.

«Кто лишний?»

Из всех предложенных карточек нужно убрать одну, объяснить, почему она лишняя и из какой сказки.

«Распутай!»

Предлагаются вперемежку две разрезные таблицы. Надо распутать две сказки.

«Не зевай, нужную картинку доставай!»

Воспитатель читает отрывок сказки, а дети находят соответствующую картинку.

 «Найди пару»

Детям предлагается набор картинок-схем из разных сказок. Необходимо каждой из них найти пару, по какому либо признаку (например: сестрица Алёнушка и Крошечка -Хаврошечка — девочки; сани и избушка на курьих ножках —  изготовлены из дерева; короб  и пирожки — в коробе Машенька отправила пирожки для деда с бабой и т. д.).

Для того, чтобы работа с таблицами  проходила более успешно, необходимо параллельно использовать дидактические, словесные и настольные игрыдля обогащения словарного запаса, развития слухового внимания, умения детей использовать эпитеты и сравнения. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.

«Назови сказку» по предложенному набору слов.

Дом в лесу, кровать, миска… (3 медведя)

Лёд, избушка, петух… (Заюшкина избушка)

Избушка на курьих ножках,  печка, яблонька… (Гуси-лебеди)

Дом, мышка, медведь… (Теремок)

Прорубь, рыба, тесто… (Лисичка сестричка и серый волк)

Сестрица, лужа, купец, ведьма…(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Печь, дрова, ведра…. (По щучьему веленью)

 «Отгадай загадку»

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.  (Гуси-лебеди)

Ходит возле дома птичка

И несет она яички.

Громко «ко-ко-ко!» поет!

Деда с бабкою зовет!  (Курочка Ряба)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей! (Царевна-лягушка)

Бабушка за дедушку ухватилась крепко.

«Ох, никак не вытянуть, помогите, детки!»

Добрые помощники скоро набегут.

Победит упрямицу общий, дружный труд. (Репка)

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.  (По щучьему веленью)

Он сумел поймать волчишку.

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.  (Бычок – смоляной бочок)

Был похож на мяч немножко

И катился по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме рыжей – вот так смех! (Колобок)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?   (Три медведя)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.  (Маша и медведь)

Лисичка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.  (Теремок)

«Найди ошибку» в названии сказок.

Царевна-матушка.

По заячьему велению.

Иван царевич и фиолетовый волк.

Сестрица Аленушка и братец Алешенька.

Петушок — золотой пастушок.

Сивка-мурка.

Волк и семеро колобков.

«Продолжи сказку»

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка с братцем выбрались из печки, смотрят, а навстречу им Крошечка —  Хаврошечка идёт…

 «Сказочные клубочки» (сколько сказок свернулось в клубок?)
«Жили — были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Раз, снесла  курочка яичко. Положила его бабушка на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может. «Ох, устал.  Сяду на пенек съем пирожок!»   («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»)

«Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал: «Коровушка, матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».  «Нет, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был!»   («Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка», «Лиса и тетерев»).

 «Внимание! Розыск!» Дети должны узнать сказочных героев.

Я разыскиваю сказочного героя:  «Мастерица, скатерти ткала, хлеб пекла, шила рубашки, белой лебёдушкой в танце плыла»; «Этот герой может на печи лежать целую неделю, а вёдра сами у него воду носят»; «Круглый, румяный, похож на мячик, убежал от бабушки и дедушки».

«Волшебные предметы»

В этой игре дети закрепляют знание сказок, учатся видеть в сказочных волшебных предметах аналог.

Яблочко на блюдце – телевизор.

Клубок с нитками – навигатор.

Ступа – самолёт, вертолёт.

Молодильные яблоки – витамины.

Печка – автомобиль и др.

«Что произойдёт, если…»

Изменение ситуации в сказке. От детей требуется умение анализировать. Например,  в сказке «Колобок» лису заменили лягушкой, а в сказке «Теремок» медведя Машенькой.  В сказке «Волк и семеро козлят» волк превратился в доброго и заботливого, а козлята  капризные и непослушные.

Все этапы работы с мнемотаблицами пройдены,  дети научились с помощью заместителей и схем пересказывать сказки, выделять самые главные события, соблюдать последовательность изложения. С помощью игр речь их стала выразительнее, насыщена эпитетами и сравнениями. Начинается самостоятельная творческая работа детей. Они сочиняют свои собственные сказки и зарисовывают таблицы к ним.

Родителям вместе с ребенком предлагается с помощью таблиц зарисовать и сочинить рассказ об  интересном событии в семье  (о том, как прошел выходной день или посещение театра, выставки, зоопарка…). Детские мнемотаблицы можно использовать для изготовления книжек-самоделок. Просто надо разрезать уже составленную детьми таблицу по ячейкам, скрепить все листочки и книжка-малышка готова. Таким образом, у воспитанников формируется интерес к творчеству, к созданию собственных проектов.

Но мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи дошкольников. Это только начальная, но эффективная часть работы, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Систематическое применение данной техники при ознакомлении со сказками поможет детям планировать свои высказывания. А выступая творцом собственного произведения, школьник испытает чувство удовлетворённости, что в свою очередь сформирует у него чувство успеха и уверенности в своих возможностях.

 «Ребёнок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое видит мир, но не воспринимает его как предмет осознанно…»

А.Р.Лурия.

1. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П. Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др. Принципы и задачи ТРИЗ (технологии развивающего обучения) отражены в работах Л.А.Венгер, Т.В.Егоровой, А.П.Усовой. Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина — это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко и др.)

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для младших школьников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев). Моделирование — продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов); процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко); наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.) Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала. Можно создавать и использовать разные модели объекта. Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации. Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Применение наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении: обогащение активного словаря; закрепление навыков словообразования; коррекция звукопроизношения; формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развитие связной речи. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью ( Цеханская Л.И. ) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.). Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, способности к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агаева Е.Л.).

Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении.(Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.И.Маевская, Е.С.Мастюкова, С.К,Сиволапов, Л.Ф.Спирова, Л.С.Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

2. Актуализация технологии наглядного моделирования в процесс формирования речевых навыков детей с ТНР.

Сегодня специалисты отмечают рост числа обучающихся, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причинами этого роста являются: общая соматическая ослабленность детей; педагогическая некомпетентность родителей; увеличение нарушений перинатального развития детей; эмоциональная депривация в семье; Дети с ТНР (дети с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом) имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение (фонетический компонент); фонематический слух (фонематический компонент); словарь (лексический компонент; грамматический строй (грамматический компонент). Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи затрудняют процесс развития связной речи. Результаты всестороннего логопедического обследования при поступлении детей в школу показало, что кроме того, что у детей отмечалась обиходная речь с лексико-грамматической и фонетической недостаточностью, у них наблюдалось неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность, скудность и ограниченность словаря; трудности в подборе слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; нередко допускались замены нужных слов другими, сходными по значению. В активном словаре преобладали существительные и глаголы. В грамматическом оформлении речи отмечался низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то есть многочисленные аграмматизмы.

Систематический анализ результатов работы привел к пониманию того, что нередко мною «дублировался» речевой материал с использованием лишь другого картинного материала. Это, конечно, повышало познавательный интерес обучающегося, но ожидаемой динамики не наблюдалось. При выполнении речевой деятельности отмечалось снижение речевой активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточное внимание и сосредоточенность. Ребенок нередко был «вялым» неотчетливо проговаривал окончания, часто «отмалчивался», осуществить разноуровневый дифференцированный подход было крайне сложно, требовалось много времени для подбора материала. Слабо формировался навык переноса усвоенного речевого материала из одного лексико-тематического цикла в другой, и далее в самостоятельную активную речь. Исходя из указанных противоречий и учитывая характерные особенности школьника с ТНР, мною стали  разрабатываться наиболее оптимальные и результативные технологии. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с младшими школьниками состоит в том, что: во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Применение наглядного моделирования: опосредованное решение познавательных задач; формирование представлений о логических отношениях; развитие способности к перспективной абстракции (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева); формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей младшего школьного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша). Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:

Усвоение и анализ сенсорного материала;

Перевод его на знаково-символический язык;

Работа с моделью и позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.

3. Цель и задачи работы по развитию речи детей с ТНР средствами наглядного моделирования.

Главной целью коррекционной работы с детьми стала: — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач:

помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем;

обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

учить последовательности, логичности, и связности изложения;

развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;  

воспитать у детей потребность в речевом общении;

целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

закреплять обобщающие понятия;

упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;

упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);

упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;

закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений; анализировать семантику и способы образования сложных слов;

способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

4. Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР.

Работа проводилась с использованием игр: «Цветные дорожки», «Угадай-ка» , «Путешествие», «Помоги Незнйке», «Опиши фрукты», «Вкусный сок», «Опиши овощи», «Волшебные сундучки», «Весёлая прогулка», «Где мяч?», «Укрась ёлочку» , «Где кот?», «Угадай, какие это фрукты?» и мн.др. Использовались приемы мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод наглядного моделирования использован со всеми видами связного высказывания:

описательный рассказ;

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

Приведем пример обучения детей описанию живого объекта:

Педагог: «Дети, птицы очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как вы будете составлять рассказы. Сначала, назовете ту птицу, о которой будете рассказывать. Вопросительный знак напомнит вам об этом (картинка с изображением вопросительного знака) Скажете, какого она размера, большого, среднего или маленького? (картинка с изображением трёх столбцов- большого ,среднего и маленького) Опишите характерные части тела птицы (клюв, крылья, хвост, окрас). Домашняя или дикая птица? Вот эта картинка подскажет вам (показ картинки, где изображено схематичное изображение леса и дома). Чем питается?(картинка с изображением тарелки и ложки) Как эта птица подаёт голос? (картинка с изображением музыкальных нот) Подумайте, о какой птице и что вы будете рассказывать». Примерные ответы детей: Это воробей. Воробей – маленькая птица. У него маленький клюв и небольшие крылья. Хвост у воробья чёрный. Это дикая птица. Питается воробей крошками и зёрнышками. Он умеет чирикать». Сложными в понимании и заучивании для детей с ТНР являются загадки. Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны. Не каждую загадку можно представить с помощью схем или моделей, рисунков. Загадка: Днём спит, Ночью ульи ворошит. (медведь) Метод наглядного моделирования используется также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, что предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению используются различные дидактические игры и пособия. Особое внимание хочется обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ТНР. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями” Игра «Весёлый мячик» — развивает умение составлять предложения и соотносить предлоги со схемой. Детям предлагается назвать и соотнести предлоги со схемой. Вот играет Буратино В мячик весело с Мальвиной Ты дружок реши задачу: Кто куда закинул мячик?! С этой же целью используется игра «Весёлая прогулка» — дети перемещают фишки по полю ,и в соответствии с выпавшей картинкой составляют предложения используя определённый предлог. Игра «Разложи по секторам» — развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками. Развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками. Игра «Скажи наоборот» - способствует правильному употреблению в речи слов – антонимов .Детям предлагается сравнить предметы по величине ,высоте , ширине и т. д. Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – это символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах: как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций; как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии. Игра « Составь пару» — задание — найти две пиктограммы по предложению: “Самолет летит”, “Цветок растет” или “Кузнечик прыгает”… Также пиктограммы используются для согласования в роде, числе, падеже. При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения. Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой. К примеру , дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и соотносить слово со слоговой схемой. При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи: познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью; находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме; отработать навык послогового чтения. Так, например, игра «Рассели картинки в дом» научит выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и опредилить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку. Определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью птички способствует игра «Куда перелетела птичка?» Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий. Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Метод наглядного моделирования можно эффективно использовать для формирования речевой и познавательной активности у старших дошкольников с ТНР.

Мнемотаблица по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

C:\Users\user\Desktop\НА\Petuchok_i_bob.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Упражнения по коррекции письменной речи младших школьников.

Упражнения для развития фанематического слуха. Упражнения на развитие уровня саморегуляции....

Коррекция нарушения письма младших школьников в процессе изобразительной деятельности

Актуальные проблемы современного образования. Презентация накопленного инновационного опыта работы....

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....