РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
рабочая программа по логопедии

журавлева мария анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_programma.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

утвержденной приказом от 31.08.2020 № 541

протокол педсовета № 1 от 31.08.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

для обучающегося с задержкой психического развития

1 – 4 классов (вариант 7.1.):

«Коррекционно-развивающие занятия

(логопедические) - индивидуальные»

2021-2022 учебный год

Составитель:

Журавлева М.А.,

учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

г. Нижневартовск

2021 год

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика коррекционного курса

4

3

Описание места коррекционного курса в учебном плане

4

4

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

5

5

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

7

6

Содержание коррекционного курса

11

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

13

8

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

15

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 2 класс 2021-2022

22

1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - групповые» (далее рабочая программа) разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с ОВЗ (с задержкой психического развития.) МБОУ «СШ №19».

Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО МБОУ учащихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) «СШ №19». Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с сохранным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма) в виду недоразвития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речевого недоразвития. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Целью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) – индивидуальный » является коррекция нарушений устной и письменной речи, как направления систематической специальной и психолого-педагогической поддержки развития детей с ОВЗ.

Задачи курса:

1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

2) овладение основами правильного чтения (читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»);

3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики.

Структура  рабочей  программы  соответствует  требованиям  ФГОС  НОО обучающихся с ОВЗ.

2. Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс направлен на развитие грамотности и культуры чтения. Учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. У учащихся с ЗПР замедленное, бессознательное чтение, которое не позволяет максимально извлекать и понимать информацию.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности обучении: произвольной деятельности, внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтому отличительной особенностью данного коррекционного курса является его практическая направленность, расходование значительной части времени на формирование деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании курса.

 Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ (с ЗПР) Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - групповые» входит в часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, является частью коррекционно-развивающей области.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ № 19», курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - индивидуальные» изучается с 1 по 4 класс (1 класс 2 часа в неделю 66 часов в год, 2-4 класс 2 часу в неделю,68 часа в год). 

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Ценностные ориентиры коррекционного курса соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО.

Ценностные ориентиры содержания начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения ООП. При определении ценностных ориентиров содержания начального общего образования учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности России и Кемеровской области. Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

1) формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

– чувства гордости за свою малую родину, уважения истории и культуры народов, проживающих на территории ХМАО-ЮГРА;

2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3) развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 

5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Результаты освоения коррекционного курса:

1) овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов.

2) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики.

4) сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

– развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя

помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти

самому;

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,

сформулировать запрос о специальной помощи;

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,

давать адекватную обратную связь учителю:

понимаю или не понимаю;

в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрат адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;

– овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.

– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье;

с учителями и учениками в школе;

со знакомыми и незнакомыми людьми;

в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты специальной поддержки освоения коррекционного курса отражают:

способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

способность к наблюдательности, умение замечать новое;

стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности;

умение ставить и удерживать цель деятельности;

планировать действия;

определять и сохранять способ действий;

использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;

оценивать процесс и результат деятельности.

6. Содержание коррекционного курса

Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения. 

Совершенствование восприятия. Развитие избирательности восприятия: цветовая маркировка букв, слогов, слов, вычеркивание заданных букв из текста; деление на слоги. Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы. Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации: складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

Совершенствование внимания. Развитие зрительного и слухового внимания: путешествие по лабиринтам; произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской. Развитие концентрации и устойчивости внимания: запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; переписывание бессмысленных слов. Расширение объема внимания: нахождение в рядах букв целых слов; запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений; отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку. Совершенствование памяти. Тренировка зрительной памяти: составление фигур из палочек; запоминание изображенных предметов, зарисовывание произвольных изображений, чтение и запоминание предложений разной длины.

Совершенствование мышления. Тренировка способности создавать мыслительный образ: мысленное представление различных образов и состояний. Тренировка способности устанавливать логические связи между словами: анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций. Представление текстов зрительными образами.

Совершенствование эмоционально-волевой сферы. Рисование эмоциональных состояний. Оценивание ребенком собственной скорости чтения.

Коррекция несовершенного навыка чтения

Развитие языкового анализа и синтеза. Определение границ предложения в тексте без точек; придумывание предложений с заданным словом. Придумывание предложений по опорным словам; работа с деформированным предложением. Составление графических схем предложений и предложений по схемам, определение места заданного слова в предложении. Выделение гласных из слога, слова; анализ и синтез слогов с помощью фишек, составление слогов и слов из разрезной азбуки. Определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Развитие морфологической системы языка. Упражнения на дифференциацию частей речи. Игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных). Практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола. Упражнения, игры на согласование различных частей речи. Подбор 7 родственных слов; игра «Назови ласково». Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь слово».

Совершенствование синтаксической структуры речи. Составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам. Упражнения на распространение предложений. Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов. Работа со схемами.

Совершенствование лексической стороны речи. Упражнения на подбор глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот). Упражнения на подбор антонимов, синонимов. Упражнения на подбор названий к тексту (и наоборот).

Совершенствование семантической стороны речи. Ответы на вопросы по прочитанному тексту; подбор картинок. Работа с деформированными текстами. Пересказ. Придумывание начала и конца к тексту.

Совершенствование навыка чтения. Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция, правильность, выразительность). Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных). Чтение слов различной буквенной наполняемости. Чтение «лесенок» и «пирамидок». Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир». Чтение с «окошечком», «решеткой». Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения: чтение чистоговорок. Чтение скороговорок, слов одинаковой и различной структуры. Чтение несуразиц. Чтение слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения. Развитие навыка правильной расстановки логического ударения. Чтение индивидуальное и по ролям. Выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз.

Коррекция письма

Работа над развитием мелкой моторики пальцев и свободы движения рук при выполнении письменных заданий. Списывание с комментированием. Списывание. Объяснительный диктант. Самодиктант. Диктант по памяти.

 

7. Тематическое планирование

п/п

Разделы

Количество часов

1 класс

2класс

3класс

4 класс

1

Диагностика учащихся

2

2

2

2

2

Коррекция устной и письменной речи

62

64

64

64

3

Диагностика учащихся

2

2

2

2

итого

66

68

68

68

1 класс

Тема и содержание уроков

Кол-

во часов

Вид        деятельности обучающегося.

Диагностический этап

  1. 1

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

  1. 2

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция устной и письменной речи

  1. 3

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

2

1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки»,  «Чья птичка дальше улетит» и т.п.

2. «В лесу», «Не разбуди Катю».

3. Скороговорки.

4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».

  1. 4

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

2

1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.

2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».

  1. 5

Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов

2

1.Упражнение «Сделать трубочку»

2.Упражнение «Открыть широко рот»

3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу

  1. 6

Упражнения для дыхания

2

1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая руками (шарик надувается).

2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя воздуха.

3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.

  1. 7

Гuмнacтикa мимикo-аpmuкуляторных мышц

2

Силовая гимнастика :

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.

  1. 8

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

2

1.«Что звучало?»

2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

  1. 9

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

2

1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.

2. Артикуляционные упражне-ния.

  1. 10

Дыхание.  Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

2

1. «Задуй свечу»,  «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».

2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».

3. Дыхание с задержкой под счет.

4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».

  1. 11

Общая моторика. Речь с движением.

2

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Игры с передвижением под музыку.

2. Игры с мячом.

3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.

4. «Расскажи стихи руками».

  1. 12

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

2

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика с предметами.

3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,  пластилин и т.д.)

  1. 13

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

2

1. «Отгадай, кто сказал?»,  «Повтори ритм»,  «Где позвонили?».

2. «Доскажи словечко», «Рифмы».

3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».

4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».

  1. 14

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

2

1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п.

2. «Запомни и нарисуй» и т.п.

3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.

  1. 15

Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

2

1. Рисование бордюров, узоров.

2.  Графические диктанты.

3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).

4. «Круглый год»,  «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.

5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

  1. 16

Предложение

2

Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа.

  1. 17

Звуки и буквы

2

Звуки и буквы. Алфавит.

  1. 18

Гласные и согласные

2

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

  1. 19

Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

2

Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

  1. 20

Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных

2

Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

  1. 21

Различение звонких - глухих согласных звуков

2

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

  1. 22

Различение шипящих – свистящих звуков

2

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

  1. 23

Различение аффрикат

2

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

  1. 24

Различение соноров

2

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

  1. 25

Состав слова. Словообразование

2

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов

  1. 26

Словоизменение. Согласование слов

2

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов

  1. 27

Предлоги

2

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

  1. 28

Дифференциация предлогов и приставок.

2

Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме.

  1. 29

Предложение

2

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

  1. 30

Предложение

2

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

  1. 31

Текст

2

Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

Диагностический этап

  1. 32

Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе

1

Индивидуальная диагностика

  1. 33

Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе

1

Индивидуальная диагностика

Итого

66

2 класс

Тема и содержание уроков

Кол-

во

часов

Вид деятельности обучающегося.

Диагностический этап

  1. 1

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

  1. 2

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция устной и письменной речи

  1. 3

Речь и предложение.

2

Упражнение в составлении предложений.

  1. 4

Предложение и слово.

2

Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

  1. 5

Грамматическая основа предложения.

2

Упражнение в выделении главных слов в предложении.

  1. 6

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

2

Упражнение в выделении предложении в рассказе.

  1. 7

Звуки и буквы. Алфавит.

2

Разрезные азбуки, схемы слов

  1. 8

Гласные звуки и буквы.

2

Разрезные азбуки, схемы слов

  1. 9

Согласные звуки и буквы.

2

Разрезные азбуки, схемы слов

  1. 10

Понятие «слог».

2

Упражнения «Слогообразующая роль гласного.»

  1. 11

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

2

Задания и игры по звуко-буквенному анализу слов

  1. 12

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

2

Игры с звуковыми кубиками, составление схем

  1. 13

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

2

Игры с звуковыми кубиками, составление схем

  1. 14

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

2

Игры с звуковыми кубиками, составление схем

  1. 15

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

4

Игры с звуковыми кубиками, составление схем

  1. 16

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

2

Игры с звуковыми кубиками, составление схем Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

  1. 17

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.

2

Игры с звуковыми кубиками, составление схем Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

  1. 18

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». «а - я».

2

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

  1. 19

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». «у – ю».

2

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

  1. 20

Дифференциация гласных «о - у», «ё-ю».

2

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

  1. 21

Дифференциация гласных второго ряда.

2

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

  1. 22

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.

3

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

  1. 23

Разделительный мягкий знак.

3

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

  1. 24

Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П».

2

Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

  1. 25

Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [Ф], [Ф׳], буква «Ф».

2

Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

  1. 26

Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К».

2

Различение звонких и глухих  [Г] - [К] в устной и письменной речи.

  1. 27

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

2

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

  1. 28

Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т».

2

Различение звонких и глухих  [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

  1. 29

Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Звуки [с], [с׳], буква «С».

2

Различение звонких и глухих  [Ж] - [Ш] - [С] -[З в устной и письменной речи.

  1. 30

Звуки [р], [р׳], буква «Р». Звуки [л], [л׳], буква «Л».

2

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

  1. 31

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

2

Игры, ребусы, пиктограммы

  1. 32

Итоговый диктант.

2

Диагностика устной и письменной речи

  1. 33

Диагностика

1

Индивидуальная диагностика

  1. 34

Диагностика

1

Индивидуальная диагностика

Итого

68

3 класс

Тема и содержание уроков

Кол-

во

часов

Вид деятельности обучающегося.

Диагностический этап

  1. 1

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

  1. 2

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция устной и письменной речи

  1. 3

Речь и предложение.

2

Упражнение в составлении предложений.

  1. 4

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

2

Упражнение в составлении предложений.

  1. 5

Грамматическая основа предложения.

2

Упражнение в выделении главных слов в предложении.

  1. 6

Рассказ

2

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

  1. 7

Слово. Смысловое значение слова.

2

Работа со словарем

  1. 8

Образные слова и выражения в нашей речи.

2

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

  1. 9

Синонимы.

2

Игра «Слова-приятели»: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

  1. 10

Антонимы.

2

Игра «Слова-неприятели» которые имеют противоположное значение.

  1. 11

Омонимы.

2

Игра «Слова-близнецы» которые звучат одинаково, но имеют  разный смысл.

  1. 12

Многозначные слова.

2

Игры со словами, отгадывание загадок. Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

  1. 13

Составление предложений из данных слов.

2

Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

  1. 14

Работа с деформированными предложениями.

2

Работа со схемами, сюжетными картинками

  1. 15

Составление предложений по опорным словам.

2

Карточки с опорными словами

  1. 16

Родственные слова. Корень слова.

2

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов

17

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня

3

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

  1. 18

 Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

3

Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.

  1. 19

 Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

2

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

20

Общее  понятие  о  приставках  и  употреблении  их  в  речи.

2

Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

  1. 21

Приставки пространственного значения. Приставки временного значения.

2

Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

  1. 22

Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу.

3

Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

  1. 23

Разделительный  твердый знак.

3

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

24

Разделительный мягкий знак.

2

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

  1. 25

Общее  понятие  о  суффиксах  и  употреблении  их  в  речи.

2

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

  1. 26

Суффиксы профессий. Суффикс прилагательных. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

2

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

  1. 27

Окончание. Общее  понятие  об  окончании  и  употреблении  их  в  речи.

2

Морфологический состав слова. Закрепление материала. Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

  1. 28

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа, в косвенных падежах.

2

Тренировочные упражнения  в употреблении имен существительных в форме единственного и множественного числа, в косвенных падежах.

  1. 29

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

2

Тренировочные упражнения  в согласовании  прилагательных и существительных в роде и числе

  1. 30

Согласование глагола и существительного в числе, в роде, во времени.

2

Тренировочные упражнения  в согласовании   глагола и существительного в числе, в роде, во времени.

  1. 31

Общее  понятие  о предлогах  и  употреблении  их  в  речи.

2

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

  1. 32

Дифференциация предлогов и приставок.

2

Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.

Диагностика устной и письменной речи

33

 Диагностика

1

Индивидуальная диагностика

34

Диагностика

1

Индивидуальная диагностика

Итого 68

4 класс

Тема и содержание уроков

Кол-

во

часов

Вид деятельности обучающегося.

Диагностический этап

1

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

2

Первичная диагностика.

1

Беседа, ответы на вопросы

Коррекция устной и письменной речи

3

Повторение.  Текст.  Предложение. Слово. Слог.

2

Упражнения, игры.

4

Повторение. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

2

Упражнения, игры.

5

Ударение. Ударный и безударный слог.

2

Упражнения, игры.

6

Морфологический состав слова.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

7

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

8

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

9

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

10

Непроизносимые согласные в корне слова.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

11

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

12

Дифференциация предлогов и приставок.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

13

Разделительный Ъ и Ь.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

14

Повторение.  Текст.  Предложение. Слово. Слог.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

15

Речь. Предложение как единица речи.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

16

Слово. Смысловое значение слова.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

17

Образные слова и выражения в нашей речи.

4

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

18

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

19

Связь слов в предложении.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

20

Упражнение в установлении связей слов в предложении.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

21

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

22

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

23

Работа с деформированными предложениями.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

24

Составление предложений по опорным словам.

2

Закрепление материала. Тренировочные упражнения

25

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

2

Упражнение в делении текста на отдельные предложения.

26

Составление связного текста из деформинованных предложений.

2

Составление предложений

27

Деление текста на части и озаглавливании их.

2

Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.

28

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

2

Обучение письменному ответу на вопросы.

29

Работа над изложением. Составление плана изложения.

2

Упражнение в составлении плана изложения.

30

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

2

Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

31

Работа над сочинением. Составление плана рассказа.

3

Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.

32

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

3

Итоговая проверочная работа.

Диагностика устной и письменной речи

33

Диагностика

1

Индивидуальная диагностика

34

Диагностика

1

Индивидуальная диагностика

Итого

68

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методическая литература

Ефименкова Л.П., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 2001

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2003

Ишимова О.А., Бондарчук О.А Логопедическая работа в школе. М.: Просвещение, 2012

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2012

Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М.: «ГНОМ иД», 2004.

Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных школ» М.: Аркти, 2000.

Цифровые образовательные ресурсы

Материал развития речи [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lbooks.ru/dosug/deti   (дата обращения: 22.05.2019)

Детские песенки для физкультурных минуток [электронный ресурс] - Режим доступа: http://flashsait.com/audio/pesni.php  (дата обращения: 20.05.2019)

Наглядный материал [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.torrentino.com/  (дата обращения: 24.05.2019)

Электронные дидактические карточки – иллюстрации для логопедов [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/  П. Козловский (дата обращения: 20.05.2019)

Электронный тематический словарь в картинках [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/   Приложение к журналу «Школьная пресса» издательство «Школьная пресса» (дата обращения: 20.05.2019)

Учебно-практическое оборудование

Таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнурки, пластилин и т.п.).

Логопедическое зеркало.

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

 2 класс на 2021-2022 год   Р А

Тема и содержание уроков

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

  1. 1

Первичная диагностика.

1

  1. 2

Первичная диагностика.

1

  1. 3

Речь и предложение.

2

  1. 4

Предложение и слово.

2

  1. 5

Грамматическая основа предложения.

2

  1. 6

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

2

  1. 7

Звуки и буквы. Алфавит.

2

  1. 8

Гласные звуки и буквы.

2

  1. 9

Согласные звуки и буквы.

2

  1. 1

Понятие «слог».

2

  1. 1

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

2

  1. 1

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

2

  1. 1

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

2

  1. 1

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

2

  1. 1

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

4

  1. 1

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

2

17

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.

2

18

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». «а - я».

2

19

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». «у – ю».

2

20

Дифференциация гласных «о - у», «ё-ю».

2

21

Дифференциация гласных второго ряда.

2

22

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.

3

23

Разделительный мягкий знак.

3

24

Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П».

2

25

Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [Ф], [Ф׳], буква «Ф».

2

26

Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К».

2

27

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

2

28

Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т».

2

29

Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Звуки [с], [с׳], буква «С».

2

30

Звуки [р], [р׳], буква «Р». Звуки [л], [л׳], буква «Л».

2

31

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

2

32

Итоговый диктант.

2

33

Диагностика

1

34

Диагностика

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)

Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития  (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального  государственного образователь...

Адаптированная образовательная программа обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.2

Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потр...

Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития

Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам   и коррекционным курсам  для обучающихся  с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"

М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»

А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....