Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии

Хорошилова Елена Борисовна

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся с умственной отсталостью. Нарушение всех компонентов речи существенным образом влияет на становление их дальней адаптации, т.к. одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию.

У детей с УО недоразвитие проявляется и во всех компонентах неречевой деятельности: внимании, памяти, восприятии, мышлении, произвольности, воображении.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horroshilov.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся с умственной отсталостью. Нарушение всех компонентов речи существенным образом влияет на становление их дальней адаптации, т.к. одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию.

У детей с УО недоразвитие проявляется и во всех компонентах неречевой деятельности: внимании, памяти, восприятии, мышлении, произвольности, воображении.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.

Цель работы: Всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Реализуемые в процессе работы задачи:

– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Логопедические сказки – это сказки, направленные на  оказание существенной помощи в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. 

В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, логопедические сказки  являются более эффективными и продуктивными методами и приемами работы.

Такие сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Логопедические сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение  и коррекция появления специфических ошибок при письме.

Логопедические сказки помогают разнообразить предлагаемый материал, так как зачастую логопеду приходится отрабатывать навык длительное время.

В своей работе я предпочитаю использовать интерактивные логопедические сказки. Это сказки,  в которых ребенок не просто сторонний слушатель или зритель, он активный участник самой сказки.

Артикуляционные сказки- сказки направленные на развитие речевой моторики.

Артикуляционных упражнений на самом деле не так много. И чтобы гимнастика превратилась в увлекательное занятие,  начинается превращение язычка в сказочного героя, обыгрываются  его путешествия, приключения и встречи с другими персонажами.

Можно использовать сказки с готовым сюжетом: «Приключения веселого язычка в зоопарке», «Язычок делает ремонт», «В гостях у бабушки и дедушки», и др.

А можно предложить ребенку картинки-символы, обозначающие какое-либо упражнение, например «иголка» обозначает длинный острый язычок, «заборчик» показать зубки. Это даст возможность ребенку самому моделировать приключения своего язычка.

 «Лягушка-царевна»,  помогает смоделировать положение язычка и развивает кинестетические ощущения. 

Фонетические сказки- уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращается в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учится слышать и произносить трудный звук.

У детей с УО, особенно у младших школьников,  существенно снижены произвольные процессы: внимание, восприятие, память, и сказка здесь оказывает неоценимую помощь. А интерактивные сказки, с вовлечением ребенка в сам процесс сказки, помогают на практике закрепить полученные знания.

«На остров Сокровищ со звуком Л»

Логопедические сказки на дифференциацию звуков содержит задания и игры на четкое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.

Пальчиковые сказки-  помогают развивать мелкую моторику, закреплять знание сказок, развивают речь и образное мышление.  

Очень эффективны сказки, придуманные самим ребенком, а созданные коллективно помогают развивать интерес, воображение, диалогическую речь, легко и непринужденно выполняя свою главную задачу. 

«Мальчик с пальчик в зоопарке»

Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий). Помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматической правильной речи и обогащению словарного запаса.

«На день рождение к Русалочке».

        «Смешарики играют в снежки».

Интерактивные игры-сказки на формирование навыка подбора однокоренных слов.

Сказки для развития связной речи- это такие сказки, как режиссерская игра, пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, “а что потом”, совместное решения проблемного вопроса к сказке, изменение ситуации в знакомых сказках, придумывание кратких историй, моделирование,  сказки про самого себя, перевирание сказки, сказки по-новому. 

«Сказка наоборот:

Представим себе, что колобок получился злой»

Сказки по обучению грамоте-  (знакомят со звуками и буквами). Играя со сказочным персонажем дети знакомятся со звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычная ситуация помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

                                       

«В гости к гласным»                                 Выставка рисунков  по сказке

                                                                           «Город Звуков и Букв»

        Грамматические сказки – оказывают существенную помощь при знакомстве с нормами и правилами русского языка. Они в занимательной форме знакомят детей с составом слова, частями речи, правилами правописания.

        

     

                                     «В стране звонких и глухих согласных»

Для создания логосказок я применяю алгоритмы:  линейные, с ветвлением,  циклические.

Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.

Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода: «Да» и «Нет». 

Циклический алгоритм содержит повторение одной или нескольких команд с заданным количеством повторов или в зависимости от некоторого условия.

Я стараюсь разнообразить материал  при работе с  логосказками. Это могут быть вырезные картинки-символы, бросовый материал, магнитные буквы и фишки, аудио- и звукозаписи, различные виды театров. Использую программу Microsoft PowerPoint. Например «В стране звонких и глухих согласных». Выбирая букву, ребенок получает соответствующую слову иллюстрацию и наглядно может увидеть, как от выбора правильной буквы меняется значение слова.

Пример алгоритма  с ветвлением при составлении интерактивной логопедической сказки «В стране звонких и глухих согласных»

  1. ТЕМА

Звонкие и глухие согласные на конце слова

  1. Формулируем цель

Цель: Закрепить правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова

  1. Начало

   Однажды в Стране звуков и букв случился переполох. Поспорили между собой звонкие и глухие согласные

  1. Условие

  Глухие согласные говорят, что правила никому не нужны, и что писать проще так, как слышим. А звонкие спорят, что нельзя так делать, слова потеряются.

  1. Пути решения

шаг 1

шаг 2

шаг3

   И решили они отправиться по белу свету и выяснить, кто прав.

   Шли они, шли и вдруг увидели перед ними цветы разные, травы…

-Это же ЛУК!- бросился вперед звук К, только оказался он среди лукового поля. А у всех звуков полились слезы из глаз. (Почему? Как помочь звукам?) И решили звуки, раз их много, а слово одно, изменить слово во множественное число: был один луг- стали луга, и тогда каждому звуку досталось свое слово.

 

 Пошли они дальше. Идут, проголодались. Видят дерево растет. На нем слова ПЛО… Выскочил тут звук Т.

-Это ПЛОТ,  я знаю.  Прыгнул на слово, а слово превратилось в плот. (Почему? Как помочь не остаться звукам голодными?)

   Захотели они ПЛОД сорвать, а достать не могут –высоко. Стали думать звуки, чем бы дотянуться.

Смотрят ПРУ… лежит. Тут уже звук Д выскочил вперед. И очутились звуки в ПРУДУ.   (Почему? Как помочь звукам?)

  1. Закрепление материала

Захотелось и другим звукам так со словами поиграть:

арбу(с,з)

мешо(к,г)

ду(п,б)

вра(г,к)

огоро(д,т)

сне(к,г)

гара(ш,ж)

сто(к,г)

сторо(ш,ж)

зу(п,б)

ланды(ш,ж)

поез(д,т)

крю(к,г)

кру(г,к)

самоле(д,т)

медве(д,т)

заво(т,д)

клюю(ф,в)

обры(ф,в)

моро(з,с)

выхо(т,д)

похо(д,т)

хала(т,д)

галсту(г,к)

  1. Конец

Выводы делают дети

Эффективность коррекционной работы можно проследить  на примере работы по теме: «Звонкие и глухие согласные на конце слова». В исследовании приняло участие 9 учащимся  3-его и 4-го класса с ОВЗ  с легкой УО.

 В начале и конце работы была дана тестовая работа на правописание парных согласных в конце слова.

Коррекционная работа была проведена с использованием интерактивной логосказки  «В стране звонких и глухих согласных», с целью закрепить правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Дети отправились в путешествие с согласными буквами и решали возникающие проблемные ситуации. И логосказки-инсценировки «В гостях у Бабы-Яги», с целью упражнения детей в подборе проверочных слов. Здесь Баба-Яга могла съесть добра-молодца, если на его щите неправильно написано слово.

Результаты работы коррекционной работы по теме «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

-менее 20% ошибок выявлено у 2 обучающихся, на конец у 6 обучающихся,

-от 21 до 40% на начало работы 2 обучающихся, на конец 3 обучающихся,

-от 41 до 60% на начало работы и конец работы 2 обучающихся,

-от 61 до 80% на начало работы 4 обучающихся, на конец 1 обучающийся,

-от 81 до 100% на начало работы 2 обучающихся, на конец отсутствуют.

Контрольное тестирование через месяц показало сохранность результатов по усвоению темы, это говорит о том, что игровые интерактивные приемы логопедических сказок более продуктивны и прочнее закрепляется результат.

Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный  переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка. Получая что-либо в игре от кого–либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается его гармоничное развитие.

В дальнейшем я планирую создать свой сборник интерактивных сказок, в который войдут рекомендации,  алгоритмы-схемы по созданию сказок, сказки по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитию фонематического внимания, лексико-грамматического строя, связной речи, для коррекции и профилактики дисграфии и дизорфографии.

Рекомендуемая литература:

Аромштам М.С. предлагает «Азбучные сказки». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научиться соотносить буквы со звуками.

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.  «Логосказки» В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным.

Дворянская Е. «Путешествие в Грамматическое королевство» предлагает занимательные сказки о словах и предложениях. Юмористические сказки познакомят с именем существительным, прилагательным, глаголами, синонимами, омонимами, антонимами и др. Помогают незаметно, без утомительного специального обучения освоить материал, разобраться в тонкостях родного языка.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Предлагаемые задания направлены на формирование фонематического, слогового, звуко-буквенного и языкового анализа и синтеза, на развитие мелкой моторики, а также высших психических функций. 

Карельская Е. «Поможем Буратино заговорить» для развития артикуляционной моторики.

Сизова О.Б. Система занятий по развитию речи на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге «Шесть шагов к развитию речи».

Юдина Г. «Сказки с буквами» Упражнения на выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование логопедических сказок в коррекционной работе "

В презентации раскрыты виды логосказок: артикуляционных, пальчиковых, фонетических, лексико-грамматических сказок, сказки способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте. Педстав...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»

laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...

Сурдопедагогические, логопедические и психологические методики, использующие пиктограммы в коррекционной работе с детьми.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере...