Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР
статья по логопедии

Иванова Анна Петровна

В этой статье освещена организация работы учителя-логопеда по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР на занятиях по логопедической ритмике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР»

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Они испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, обусловлено наличием речевых нарушений:

  • словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем;
  • нарушена звуковая сторона речи;
  • нарушен грамматический строй речи;
  • скудная диалогическая речь;
  • отсутствует способность построить монолог;
  • отсутствует логическое обоснование своих выводов и утверждений.

Речевые нарушения, в свою очередь приводят к нарушению процесса коммуникаций

  • дети часто не понимают друг друга;
  • не могут вести разговор с друзьями;
  • вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём;
  • не стремятся к сотрудничеству;
  • используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.

На фоне всех этих недостатков отмечается и недостаточность общей культуры поведения детей.

Таким образом, несовершенство коммуникативных умений учащихся с ТНР осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации.

В то же время современная социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру. В связи с этим высокую актуальность приобретает развитие речевой компетенции у обучающихся.

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и представляет собой практическое овладение языком, базовыми умениями и навыками использования его словарного запаса, грамматического строя, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм в процессе коммуникации, овладение всеми видами речевой деятельности для восприятия и порождения речевых высказываний в жизненно важных ситуациях общения.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), всё это приводит к снижению коммуникативной активности.

Школьники не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Ученики пассивны на уроках русской словесности, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.

Речевая компетенция детей с нарушениями речи, которые прошли дошкольную коррекционную программу, при поступлении в школу в большинстве случаев все равно остается недостаточной, что объясняется их психологическим и психическим развитием. Даже у таких детей в первом классе речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную, и переключится таким детям гораздо труднее. В случае если ребенок не проходил предшкольную логопедическую подготовку, задачи коррекции его речи необходимо решать на первой ступени его обучения в школе.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к числу метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относится активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Для достижения наибольшей эффективности логопедического воздействия, коррекционная работа должна проводиться в тесном взаимодействии с учителями начальных классов, воспитателями ГПД и психологом и другими узкими специалистами.

Для возрастания коммуникативной активности и успешного решения коммуникативных задач  необходимо решить и ряд коррекционных задач по устранению речевого дефекта: исправление дефектов звукопроизношения, овладение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, владение связной речью (монологической, диалогической), использование интонационных средств выразительной четкой речи.

Многие эти задачи помогает решить курс внеурочной коррекционно-развивающей деятельности «Логопедическая ритмика».

Целью, которого является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В процессе реализации коррекционно-развивающего курса  решаются следующие задачи:

- развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голоса;

- развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;

- воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;

- воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);

- коррекция речевых нарушений.

Общими ориентирами выступают:

- сформированность слухового восприятия (ритмического, гармонического, звуковысотного, тембрового, динамического слуха);

- сформированность сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения;

- сформированность умения различать звучания различных по высоте источников звуков;

- сформированность умений концентрировать, переключать и распределять внимание между сигналами различной модальности;

- увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой, двигательной памяти;

- сформированность умений регулировать мышечный тонус, выполнять произвольные движения общескелетной/артикуляторной мускулатуры;

- сформированность всех параметров общих (ручных), артикуляторных движений, их статической и динамической координации, пространственно-временной организации двигательного акта;

- сформированность чувства музыкального темпа, ритма и чувства ритма в движении;

- сформированность оптимального для речи типа физиологического дыхания, умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений;

- умение произвольно изменять акустические характеристики голоса, пользоваться разнообразием просодического оформления речи, правильно артикулировать звуки во время пения;

- совершенствовать словарного запаса и грамматического строя речи.

 Учителя-логопеды на занятиях формируют у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, которые позволят реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях. Для развития коммуникативной компетентности младших школьников с речевыми нарушениями необходимы следующие условия: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность и обучение. Таким образом, в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы педагоги смогут помочь обучающемуся с ТНР скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков, максимально реализовать его потенциальные возможности.

Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Обучающиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у обучающихся с нарушениями речи происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, стремление к дальнейшему образованию, добросовестное отношение к труду в разных видах профессиональной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации и успешной самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Организация работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения

В презентации представлены материалы организационной методической  работы учителя - логопеда в рамках школьного логопедического пункта и паспорт логопедического кабинета....

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Методический семинар "Развитие речевой компетенции обучающихся"

Данный материал поможет коллегам при работе над развитием речевой компетенции. В ней раскрываются приемы работы, которые можно использовать на разных образовательных предметах, как в начальной школе, ...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.Речь современных шк...