Дифференциация строчных букв "п"-"т" изолированно, в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Бондаренко Юлия Сергеевна

В настоящее время у учеников 2-х классов общеобразовательных школ в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Данный конспект рассчитан для обучающихся 2-х классов, имеющих ошибки оптического характера (п-т). Упражнения и задания направлены на дифференциацию букв «п» и «т» на письме, улучшению речевых навыков обучающихся, что приведёт к снижению количества дисграфических ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_p-t.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для учеников 2-х классов.

Тема занятия:

«Дифференциация строчных букв «п» и «т» изолированно, в слогах и словах».

Пояснительная записка.

В настоящее время у учеников 2-х классов общеобразовательных школ в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Данный конспект рассчитан для обучающихся 2-х классов, имеющих ошибки оптического характера (п-т). Упражнения и задания направлены на дифференциацию букв «п» и «т» на письме, улучшению речевых навыков обучающихся, что приведёт к снижению количества дисграфических ошибок.

Ожидаемые результаты:

  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»
  • Дифференциация звуков «п» и «т» на слух и по артикуляции
  • Дифференциация строчных букв «п» и «т» по написанию
  • Развитие умения действовать по инструкции

Цель: дифференцировать строчные буквы «п» и «т» изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционные:

  • Развитие слухового внимания
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие зрительного внимания и памяти
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
  • Развитие общей моторики

Образовательные:

  • Уточнение и закрепление оптического образа букв «п» и «т»
  • Актуализация кинетического образа графем
  • Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуков «п» и «т»
  • Совершенствование графомоторных навыков

Воспитательные:

  • Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
  • Воспитание положительной мотивации к занятиям

Форма проведения: фронтальная

Методы и приёмы: беседа, упражнения, показ образца задания, вопросы.

Целевая аудитория: для учителей-логопедов

Оборудование: конверты с зашифрованными письмами для орг. момента; изображения Толи и Поли; индивидуальные карточки для минутки чистописания; карточки с изображением домиков; слоговая таблица; таблица с зашифрованными слогами; карточки со словами для игры «Перепутаница».

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята» Давайте познакомимся. Меня зовут Юлия Сергеевна, а вас?

- Посмотрите, что у вас лежи на столах? Откройте конверты. Что там нарисовано? Эти палочки означают количество ударов, а большие расстояния – паузу. Поднимет руку тот, чей рисунок я отстучу.

  1. Сообщение темы занятия

- Скажите, а кто приносит письма? Правильно, это почтальон. Скажите, какой первый звук в этом слов? А четвёртый?

- К нам пришли гости – Толя и Поля – работники почты. Они подготовили для вас задания, чтобы вы научились различать буквы «п» и «т».

  1. Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуков «П», «Т»

- Давайте напомним нашим гостям характеристики звуков «П» и «Т».

- Звук «Т» какой? Почему он согласный? Что мешает воздуху свободно выходить? Где находится язык? Звук «П» какой? Какая преграда?

- Чем звуки похожи? Чем отличаются?

  1. Соотнесение звуков «П» и «Т» с соответствующими буквами

- Какой буквой обозначается звук «П»? А какой звук «Т»?

(записать строчные буквы «п» и «т» на доске)

- Посмотрите внимательно на буквы. Скажите какие есть сходства и отличия?

- Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Буквы п-т».

  1. Дифференциация букв «п-т» изолированно

- Толя и Поля принесли для вас конверт с заданиями. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон. Давайте же заработаем все жетоны!

Чистописание

- Допишите буквы.

П Т П Т п т п т

- Продолжите строчку.

п п т т п

(жетон)

Игра «Радист»

- Представьте, что вы радисты и вам нужно расшифровать послание. Ориентируйтесь на стук карандаша: 2 удара – «п», 3 удара – «т».

//    ///    ///   //   //   ///   //  ///   //   //  ///

(жетон)

Игра «Зашифровщик»

- А теперь попробуйте зашифровать буквы «п» и «т». Я буду называть букву, а вы писать соответствующую цифру. «п» - 2, «т» - 3.

3 3 2 3 2 3 3 2 2 2 3

(жетон)

Игра «Буквы в домике»

- Ребята, каждому из вас я даю карточку с изображением домика. В этом домике 3 этажа по 3 квартиры. Будем расселять жильцов. Найдите центральную квартиру, в ней живёт попугай. Есть ли буквы «п-т» в слове попугай? Значит записываем буквы «п, п» в это окошко.

Список слов: паук, куропатка, ласточка, утка, тарантул, петух, пеликан, пигалица.

  1. Чтение слогов

Работа со слоговой таблицей

- Прочитайте слоги. Будьте внимательны, не ошибитесь.

па – та          пап – тап

по – то         поп – топ

пу – ту         пуп – пут

пэ – тэ          пэп – тэп

(жетон)

Игра «Волшебный ластик»

- Вы так хорошо всё прочитали, что Толя и Поля просят помочь расшифровать слоги. Однажды в гости к ним пришёл волшебный ластик и стёр перекладины в буква «п» и «т». Помогите нашим гостям прочитать слоги.

//у     //а       ///о //      ///ы

//ы     а///      //у///  e///     ///а

(жетон)

  1. Физкультминутка

- Потрудились вы на славу, а теперь и отдохнуть пора.

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево – вправо поворот.

Два наклона, прямо встать

Руки вниз, затем поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбку подарили.

  1. Дифференциация букв «п-т» в слогах

- Мы уже с вами тренировались шифровать и расшифровывать буквы. Сейчас будем делать это со слогами.

Игра «Расшифровщик»

- Я буду называться слоги, заменяя буквы «п» и «т» на цифры 2 и 3 соответственно. Расшифруйте и запишите слоги. Например, 2у – пу.

3о, а2, у3, 3о2, 3а3, 3ы, 2а2, 2у3

(жетон)

Игра «Шифровщик»

- Теперь наоборот. Я называю слоги, а вы их шифруете, заменяя буквы «п» и «т» на цифры 2 и 3.

Пы, та, пыт, ап, тап, то, тэп, упт

(жетон)

  1. Дифференциация букв «п» и «т» в словах

Игра «Наоборот»

- Я буду называть слово и кидать мяч. Вы возвращаете мне мяч, заменяя в слове букву «п» на «т» и наоборот. Например, пир – тир.

Почка, тара, тачка, полк, спал, пушки, торт, прятки.

(жетон)

Игра «Перепутаница»

- Посмотрите на слова. В них перепутались буквы «п» и «т». Запишите слова правильно. Подчеркните буквы «п» двумя чертами, а буквы «т» - тремя чертами.

сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп
(жетон)

  1. Подведение итогов

- Вот и выполнили мы все задания Толи и Поли. Собрали все жетоны, молодцы!

- Чему мы учились на занятии?

- Чем различаются буквы «п» и «т»?

- Кто пришёл к нам в гости?

- Какие задания вы выполняли?

- Какое задание понравилось вам больше всего?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Спасибо, до свидания!

Приветствуют педагога.

- Конверты. На листах нарисованы палочки.

Выполняют задание.

- Почтальон. Первый звук – П, четвёртый – Т.

Дают характеристику звуков и отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы. Записывают число и тему занятия в тетрадь.

Выполняют задание.

Выполняют упражнение по инструкции.

Зашифровывают буквы.

Выполняют задание по инструкции.

Читают слоги.

Расшифровывают и читают слоги.

Повторяют движения за педагогом.

Выполняют все задания по инструкции.

Выполняют упражнение.

Записывают слова, подчёркивают буквы «п» и «т».

Различать буквы «п» и «т».

У «п» 2 палочки и перекладина, а у «т» - 3.

Зашифровывали и расшифровывали буквы и слоги. Расселили жильцов в домике.

Список использованной литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Дифференциация звуков Д-Т в слогах и словах

Логопедическое занятие предназначено для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Игровые приемы, использование мультимедийной презентации позволяет повысить мотивацию учащихся....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...