Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Мартынова Галина Геннадьевна

Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s_i_sh.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

«Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: Закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи.

Задачи:

1.Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков С-Ш в словах, предложениях, тексте;

 2.Формировать сложные формы фонематического анализа;

 3. Развивать речеслуховую память;

4. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи;

5. Развивать связную речь

6. Развивать память, мышление, внимание.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные карточки, предметные картинки, карточки с текстом.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Работа по теме занятия.

1).Сообщение темы занятия.

Послушайте слова и назовите согласный звук в начале слова.

Сова, сын, сом, сани, самолет, сыр.

Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.

Сегодня мы будем работать со звуками Си Ш: различать их в слогах, словах, предложениях.

2).Сравнение звуков С и Ш по звучанию и артикуляции.                                                     Обратите внимание на разницу в произношении этих звуков: при произнесении звука С кончик языка находится внизу, за нижними зубами; при произнесении звука Ш - вверху. (Уточнение артикуляции звуков С-Ш)

Контроль: С – холодный воздух идет вниз, Ш – теплый воздух.

Характеристика звуков С –Ш.

Звуки С и Ш– глухие. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса нет.

Соотнесение звуков С и Ш с буквами.

3). Дифференциация звуков С и Ш.

Игра «Эхо» . Повтори слоги ( можно помогать себе ладошкой): са – ша, ша – са, са – ша – са, ша – са – ша.

4). Работа с сигнальными карточками. Послушай слова, определи, какой звук употреблен, подними соответствующую карточку.

Слон, шкаф, мишка, осел, весло, ушко, посуда, шофер, ошибка, космонавт, голосок, камыш, автобус, песок, подушка, подсолнух, каша.

5).  Работа со словами – паронимами: усы – уши, крыса – крыша, миска – мишка, каска – кашка.

Чем отличаются эти слова? Чем похожи.

Добавьте нужное слово.

У зайца длинные …

У дедушки густые  …

И сказал он: «Что за ….?

Еду я вторые ….».

Уронили …. на пол.

Кошка пьет из ….. .

6). Чтение слов с буквами С и Ш. Прочитайте сначала слова с буквой С, затем с буквой Ш. следите за правильным произношением звуков С и Ш.

Шарф, сад, сын, груша, весна, слива, шторм, шепот, душ, ромашка, час, транспорт, шлюпка, абрикос, ананас, шум, шторм, троллейбус, шишка, самосвал, сто, шум, тесто, пусто, каша, крыша, капуста, финиш, ландыш, бабушка.

4. Физкультминутка.

Если слышишь звук С – садиться, если Ш – встать , руки вверх. Называются звуки, слоги, слова.

7). Задание на карточках.

Вставь пропущенные буквы в слова. Найди лишнее слово в строчке.

…пали, …палы, пи…у, ко…ка.

На…о…, …о…ны, …у…лик, пу…и…тый.

…ур…ат, …еле…т, …уми…ь, …и…ки.

…ме…ной, па…ту…ок, …елу…ит, на…тупи…ь.

8) Работа в тетради. Раскрыть скобки, отгадать загадки, записать в тетрадь.

(С,ш)тоит Антошка на одной ножке. Над бабу(с,ш)киной избу(с,ш)кой ви(с,ш)ит хлеба краю(с,ш)ка, (с,ш)обаки лают, достать не могут. Крылья ра(с,ш)пустила, солны(ш,с)ко за(с,ш)тлала. По(с,ш)адили зерны(с,ш)ко – выра(с,ш)тили солны(с,ш)ко. В зимний день (с,ш)реди ветвей (с,ш)тол накрыли для го(с,ш)тей.

9).Работа над грамматической темой «Одежда».

Две подружки Маша и Света пришли в магазин, чтобы купить себе одежду. Посмотрите, какая одежда в магазине. Здесь и шарф, и шапка, и шаль, и шуба, и свитер, и шорты, и носки, и сарафан, и костюм. Но каждая девочка будет покупать свою одежду. Маша купит только те предметы одежды, в названии которых есть звук Ш, а Света купит те предметы одежды, в названии которых есть звук С.

Дети называют предметы одежды и распределяют, что для Маши, а что для Светы.

Логопед: Давайте посмотрим, из каких материалов сшита наша одежда. Вот шапка из шерсти, значит она какая - … (шерстяная), а вот шуба из меха, значит она - …(меховая), сарафан из ситца – он (ситцевый) и т.д.                                      Составьте предложения с данными словосочетаниями.

А если бы мы пришли в магазин детской одежды, мы бы увидели одежду маленького размера. Игра «Назови ласково».

Шапка – шапочка, шарф – шарфик, сарафан – сарафанчик и т.д.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Какие звуки и буквы мы с вами учились находить, различать и не путать.          Что вам понравилось на нашем занятии?                                                                            Сегодня вы порадовали меня своими ответами. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах".

Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах"....

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [В] - [ВЬ],[Ф] - [ФЬ] в слогах, словах"

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [В - В’, Ф - Ф’] в слогах, словах"...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение  артикуляции  и звучания звук...

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями. Тема: Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематических процессов, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления - основные задачи каждого коррекционного занятия для обучающихся с интеллектуальными ...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...