Методическая разработка "Конспект логопедического занятия"
план-конспект по логопедии

Конспект логопедического занятия. Начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия.

Подготовила: учитель-логопед Шаркевич Е.Ю.

Тема: «Дифференциация звуков  К - Г в словосочетаниях».

Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными в роде.

Цель: Развитие умения дифференцировать звуки Г, К в словосочетаниях.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в согласовании существительных с прилагательными  в роде на уровне словосочетаний.
  • Закрепление умения  по формированию грамматического строя речи в упражнениях по согласованию существительных и прилагательных в роде.

Коррекционно-развивающие:

  •  Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух и анализ в упражнениях по согласованию существительных и прилагательных в роде.
  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.                          
  • Упражнять в дифференциации оппозиционных звуков Г и К в словосочетаниях.    

Воспитательные:

  • Формировать стремление доводить выполнение задания до конца, исправлять собственные ошибки, добиваясь правильного результата
  • Способствовать развитию интереса к родному языку
  • Развивать навык самоконтроля за собственной речью

.Оборудование:

демонстрационный материал: доска, мел, плюшевые игрушки кот и попугай.

раздаточный материал: предметные картинки, карточки, коробочки со шнурками, тесёмками, палочками, геометрическими фигурками; рабочие тетради, ручки, синие и зелёные карточки.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

 1.Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!

У нас в гостях попугай Гоша и кот Васька. У них возник спор какой из звуков важнее Г или К и нужно ли их отличать, чтобы писать эти буквы правильно. Давайте им поможем разобраться. Разве они звучат одинаково? Давайте вспомним, какой звук Г- глухой или  …..

Правильно, звук Г- звонкий, а звук К?

Молодцы, звук К- глухой.

Дети  отвечают на приветствие.

Дети отвечают: « Звук  Г- звонкий».

«Звук К- глухой».

Посмотрите на изображение и скажите какие буквы изображены (логопед  показывает крупные изображения нескольких букв, «наложенных» друг на друга).      

Теперь вспомните и назовите буквы, которые были изображены на первой карточке

Дети называют буквы, которые они узнали.

Дети называют буквы, которые они вспомнили.

- А сейчас попробуйте сами создать изображения букв К  и Г из того, что лежит в этих коробочках. Это можно сделать из тесёмочек, верёвочек, палочек, фигурок (логопед раздаёт каждому ребёнку по коробочке). И мы посмотрим, у кого получатся интересные и красивые буквы.

- Молодцы, все хорошо справились с заданием.

Дети выполняют задание.

- Сейчас я буду отхлопывать ритмы, а вы запоминайте, чтобы повторить за мной.

 --  - --; - - - ; ---  -- -;

Дети, по очереди повторяют ритмические рисунки.

Давайте узнаем, кто же у нас самый догадливый и сможет быстро отгадывать загадки, слушайте внимательно:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

                         (Волк.)

Цветное коромысло

На небе повисло.

(Радуга.)

Он качалка и кровать,

Хорошо на нём лежать.

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

                         (Гамак.)

Он вокруг Земли летает

И сигналы подаёт.

Корабли в морях спасает

И погоду узнаёт.

                         (Спутник.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

                        (Одуванчик.)

Вспомните слова отгадки и назовите последний звук в каждой из них.

Дети отгадывают загадки.

Последний звук К.

- Поиграем в игру, если вы услышите в словах  звук Г поднимете карточку с колокольчиком, а если звук К – карточку с перечеркнутым колокольчиком.

Логопед произносит словосочетания:

красный мак,

каменистая тропинка,

грузовой вагон,

капроновый чулок,

голубые глаза,

космический спутник,

грубый голос,

короткая тропинка.

Следующее ваше задание – я буду  произносить слова, а вы будете по очереди подбирать подходящее к ним по  смыслу

слова из написанных на доске, чтобы получились словосочетания.

 (красное, почерк, вкусная, горная, яркое, говорливый).                                                      

Логопед:              

 яблоко

красивый

дорога

клубника

солнышко

говорливый

Молодцы, все правильно подобрали слова.

Ответы детей:

красное яблоко;

красивый почерк;

горная дорога;

вкусная клубника;

яркое солнышко;

говорливый попугай.

А сейчас посмотрите, на столе у каждогоиз вас есть карточки, на которых написаны словосочетания с пропущенными буквами г или к, прочитайте внимательно и напишите вместо звёздочек правильные буквы.

Варианты карточек:

  *расный ма*;

   рыжий *от;

  *оричневый ящи*;

   белый *усь;

* олубое небо;

сте*лянный ста*ан;

  шерстяной *лубо*

Дети работают самостоятельно, а затем прочитывают вслух то, что получилось.

Логопед произносит текст и выполняет движения.

Давайте отдохнем, проговаривайте и выполняйте вместе со мной.

Наш гусак встаёт на зорьке,

Он к реке сбегает с горки.

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Для начала - бег на месте,

Крылья врозь, а лапки вместе.

Упражнения для шеи,

Чтоб росла ещё длиннее,

Тренировка для хвоста,

А потом – бултых с моста.

Он плывёт на середину,

Чистит лапки, моет спину.

Крикнул селезень: кряк-кряк!

Физкультурник наш гусак!

Дети встают из-за парт и повторяют движения совместно с логопедом.

Дети потягиваются, руки за голову.

Маршируют, бегут на месте.

Разводят руки в стороны.

Движения головой вниз, вперёд.

Плавно раздвигают руки.

Отводят руки за спину.

Садитесь на свои места. Посмотрите, у вас на столах лежат картинки. Нужно их назвать двумя словами: что это и какой этот предмет. Затем положить картинку налево от себя, если в словах есть звук К, и направо, если есть звук Г. Например, у меня картинка: кованая решётка, я положу картинку налево, потому что в словах есть  звук, кто мне скажет какой? Правильно, есть звук К в словах.

Предметные картинки:

Красное платье, рыжий кот, серый гусь, фарфоровая чашка, коричневая шапка, голубой вагон, высокое окно, колючий куст,

Дети по очереди называют картинки и раскладывают в две группы.

А теперь поработаем в тетрадях. Посмотрите на плакат: в столбике слова, к каждому из которых надо выбрать и  добавить слова  из столбика справа, так, чтобы получились словосочетания (логопед приводит пример), затем подчеркнуть букву К и обвести букву Г.

(Прилагательные предъявляются в начальной форме).

Горшок                  глиняный

Солнце                  яркий

Небо                      голубой

Молоко                  вкусный

Яблоко                   красный

Гора                       высокий

Стакан                  стеклянный

Ящик                     почтовый

Куртка                    стёганый

Губка                       морской

Галка                      крикливый

Колодец                 глубокий

Каша                     гречневый

Горка                     крутой

Клюв                    гусиный

.

Дети выписывают слова и подчёркивают буквы.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, Вам было интересно?  Какие задания стали для вас самыми сложными? А какие не вызвали затруднений? Давайте назовем, каким является звук К? А звук Г? Молодцы, ребята!

Звук Г звонкий, а звук К –глухой.  

Занятие нам очень понравилось, нам было интересно.

Использованная литература:

Л. В. Зубарева «Коррекция письма на уроках».    1-4 классы. Выпуск 2.// Издательство «Учитель» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Расширять у учащихся знания и представления об  особенностях     каждого месяца.Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Систематизировать знания детей об осен...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей

По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...