Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по логопедии

Давыдова Анжелика Владимировна

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.   Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общая характеристика детей с ОВЗ17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами»,  «дети с трудностями в обучении». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

   ОВЗ – не медицинское ограничение, а особый образовательный статус, который определяется ПМПК и предполагает необходимость создания специальных образовательных условий.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
К основным категориям детей ОВЗ относятся:

дети с нарушением слуха

- глухие – дети cо стойким двусторонним нарушением слуха  при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным без специальной систематической психолого – педагогической помощи дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация,

- слабослышащие (тугоухость) – дети со стойким понижением слуха , которое вызывает затруднение в восприятии речи и самостоятельное овладение речью. При тугоухости у детей остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов,

Позднооглохшие дети – потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована;

дети с нарушением зрения

- слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение

- слабовидящие – дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу в очках , а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения);

дети с нарушением речи

ТНР – стойкие специфические отклонения  в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока),  отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К этой категории относятся дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, которые имеют общее недоразвитие речи, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях и ведущее к  нарушению формирования чтения и письма;

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

-  заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.

- врожденная патология ОДА – врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей.

-  приобретенные заболевания и повреждения ОДА – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит);

дети с интеллектуальными нарушениями

- Олигофрения – нарушения  интеллектуального  развития, которые возникают  вследствие  органического поражения  головного мозга  на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Это диффузное, необратимое  поражение коры головного мозга, преимущественно лобных отделов,

- Деменция – приобретенное слабоумие, возникающее после сравнительно длительного нормального развития (5-7 лет и более).

  Дети с деменцией имеют текущее, прогрессирующее заболевание головного мозга (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и другие)  с плохим прогнозом развития;

дети с задержкой психического развития

Систематика ЗПР К.С. Лебединской

  - ЗПР конституционального происхождения (в этиологии лежат конституциональные факторы);

  - ЗПР соматогенного происхождения (хронические соматические заболевания);

 -  ЗПР  психогенного происхождения (длительные неблагоприятные

условия воспитания);

 - ЗПР церебрально-органического генеза (органическая недостаточность нервной системы);

дети с нарушением поведения и общения

Аутизм – снижение способности к установлению   эмоционального контакта, коммуникации и  социальному развитию; “уход” от  действительности с фиксацией на внутреннем  мире аффективных   комплексов и переживаний;

дети со сложным дефектом – комплексные нарушения психофизического развития. В США  этот термин рассматривается как наличие у ребенка нескольких недостатков, таких как умственная отсталость и слепота, умственная отсталость и нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и прочие сочетания. По мнению американских специалистов, такие комбинации являются причиной особых образовательных потребностей, которые не могут быть учтены рамками специальных образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Причины и характеристики нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ствтье содержится материал по специальной психологии, и будет интересен широкому кругу педагогов....

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....