Развитие навыков языкового анализа и синтеза в условиях школьного логопункта
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Елена Александровна

Представлен опыт работы в условиях школьного логопункта по методической теме 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

               

Развитие навыков языкового  анализа и синтеза        в условиях школьного логопункта

                                         

                              Учитель – логопед ЦППМСП,

ГБОУ школа № 403 Пушкинского района                                  Санкт – Петербурга

Морозова Елена Александровна

2022 год

В своей статье  я поставила                                                                                 Цель: Представить опыт работы по методической теме «Развитие навыков языкового анализа и синтеза в условиях школьного логопункта».                               При работе с учащимися я решаю следующие задачи:

  • Коррекция и профилактика нарушений устной и письменной речи
  • Активизация и расширение словарного запаса
  • Развитие познавательных интересов учащихся
  • Воспитание интереса к родному языку
  • Осуществление взаимосвязи с учителями начальной школы

При формировании способности к языковому анализу и синтезу следует учитывать, что «Фонематический анализ – это мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги- звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам, а фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое». (Л.С.Волкова).                                                            

Развитие  языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста включает в себя следующие направления:

  • Работа с предложением – определение основных признаков предложения.
  • Дифференциация набора отдельных слов, словосочетания и предложения.
  • Развитие анализа структуры предложения (определение границ предложения, последовательности  слов, определение места слов в предложении).
  • Работа с текстом – определение основных признаков текста.
  • Дифференциация отдельных предложений и текста.
  • Определение последовательности предложений в тексте.

Развитие анализа структуры предложения предполагает такие виды работ:

  • Определение границы предложения в напечатанном без точек тексте
  • Составление предложения по сюжетным картинкам, определение количества слов в нём
  • Составление предложения с определённым количеством слов
  • Распространение предложения за счёт второстепенных членов
  • Работа с деформированным предложением
  • Придумывание предложения с определённым словом
  • Работа с графическими схемами предложения
  • Составление предложения по графической схеме
  • Определение места слова в предложении
  • Определение количества слов в предложении

Я хочу поделиться опытом развития языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Развитие количественного и порядкового анализа слов

При развитии языкового анализа я уделяю большое внимание формированию у учащихся навыка правильного проговаривания. Для этого с 1 класса использую упражнение под условным названием «Шифровальщик».

Проведение: 2 четверть (1 раз в неделю в течение 10 – 15 минут)

Участники: 1 класс (10 слов), 2 класс (15 слов), 3-4 классы (20 слов)

Подведение итогов: на занятии, в конце четверти

Методика проведения.

Я диктую слова, учащиеся проговаривают каждое слово с опорой на цифровую линейку, записывают количество букв в «Карте шифровальщика». При этом выборочно можно задать вопросы о назначении предмета; в случае затруднений представить его изображение (на 3 фото ученики проговаривали названия незнакомых растений, познакомились с их изображениями).

Проверка правильности выполнения задания может иметь несколько вариантов. 1 вариант: ученик называет свой ответ после каждого слова, ставит себе «отметку» под цифрой - плюс или минус; подсчитывает количество баллов. 2 вариант: общая проверка после выполнения всего задания. 3 вариант: учитель-логопед проверяет сам, озвучивает результаты, планирует работу над ошибками. В прошлом учебном году таблицы с результатами по всем классам висели на стене (это видно на фото), в этом году результаты по классам заносились в книжку – раскладушку.

В 1 классе работа по формированию навыка правильного проговаривания требует усиленного внимания. Если в прошлом году эта работа не вызывала особых затруднений, то в этом году навык проговаривания с опорой на цифровой ряд у большинства первоклассников формировался с трудом, потребовал больше времени. Учащиеся допускали ошибки даже в словах из 4-5 букв, пропуская гласные. Представлен образец работы ученика, который занимается индивидуально и выполнял задания  во 2 и 3 четверти. По этой карте шифровальщика видно, как ученик сам подводит итоги на Пьедестале Почёта.

В 3-4 классах при совершенствовании умения проговаривания многосложных слов продолжается работа по закреплению и расширению словарного запаса. Перед выполнением задания учащиеся (выборочно) объясняют значение слов; к некоторым словам логопед может попросить подобрать антонимы или синонимы. После выполнения основного задания возможна запись слова, составление и   запись словосочетания, предложения с незнакомыми словами. Речевой материал включает слова разных частей речи. Чаще всего в одном слове имеется несколько орфограмм. При выполнении задания «Отчества» идёт работа над словообразованием. Учащиеся подбирают однокоренное слово, проговаривают его, определяют количество букв (при проверке уделяется внимание словам с Ь, с удвоенными согласными). Последнее слово может быть отчеством самого ребёнка, это вызывает положительные эмоции (ученики также могут назвать имена и отчества своих родителей).

Для учащихся с нарушениями письменной речи важно развитие умения определять на слух наличие  каждой орфограммы, особенно непроизносимой согласной в корне слова. Необходимо включать слова с непроизносимыми согласными на разных этапах коррекционной работы, закреплять и расширять словарный запас таких слов. Если ученик не определил на слух наличие данной орфограммы, тогда количественный анализ слова будет сделан неверно. Для предупреждения ошибки можно спросить учащихся о том, какая буква должна быть на месте непроизносимой согласной. При неправильном ответе идёт работа по подбору проверочных слов. Можно обратить внимание на эти слова при проверке, чтобы учащиеся смогли объяснить разное количество букв в слове (при наличии ошибки).  Аналогичная работа проводится с глаголами на «ТСЯ» и «ТЬСЯ».

                             Развитие звукового анализа и синтеза слов

Для развития звукового анализа и синтеза я использую карты (речевой материал подобран по книге В. А. Дроздовой «Логообучалочка») на выделение 1,2, предпоследнего и последнего звуков.

Я работаю в составе творческой группы, использую в своей работе опыт коллег, в том числе представленный и на открытых уроках.

Использование криптограмм

К игре «Правда или ложь» (автор Дашкина Н.А.) мною были подобраны криптограммы, работу над которыми я продолжила в отчётный период.

Звуковой и слоговой анализ – 72 слова

Расширение словарного запаса – 12 обобщающих понятий

Работа над предложением – составление пословицы (позволяет закрепить навык определения границы предложения). Работа с  пословицами закрепляет обобщающие понятия, обогащает учащихся народной мудростью, развивает мышление, повышает культуру речи.

При работе с криптограммами задания по развитию порядкового анализа и синтеза я использую со словами, чаще незнакомыми для учащихся. Например, ученик должен перевернуть картинку, узнать птицу, назвать её, подписать правильно заданную букву, составить новое слово, вписать его в криптограмму. Криптограмма по теме «Птицы» для  3 класса включает работу над пропущенными орфограммами, была дополнена заданием по слоговому синтезу слов. Выполнение заданий по звуковому и слоговому анализу и синтезу позволяет  учащимся определять тему любого занятия.

Использование пособий и игр при развитии языкового анализа и синтеза

В своей работе я активно использую загадки, которые подобраны по лексическим темам. На цветных листах содержание загадок для меня, маленькие карточки соответствующего цвета для учащихся, которым нравится этот вид работы. Они выбирают загадку по номеру, выбирают, кто будет её отгадывать (сами или одноклассники), читают загадку, после отгадывания показывают картинку-отгадку. «Овощное лото» также содержит загадки по этой лексической теме. В своей работе я использую такие игры и пособия, как «Ребусы», «Прочитай по первым буквам», «Составь слово», «Игра слов», «Логодиски» и т.д.

В течение 5 лет я участвую в Неделе начальной школы, в 1-4 классах провожу игру «В гостях у слова». Эта работа способствует взаимосвязи с учителями начальной школы, позволяет показать виды работ по развитию языкового анализа и синтеза.

Вывод: Работа по развитию языкового анализа и синтеза является неотъемлемой частью работы учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи на школьном логопункте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).

Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика дисграфии у первоклассников

В данной статье рассмотрен процесс формирования письма у учащихся 1 класса. Проанализированы особенности нарушения письма, обусловленные нарушением навыков языкового анализа и синтеза, условия использ...

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Развитие навыков языкового анализа и синтеза...

Развитие навыков слогового анализа и синтеза у учащихся 2 классов.

 Свою работу в начале года школьный логопед начинает с обследования детей, а именно с написания диктанта. При проверке диктантов учащихся начальной школы, часто встречаются ошибки, связанн...