Статья "Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме в коррекционных классах"
статья по логопедии

Колесникова Татьяна Андреевна

Игровые упражнения, которые я использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме в коррекционных классах.

        В последнее время многие учащиеся начальной школы испытывают затруднения в обучении письму и чтению. Русский язык очень сложен по своей структуре, поэтому, чем раньше начать обучение ребенка грамотному письму и чтению, тем легче ему учиться в школе. Если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то успевает по всем предметам. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, они не любят читать, чтение становится механическим, прочитанное усваивается плохо. Безграмотное письмо тоже вызывает негативное отношение к процессу овладения и применения правил русского языка. Учитывая, что  я работаю в классах коррекции, детей с речевыми нарушениями больше половины.  Я строю свою работу по следующим направлениям:

1) планирую коррекционные занятия для детей с общим недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием (когда дети не различают звуки на слух и имеют нарушения звукопроизношения);

2) работаю с детьми, у которых имеются языковой барьер и нарушения речи;

3) провожу профилактические упражнения по предупреждению ошибок в чтении, письме у первоклассников.

        Фронтальная часть работы включает в себя:

1) закрепление правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях (материал по автоматизации звуков подбираю с учетом отработки лексико- грамматического строя языка);

2) развитие фонематического анализа и синтеза слов. Дети определяют количество звуков в слове, их последовательность, называют определенные звуки по вопросам: «Сколько звуков в слове?», «Какой звук первый?», «Какой второй?», «Предпоследний?», составляют слово с определенным количеством звуков по схемам из 2, 3, 4... звуков.

        С целью совершенствования навыка чтения использую упражнения: на замену в слове первого звука на какой - либо другой: дом — лом, ком, том, сом...;

чтение слов обычным способом и в обратном порядке: кот — ток, сорт — трос, шорох — хорош;

добавление букв в начале, середине, конце слова: тол — стол, рот — крот, дар — удар, сова — слова, рот — рота;

добавление букв к одному и тому же слову, чтобы получились новые слова: па — пар, пары, парад, паруса...; ко — кот, коза, косы, кошка, корова, корыто;

исключение буквы из слова: роса — оса и т.д.

        Большое внимание уделяю обогащению словарного запаса по различным темам, так как запас представлений об окружающей жизни у детей логопатов мал. Провожу много упражнений на развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

        Уделяю внимание развитию мелкой моторики рук. Это обводка, штриховка, шнуровка, «вышивание» большими стежками по образцу, моделирование букв из различных предметов: пластилина, палочек, спичек, шнура, из элементов букв, реконструирование букв.

        Развиваю тактильные ощущения. Это игры «Узнай букву на ощупь», «Чудесный мешочек», «Волшебная шкатулка», «Подарок от Незнайки». Задания: написать букву на спине друга, своей ладошке, колене, в воздухе.

        На всех занятиях совершенствую пространственно- временные ориентировки на листе бумаги, на себе, товарищах, окружающих предметах.

        С целью профилактики нарушений письма и чтения учу детей определять буквы, написанные на карточках, где представлены как правильные, так и ложные буквы, половинки букв. Даю образец полного ответа с использованием в речи таких понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «словосочетание».

        Ребята учатся составлять схемы предложений, подбирать по схемам предложения, слова, характеризуют звуки, сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают выводы. Обучаю детей пересказу коротких рассказов, рассказов со смыслом, рассказов по серии картинок (пособия «Рассказы в картинках»), по одной картинке, по - началу или концу рассказа, по опорным сигналам, составляем связный рассказ из двух текстов, прочитанных вперемешку, либо из двух текстов из смешанных фраз. Трудно, но интересно учащимся составлять связный рассказ из обрывочных фраз, словосочетаний. Осваиваем разговорную, описательную, повествовательную формы речи. Диалоги по телефону «Звонок другу», «Поговори с бабушкой», «Опиши новогоднюю елку», «Воскресный день», «Школа будущего...».

        Я подобрала несколько интересных игр и упражнений, которые я использую на своих занятиях.

        Очень нравится учащимся на логопедических занятиях игра «Заколдованные слова», основанная на восприятии зрительных и слуховых анаграмм. В словах переставляют буквы или слог таким образом, чтобы слуховое восприятие самого слова не нарушалось, а было очень похожим.

        Несколько слов пишутся на доске и прочитываются взрослыми: «мосалет», «толо' пок», «загета», «людихольник», «мочедан». «Заколдованные слова» учат детей вслушиваться, чтобы определить слово, «расколдовать» его. Проигрываем два варианта «заколдовывания» слов из двух трех слогов:

1) «заколдовывают» слова в два слога. Эти слова заставляют детей слышать себя, так как, чтобы их «расколдовать», нужно непрерывно произносить и слушать, что при этом получается: «палам», «батру», «вадро», «кавил», «калож», «гарза», «часве», «кавет», «загла», «лецпа», «тухпе», «розмо»;

2) «алвитфа», «мерепена», «локодец», «мепельни», «бакачки», «кушкаку», «микоксы» и т.д.

        Кроме развития слухового восприятия эта игра помогает детям грамотно писать сами слова, особенно словарные, которые надо запомнить. Ученики начинают более конкретно слышать слова, и процесс «расколдовывания» помогает им опираться при письме на «тренированное в игре произношение», на опыт внутренней работы со словом. Слова, которые не поддаются «расколдовыванию», записываются учащимися в столбик в том варианте, который они слышат, так как не все воспринимают слова на слух, кому - то нужно его и увидеть.

        С интересом играют дети в игру «Считаем буквы у доски». Например: дается задание записать 1, 3, 5, 7-ю буквы в слове тетрадь. Одни учащиеся создают зрительный образ слова тетрадь, другие произносят внутренним голосом это слово, чтобы вычленить нужные буквы, третьи загибают пальцы на нужных буквах. Неважно, как выполнялось задание, так как слово в любой другой ситуации будет записано правильно.

Записать в тетради: 2, 3, 4-ю буквы в слове ученики (ч, е, н); 1, 3, 5-ю буквы в слове Незнайка (Н, з, а); 2, 4-ю и пред последнюю буквы в слове новости (о, о, т) и т.п.

Каждый ребенок строит свою стратегию выполнения данного задания. Сначала дети выполняют его медленно, затем просят «загадать» слова по - сложнее. Формируются навыки самоконтроля, гордость за правильное выполнение задания.

        Нравится детям также игра «Придумай больше слов».

Вот какие слова можно составить из букв слова гастроном:

гном, гомон, гора, агроном, астроном, сам, сом, сон, сор, срам, стан, сто, стон, рог, рост, рота, омар, он, она, оса, острог, нога, нора, норма, нос, маг, март, матрос, морс, мор, морг и т.д.

Это не весь перечень возможных придуманных слов.

        Коррекционная работа по устранению недостатков в процессах чтения и письма будет иметь больший положительный успех при содействии учителей и родителей. С этой целью провожу консультации, намечаю единый план помощи ребенку, рекомендую использовать различные пособия. Совместными усилиями мы добиваемся, чтобы учащиеся стремились получать знания самостоятельно, испытывали потребность узнавать новое в учебной деятельности, радовались достигнутому результату, верили в себя и в свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок на уроках русского языка в 1 классе

Основы орфографической грамотности ребёнка....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 специального (коррекционного) класса VII вида

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению  для 2специального(коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 6 разработана на основе Федерального государственного образовательного станда...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ для работы с детьми коррекционных классов.

Памятка № 1.1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.3. Не ставьте своему реб...

Специальные упражнения для отработки полноценных навыков чтения и письма. 1-2 класс. Коррекционная педагогика.

Специальные упражнения для отработки полноценных навыков чтения и письма.  Упражнения основаны на системе коррекционной работы с младшими школьниками  А. В. Ястребовой,  Т. П....

Конспект урока по чтению для 4 специального (коррекционного) класса

Тема урока В.М. Гаршин "Лягушка - путешественница"...