Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Климачева Гульнара Ильгизаровна

    Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

  Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они

постоянно нуждаются в уходе и присмотре. В этой связи обучение ребенка речи с

использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является

необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,  смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основные задачи реализации содержания предмета «Альтернативная коммуникация»:

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;

— понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

Коррекционно - развивающие:

— развитие и коррекция мышления, способности к пространственному анализу;

— развитие и коррекция восприятия, представлений, ощущений;

— развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося;

— пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

Коррекционно - воспитательные:

— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

— обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному  чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР и УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная          

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З.Ф.Хафизова

 «___»__________20____г.                              

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Никитина Я.Ю.

 «___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято  на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от  «___»___20__ г.

Рабочая программа коррекционного курса

 «Альтернативная коммуникация»

для обучающихся с     умственной отсталостью

интеллектуальными нарушениями

1 класс

        на 2020 - /2020учебный год

срок реализации программы  1 год

Автор-составитель программы:

Климачева Г.И.., учитель-логопед высшей квалификационной категории

2020 - /2021учебный год

г. Белебей

Оглавление

  1. Пояснительная  записка………………………………………………………………..3 – 4
  2. Общая  характеристика  учебного предмета………………………………………….4 -5
  3. Описание  места  предмета в  учебном плане…………………………………………...5
  4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса ……………………………………………………………………………………………5-7
  5. Учебно-тематический план  ……………………………………………………………7
  6. Содержание  учебного  предмета …………………………………………………….8-10
  7. Календарно-тематическое планирование  …………………………………………..11-17
  8. Система оценки достижений планируемых результатов…………………………17-18
  9. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности ………………………………………………………………………………………….   18
  10. Список литературы…………………………………………………………………..19

  1. Пояснительная записка

       Данная    основная общеобразовательная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). А также на основе:

— Федеральный государственный образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. ) 1599;

— Положение о рабочей программе воспитания детей с ОВЗ ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ.

          Коммуникация и общение — неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных  движений (мимика, указательные  жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

       Цель обучения — формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах, организованное включение в общение.

     Содержание предмета «Альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении адаптированной основной общеобразовательной программы выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей обучающегося, подбирается средство коммуникации для

реализации поставленных задач. Если обучающийся не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма,  напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные  кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

      Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную  и экспрессивную речь.

  Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную  речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Обучающийся, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному  чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Предмет «Альтернативная коммуникация» находят свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области, в логопедической и  психокоррекционной  работе.

В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

       Для обучающихся, получающих образование по варианту 2  программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного  аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

    Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

  Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они

постоянно нуждаются в уходе и присмотре. В этой связи обучение ребенка речи с

использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является

необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,  смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основные задачи реализации содержания предмета «Альтернативная коммуникация»:

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;

— понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

Коррекционно - развивающие:

— развитие и коррекция мышления, способности к пространственному анализу;

— развитие и коррекция восприятия, представлений, ощущений;

— развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося;

— пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

Коррекционно - воспитательные:

— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

— обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному  чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Учебный план по предмету «Альтернативная  коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных  областей - «Язык и речевая практика». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

В прилагаемых таблицах представлен примерный годовой и недельный  учебный план для варианта II общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный для 1 класса

Примерный годовой учебный план АООП (вариант 2)

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

Учебные

предметы         Класс

Количество часов в неделю

2

Коррекционный  курс

Альтернативная коммуникация

2

IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса/

   

       В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,

тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. ]Личностные  результаты освоения программы могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

З) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

б) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты должны отражать:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка

— понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира  и деятельности  человека;

- умение самостоятельно использовать усвоенный   лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных  целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения — вербальными и невербальными:

— качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

— понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,

других графических знаков;

— умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,

коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими)

речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

З) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике

экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских

задач:

— мотивы коммуникации: познавательные  интересы, общение и взаимодействие в

разнообразных видах детской деятельности;

— умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и

вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

— умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

— использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,

речеподражательных  реакций для выражения индивидуальных потребностей;

— пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,

таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным

способом;

— общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,

компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла

узнаваемого слова:

— узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия

хорошо известных предметов и действий;

— использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и

письму:

— узнавание и различение образов графем (букв);

— копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;

— начальные навыки чтения и письма

2) Чтение и письмо

— .начальные навыки чтения и письма

Предмет   «Альтернативная коммуникация» направлен на формирование базовых

учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант

2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,

коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

— направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

— умение выполнять инструкции педагога;

— использование по назначению учебных материалов;

— умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

— в течение определенного периода времени,

— от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

V. Учебно-тематический  план

Темы

Всего часов

1класс

1

Коммуникация с использованием вербальных средств

12

2

Коммуникация с использованием невербальных средств

11

3

Импрессивная речь

10

4

Экспрессивная речь

20

5

Экспрессия с использованием невербальной коммуникации

7

6

Чтение и письмо

9

Всего часов

69

VII. Содержание учебного предмета

Коммуникация  с использованием вербальных средств.

     Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответы на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желании, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение

согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,

приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов

с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая

картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за

помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с

напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия

(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за

помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих

желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание

вопросов с использованием устройства «Lаnguage Маstег”. Привлечение внимания,

выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки « BiqMac»,  Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора.  Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора “GoTalk»    Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие

(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,

рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами вербальной а невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

      Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и

др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи,

учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные

принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы др.) Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

       Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние  членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние  (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние  (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние  (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из- за и др.). Называние (употребление) простых предложений.  Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

      Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

      Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и

объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые

приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета

(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета

(цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного

устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,

обувь. животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,

продукты, транспорт, птицы и др.).

   Использование графического изображения (электронного устройства) для

обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,

плохо, весело, грустно и др.).  Использование напечатанного слова (электронного

устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой,

твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества

предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием

графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию

текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с

использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,

названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными

словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с

использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание

графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение

слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения)

VII. Календарно-тематическое планирование

1  класс

№ п/п

Название

раздела

(кол-во часов)

Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции)

Тема занятия

Тип урока

Номер

Дата планируемая

Дата  фактическая

Примечание

1

Коммуникация с использованием вербальных средств (12)

Установление
контакта с
собеседником
Умение решать актуальные
житейские задачи, используя
коммуникацию как средство
достижения цели (вербальную,
невербальную)

Слова - приветствия, Слова -

прощания

Комбинированный

1

03.09

2

Слова - приветствия, Слова -

прощания

Комбинированный

2

07.09

3

Определение источника звука с

опорой на практические действия

Комбинированный

3

10.09

4

Определение источника звука с

опорой на практические действия

Комбинированный

4

14.09

5

Определение источника звука с

опорой на практические действия

Комбинированный

5

17.09

6

Семья. Выражение приветствия.

Узнавание буквы Аа.

Комбинированный

6

22.09

7

Семья. Выражение приветствия.

Узнавание буквы Аа.

Комбинированный

7

24.09

8

Семья. Выражение приветствия.

Узнавание буквы Аа.

Комбинированный

8

28.09

9

Осень. Конструирование буквы Аа

Комбинированный

9

01.10

10

Осень. Конструирование буквы Аа

Комбинированный

10

05.10

11

Овощи. Выделение буквы Аа

Комбинированный

11

08.10

12

Овощи. Выделение буквы Аа

Комбинированный

12

15.10

13

Коммуникация с использованием невербальных средств(11)

Знать, как показать приветствие (прощание), благодарность.

Уметь отвечать на вопросы: показывать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие)

Владеть навыками выражения своих желаний., обращения за помощью.

Определение источника звука,

воспроизводимого с изменением силы

звучания.

Комбинированный

1

09.11

14

Определение источника звука,

воспроизводимого с изменением силы

звучания.

Комбинированный

2

12.11

15

Фрукты. Узнавание буквы Оо

Комбинированный

3

16.11

16

Фрукты. Узнавание буквы Оо

Комбинированный

4

19.11

17

Овощи и фрукты. Конструирование

буквы Оо

Комбинированный

5

22.11


18

Овощи и фрукты. Конструирование

буквы Оо

Комбинированный

6

26.11

19

Одежда. Выделение буквы Оо

Комбинированный

7

30.11

20

Одежда. Выделение буквы Оо

Комбинированный

8

03.12

21

Игрушки. Обводка по шаблону

геометрических фигур

Комбинированный

9

07.12

22

Игрушки. Обводка по шаблону

геометрических фигур

Комбинированный

10

10.12

23

Игрушки. Обводка по шаблону

геометрических фигур

Комбинированный

11

14.12

24

Импрессивная  речь(10)

1. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

2. Знать пройденные тематические дидактические игры.

Ознакомление со словом «туалет»

жестом, символом. Глобальное чтение

Комбинированный

1

17.12

25

Посуда. Выражение благодарности.

Глобальное чтение

Комбинированный

2

21.12

26

Домашние животные. Узнавание

буквы Уу

Комбинированный

3

24.12

27

Домашние животные. Узнавание

буквы Уу

Комбинированный

4

28.12

28

Конструирование буквы Уу

Комбинированный

5

11.01

29

Дикие животные. Выделение буквы

Уу

Комбинированный

     6

14.01

30

Дикие животные. Выделение буквы

Уу

Комбинированный

7

18.01

31

Зима. Имитация звуков окружающей

среды речевыми звуками.

Комбинированный

8

21.01

32

Зима. Имитация звуков окружающей

среды речевыми звуками. Глобальное

чтение

Комбинированный

9

25.01

33

Зима. Ознакомление со словами «мыть

руки» жестом, символом.

Комбинированный

10

28.01

34

Экспрессивная речь (20)

1.Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2.Знать пройденные тематические дидактические игры.

Зима. Ознакомление со словами

«мыть руки» жестом, символом.

Комбинированный

1

01.02

35

Зима. Узнавание буквы Мм

Комбинированный

2

04.02

36

Конструирование буквы Мм

Комбинированный

3

08.02

37

Выделение

буквы Мм

Комбинированный

4

11.02

38

Выражение лица. Выражение согласия

(несогласия)

Комбинированный

5

15.02

39

Выражение лица. Выражение согласия

(несогласия)

Комбинированный

6

18.02

40

Транспорт. Мимическая реакция на

речь

Комбинированный

7

01.03

41

Мимическая реакция на речь.

Выражение удовольствия

(неудовольствия)

Комбинированный

8

04.03

42

Мимическая реакция на речь.

Выражение удовольствия

(неудовольствия)

Комбинированный

9

11.03

43

Транспорт. Ознакомление со словом

«да», «нет» жестом и символом.

Глобальное чтение

Комбинированный

10

15.03

44

День защитника Отечества.

«Складывание букв»

Комбинированный

11

18.03

45

Транспорт. Рисование композиции из

геометрических фигур

Комбинированный

12

29.03

46

Транспорт. Дописывание

недостающих элементов букв

Комбинированный

13

01.04

47

«Складывание букв»

Комбинированный

14

05.04

48

Мама, мамин праздник. Повторение

пройденного материала.

Коммуникативная игра

Комбинированный

15

08.04

49

Части суток. Обращение за помощью

Комбинированный

16

12.04

50

Части суток. Обращение за помощью

Комбинированный

17

15.04

51

Части суток. Обращение за помощью

Комбинированный

18

19.04

52

Мебель. Обводка по контуру с

последующим раскрашиванием

Комбинированный

19

22.04

53

Мебель. Обводка по контуру с

последующим раскрашиванием

Комбинированный

20

26.04

54

Экспрессия с использованием невербальной коммуникации (7 часов)

1 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

2 Понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

3 Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Обводка по контуру с последующим

раскрашиванием. Глобальное чтение

Комбинированный

1

29.04

55

Обводка по контуру с последующим

раскрашиванием. Глобальное чтение

Комбинированный

2

06.05

56

Весна. Работа с пиктограммами

Комбинированный

3

13.05

57

Весна. Работа с пиктограммами

Комбинированный

4

17.05

58

Профессии. Работа с шаблонами

Комбинированный

5

20.05

59

Профессии. Работа с шаблонами

Комбинированный

6

24.05

60

Птицы весной. Коммуникативная игра

Комбинированный

7

27.05

VIII. Система оценки достижений  планируемых результатов

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», разработанной на основе АООП образовательной организации

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Показатели  оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения коррекционного курса:

  • не выполняет задания (-)
  • выполняет задание со значительной  помощью педагога (пп)
  • выполняет задание с частичной   помощью педагога (п)
  • выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
  • выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
  • выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
  • выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

            Показатели формирования сферы жизненной компетенции   обучающегося:

  • Умение обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
  • Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
  • Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
  • Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.        

IX. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

      Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках  коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.  

    Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    - специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.

    - графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

      - алфавитные  доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»

        электронные средства (электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.

 Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.


Х.  Список литературы

1. Баряева Л.Б. “Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью”, СПБ, 2011;

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я — говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: дрофа,

2008;

З. Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006;

4. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц;

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005;

б. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:

Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. -

М.: Экзамен, 2006;

7. Катаева А. А., Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993;

1. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевьтми детьми: Учебнометодическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011.— 64 с.;

9. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.: Издательство Гном и Д, 2008.-64 с

10. Льинская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога]

/М.И.;

11. Льтнская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. 128 с. (Специальная коррекционная педагогика);

12. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. Н. Новгород, 1992;

13. Течнер С. “Введение н альтернативную коммуникацию”, М., Теревинф, 2014;

14. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. — М.: ТЦ Сфера, 2005. —64 с.;

15. Шипицына Л. М Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СП6, 1998;

16. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.- М.: Теревинф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету  «Математика» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Ро...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...